Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:23, контрольная работа
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
1. Сущность и функции финансов, финансовая политика государства……..3-4
2. Категории плательщиков единого социального налога и государственные внебюджетные фонды…………………………………………………………..4-6
3. Валютный рынок, платежный баланс страны…………………………….6-13
4. Кредит как форма движения ссудного капитала, виды кредитов…...…13-15
5. Бюджетное финансирование, государственное заимствование РФ…....15-22
6. Организация безналичных расчетов……………………………………..22-25
Список литературы………………………………………………………………26
Таким образом, валютная политика, проводимая Банком России в течение кризисного периода, в целом обеспечивала сглаживание колебаний курса, не создавая при этом препятствий для его фундаментальных изменений. В частности, во второй половине 2009 г. размах курсовых колебаний превышал 15%. За счет повышения волатильности курса Банк России создает отрицательные стимулы для экономических агентов к игре на валютном рынке. В среднесрочном периоде Банк России намеревается придерживаться такой же тактики. Однако следует отметить, что в случае дальнейшего роста цен на энергоносители и возобновления масштабного притока капитала на рубль будет оказываться значительное повышательное давление, и ЦБ РФ может вновь начать скупать валюту, не допуская повышения номинального курса рубля. В этом случае денежно-кредитная политика фактически будет такой же, как и до кризиса, что может вновь привести к возникновению «пузырей» на финансовых рынках, если органам государственной власти не удастся создать дополнительные механизмы стерилизации избыточного денежного предложения. Одной из определяющих тенденций в динамике показателей платежного баланса в 2009 г. наряду с сокращением сальдо счета текущих операций платежного баланса являлась динамика чистого оттока капитала из нефинансового сектора, который достиг по итогам года 55,2 млрд. долл. (в 2008 г. вследствие кризиса отток составил 132,8 млрд. долл.) (см. рис. 6). В то же время в течение кризиса динамика движения частного капитала была неравномерной. В III квартале 2008 г. I квартале 2009 г. чистый отток частного капитала равнялся 186,6 млрд. долл. Во II квартале 2009 г. наблюдался незначительный приток на уровне 4,2 млрд. долл., который вновь сменился оттоком в III квартале (33,2 млрд. долл.). В IV квартале 2009 г. на фоне роста уверенности иностранных инвесторов в стабильности российской экономики (по крайней мере в краткосрочном периоде) и желания заработать на укреплении рубля приток частного капитала составил 11,1 млрд. долл.
В 2009 г. неофициальный отток капитала из страны (бегство капитала) (рис. 7) также значительно снизился по сравнению с 2008 г. и составил, по нашим оценкам, порядка 21 млрд. долл., что на 38,5 млрд. долл. меньше, чем в 2008 г. Соответственно в 2009 г. наблюдалось снижение доли бегства капитала во внешнеторговом обороте с 7,8% в 2008 г. до 4,2%. Среди других особенностей платежного баланса 2009 г. следует отметить по-прежнему высокую долю доходов от экспорта энергоносителей в экспорте товаров. Снижение цен на энергоносители в конце 2008 г. продемонстрировало уязвимость платежного баланса страны. Восстановление цен на нефть в 2009 г. и снижение курса рубля позволили стабилизировать платежный баланс. Однако по мере улучшения ситуации в российской экономике начал восстанавливаться и импорт. При этом если во ГГШ кварталах 2009 г. восстановление импорта товаров происходило медленнее, чем их экспорта, то в ГУ квартале темп прироста импорта практически достиг 24%, а экспорта лишь 15%. В случае продолжения данной тенденции возможно возобновление снижения положительного сальдо счета текущих операций, что при прочих равных условиях создаст понижательное давление на курс рубля. Впрочем, отметим, что в IV квартале традиционно фиксируется сезонный всплеск импорта и его дальнейший быстрый рост на фоне стагнации в экономике вряд ли будет таким же. Что касается сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, то в среднесрочном периоде динамика потоков капитала будет в значительной мере определяться ситуацией на мировых финансовых рынках. В случае продолжения тенденции плавного восстановления мировой экономики можно ожидать чистого притока частного капитала в РФ по итогам 2010 г.
4. Кредит как форма движения ссудного капитала, виды кредитов
Ссудный капитал - это совокупность
денежных средств, на возвратной основе
передаваемых во временное пользование
за плату в виде процента. Специфика ссудного
капитала состоит в следующем (в отличие
от торгового и промышленного): владелец
(собственник) капитала продает заемщику
не сам капитал, а лишь право на его временное
использование; потребительная стоимость ссудного
капитала как товара определяется его
способностью обеспечивать прибыль заемщику;
передача капитала от
Основными участниками рынка ссудных
капиталов являются: Первичные инвесторы
— владельцы свободных финансовых ресурсов;
Специализированные посредники в лице кредитно-финансовых
Денежный рынок - совокупность
краткосрочных кредитных
Рынок капиталов - совокупность средне и долгосрочных операций, обслуживающих движение прежде всего основных средств;
Фондовый рынок - совокупность кредитных
Ипотечный рынок - совокупность кредитных
Основные принципы кредита: возвратность; срочность (возврат в точно определенный срок); платность; обеспеченность; целевой характер; дифференцированный характер.
