Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей. Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед страной и отраслями в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1 История и принципы налогообложения
История развития косвенного налогообложения 5
Принципы налогообложения 10
Глава 2 Структура и классификация налогов
Общая характеристика косвенных налогов 14
Налог на добавленную стоимость, акцизы и их 16
характеристика
Таможенные пошлины 26
Глава 3 Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета
3.1 Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета 31
Заключение 35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ.docx

— 75.95 Кб (Скачать файл)

Антидемпинговые таможенные пошлины в РФ применяются, когда на таможенную территорию РФ ввозятся товары по цене значительно более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта на момент ввоза товара. Ставка антидемпинговой таможенной пошлины не может превышать разницы между оптовой ценой конкурирующего объекта демпинга в стране экспорта в момент вывоза и ценой его ввоза на таможенную территорию страны.

Компенсационные таможенные пошлины, взимаемые сверх обычных пошлин, применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль. Ставки компенсационных пошлин могут значительно превышать ставки ввозных пошлин на тот же товар. Компенсации таможенных пошлин в РФ применяются, когда ввозят товары, на производство или экспорт которых применялись субсидии.

 Специальные таможенные  пошлины применяются в качестве: меры защиты; меры предупреждения  в отношении участников внешне  экономических связей, нарушающих  интересы страны; ответной меры  на дискриминационные действия  отдельных стран и их союзов; меры пресечения недобросовестной конкуренции. Ставки специальных таможенных пошлин устанавливаются в каждом отдельном случае. В мировой практике взимания таможенных пошлин в экономических, политических и фискальных целях могут применяться надбавки к ним. В экономических целях такая надбавка применяется как чрезвычайная мера в условиях, когда невозможно быстро повысить таможенные пошлины. Они устанавливаются в виде скользящих и компенсационных импортных сборов. Ставки на них фиксируются и зависят от соотношения внутренних и мировых цен на ввозимые товары. Цель такого скольжения цен - регулировать объем и потоки ввозимых товаров, поддерживать конкурентоспособность товаров отечественного производства. Величина Компенсационных импортных сборов определяется в виде разницы между мировой ценой на ввозимые товары и контрольной ценой на эти товары внутри страны или группы стран. Применение компенсационных импортных сборов регулирует производство и импорт определенной продукции в интересах национальных производителей.

Преференциальные таможенные пошлины - это льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран, для поощрения импорта определенных товаров. В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран.

Таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с установленными ставками, тарифными льготами и предпочтениями. Они устанавливаются, изменяются и отменяются в соответствии с законом государства о таможенном тарифе. Правовые основы взимания таможенных пошлин в России определяются Таможенным кодексом РФ и Таможенным тарифом РФ. 
ГЛАВА 3 РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

При всех своих преимуществах косвенные налоги имеют и определенные недостатки. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок. [22, С.3]

Для современной России особо важное значение имеет отработка построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.

Рассмотрим состав доходов федерального бюджета РФ и их динамику развития (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Показатели

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

млрд.р.

%

млрд.р.

%

млрд.р.

%

млрд.р.

%

Доходы всего, в т.ч.

3597,6

100

5046,1

100

6249,2

100

6644,45

100

Налоговые доходы

2225,84

61,87

3167,82

62,78

3855,4

61,70

4261,34

64,13

Неналоговые доходы

1371,76

38,13

1878,28

37,22

2393,3

38,30

2383,11

35,87


 

Совокупный объем доходов федерального бюджета по итогам 2008 года составил 6644,45 млрд. руб., из которых 64,13% или 4261,34 млрд. руб. составляют налоговые поступления. За весь исследуемый период наблюдается положительная динамика увеличения доходов федерального бюджета. По сравнению с 2007 годом доходы федерального бюджета увеличились на 6,32% или на 395,25 млрд. руб. [40, С.22]

Как уже было сказано, поступления бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов. В настоящее время действует 9 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектов животного мира и пользование водными биологическими ресурсами, водный налог, государственная пошлина, налог добычу полезных ископаемых.

Проанализируем долю налоговых поступлений в общей сумме доходов федерального бюджета (таблица 3.2).

Таблица 3.2

Показатели

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

млрд.р.

%

млрд.р.

%

млрд.р.

%

млрд.р.

%

Налоговые доходы всего

2225,84

100

3167,82

100

3855,4

100

4261,34

100

НДС 

1191,24

53,52

1397,56

44,12

1593,76

41,34

1995,73

46,83

Акцизы

87,40

3,93

99,87

3,15

110,09

2,86

119,10

2,80

ЕСН 

261,07

11,73

310,41

9,80

368,80

9,57

404,39

9,49

Налог на прибыль

259,00

11,64

322,85

10,19

404,06

10,48

571,00

13,40

НДПИ 

404,93

18,19

731,57

23,09

1037,7

26,91

1122,9

26,35

прочие налоги и сборы 

22,2

0,99

305,56

9,65

340,99

8,84

48,22

1,13


 

По данным таблицы видно, что основное место в налоговых доходов за весь исследуемый период занимает налог на добавленную стоимость. В 2008 году на долю этого налога приходится 46,83% или 1995,73 млрд.руб.

На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозаменяющей продукции, прежде всего в легкой промышленности.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

Несомненно, все это оказывает положительное влияние на формирование бюджета страны. [8, С.8] 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Роль косвенных налогов в налоговой системе РФ велика. Можно говорить о том, что за годы экономических реформ в России сложилась налоговая система с ярко выраженной ориентацией на косвенное налогообложение, и основное место в ней занимают НДС, акцизы, таможенная пошлина. Это обусловливается «функциональной специализацией» косвенных налогов - обеспечение стабильных доходных поступлений в бюджет в условиях незначительного экономического роста, низких доходов населения.

Направления развития косвенного налогообложения в РФ вполне соответствуют международным тенденциям. При этом специфика российских социально-экономических условий обуславливает особенности налоговых преобразование в целом и косвенных налогов в частности.

В заключении необходимо отметить, что совершенствование налогового администрирования, приводящего к повышению собираемости налогов, является общей тенденцией развития косвенных налогов в РФ. Понятие налогового администрирования включает в себя особенности механизма налогообложения, уплаты и контроля, способствующие более полному исполнению налогоплательщиками своих обязанностей. При этом в перспективе большее внимание должно уделяться построению системы предварительного и текущего контроля, содержащегося в порядке исчисления и взимания налогов.

Информация о работе Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