Основными функциями кредита являются следующие:
Перераспределительная. Ссудный капитал, ориентируясь на естественно или искусственно устанавливаемый уровень прибыли в различных отраслях или регионах выступает в роли насоса, перекачивающего временно свободные денежные средства из одних сфер хозяйственной деятельности в другие. Экономия издержек обращения. Возможность восполнения временного недостатка собственных оборотных средств способствует ускорению оборачиваемости капитала и, следовательно, экономии общих издержек обращения.
Обслуживание товарооборота.
Кредит, вводя в сферу денежного обращения
инструменты безналичных расчетов (векселя,
чеки, кредитные карточки) ускоряет и упрощает
механизм экономических отношений. Ускорение
научно-технического прогресса через кредитование
5. Бюджетное финансирование, государственное заимствование
Бюджетное финансирование представляет собой выделение из государственного или местных бюджетов необходимых средств на расходы, которые связаны с выполнением государственных программ или содержание государственных организаций.
Бюджетное финансирование: основные принципы. Бюджетное финансирование выделяется получателям средств на принципах: безвозмездности; целевого назначения; соответствия утвержденным в бюджете нормам финансирования. В некоторых случаях возможно и предоставление бюджетных средств на возвратной основе. При этом на задолженность оформляется вексель, за несвоевременные выплаты по которому предполагаются штрафные санкции. Для обеспечения целевого и эффективного использования выделенных ассигнований бюджетное финансирование предполагает жесткий контроль за этим с помощью специальных контрольных органов.
Кому может быть выделено бюджетное финансирование.
Получателями средств из государственного бюджета могут быть юридические лица - предприятия и организации, в уставном фонде которых определенная часть принадлежит государству, органы исполнительной власти, государственные учреждения, армия, милиция, суды, учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.п.
Бюджетное финансирование выделяется в соответствии с утвержденной сметой обеспечения деятельности государственной учреждения. Каждое такое учреждение имеет собственную смету расходов, которая включает укрупненные статьи: заработная плата, текущие расходы, капитальные расходы и капитальный ремонт. Бюджетные средства могут выделяться не только государственным предприятиям или учреждениям непроизводственной сферы, но и коммерческим компаниям в рамках каких-либо государственных программ (например, в виде налоговых льгот, возврата перечисленных налогов, финансирование создания новых рабочих мест и т.п.).
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит сразу два определения государственного заимствования субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 6 государственное заимствование субъекта Российской Федерации – это передача в собственность субъекта Российской Федерации денежных средств, которые этот субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Согласно же статьи 90 государственные заимствования субъектов Российской Федерации – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства данного субъекта Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
Данные определения не
соответствуют друг другу (второе определение
явно шире первого, так как включает
в заимствование и
Неточность определения, данного статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключается в том, что при займе заемщик обязан возвратить не те денежные средства, которые он получил от займодавца, а лишь сумму денег, эквивалентной взятой взаймы. Этим договор займа отличается от договора хранения.
Неточность определения,
данного статьей 90 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, заключается
в том, что в данном определении
в заимствование включены гарантии,
предоставленные субъектом
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации имеют две стороны: экономическую и правовую.
С экономической точки зрения государственное заимствование субъекта Российской Федерации – это кредитное отношение, опосредующее возвратное движение стоимости в денежной форме, в котором данный субъект выступает в качестве должника.
С правовой точки зрения государственное заимствование субъекта Российской Федерации – это договор займа, в котором данный субъект выступает в качестве заемщика.
Деньги, полученные субъектом Российской Федерации посредством государственного заимствования, поступают в его собственность (о чем совершенно правильно говорит определение, данное статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). На это следует обратить внимание, поскольку в экономической литературе до сих пор господствует мнение, что при государственных займах заемщик оперирует с чужими денежными средствами и обязанность их возврата обусловлена правом собственности на эти средства займодавца.
Следует сказать, что средства, полученные субъектами Российской Федерации в результате государственных заимствований Бюджетный кодекс Российской Федерации не рассматривает в качестве доходов бюджетов этих субъектов. Поэтому в принципе становится неясным, к какому же разряду относятся деньги, поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации посредством государственных заимствований. В то же время в юридической литературе довольно традиционно деление доходов бюджета на возвратные и безвозвратные. Однако при этом всегда ощущалась определенная двойственность к оценке природы заемных средств – являются они доходом бюджета или нет . Так, С. Д. Цыпкин писал: «В прямом, собственном смысле доходами государственного бюджета являются безвозвратные поступления». Поступления в виде государственных займов «можно отнести к доходам государства только условно, лишь с точки зрения доходов государственного бюджета данного года. В конечном итоге они не создают новых доходов и должны погашаться государством». Примерно такого же мнения придерживается и Н. И. Химичева, которая пишет, что полученные посредством государственных займов средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства в собственном смысле слова. Тем не менее, – отмечает она, – им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве при недостаточности поступления собственного дохода.
Ныне точка зрения, согласно которой к доходам бюджета относятся лишь безвозвратные платежи, получила законодательное закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации называет три вида государственных заимствований, которые субъекты Российской Федерации могут использовать в качестве источника финансирования дефицита своих бюджетов:
1) государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
2) бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.
Признаками государственного
1) возвратность средств, полученных субъектом Российской Федерации по государственному заимствованию.
Собственно говоря, это
признак, присущ любому кредитному отношения,
при котором деньги совершают
«маятнико-образное» движение, разделенное
по временной фазе: на первом этапе
они движутся от кредитора к должнику,
на втором – от должника к кредитору.
При государственном
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Финансы и кредит»