Кредитная политика государства и ее влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 01:53, курсовая работа

Краткое описание

Довольно тяжело отметить, как и когда возникли первые банки. Дело в том, что сегодня банки – это универсальные финансовые учреждения, которые выполняют до 300 видов разнообразных услуг. Поскольку эти операции и услуги возникли не в одно время и не в одном месте, то становится тяжело отметить, когда возникло банковское дело. Самыми давними считаются операции по сбережению денег. Этим занимались или церковные заведения, или частные лица В Середине века торговля велась монетами различных стран, городов и даже частных лиц. Все монеты имели различный вес, форму и номинал. Поэтому нужны были специалисты, которые должны бы вести учёт. Эти специалисты размещались со своими конторами там, где была наиболее развита торговля. Люди, которые занимались операциями сбережения и перемещением денег, понимали, что собранные богатства не используются. Если хотя бы некоторую часть от этих средств отдавать во временное использование, тогда можно было бы извлекать из этого выгоду. Таким образом, возникли ссудные (кредитные) операции, в основе которых лежала выдача денег на срок с обязательным возвратом и уплате процента. Залогом при этом были дома, корабли, дорогое и ценное имущество и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2-3
Банковская система Украины……………………………. …………….3-7
Национальный банк ………………………………………………………8-9
Особенности построения банковской системы в Украине…………10-12
Кредитная политика государства и ее влияние на экономику…………..13-18
Заключение………………………………………………………………..19-20
Список использованной литературы…………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ( Банковская система Украины).docx

— 47.73 Кб (Скачать файл)

• двухуровневое построение;

• четкое функциональное разделение между банками первого и второго уровней;

• функционирование банков второго уровня на коммерческих началах и на договорных отношениях с клиентурой;

• ликвидация монополии государства на банковское дело, возможность создания коммерческих банков разных форм собственности, либерализация банковской деятельности;

• организация государственного контроля и надзора за банковской деятельностью и наложение этой задачи на центральный банк;

• независимость центрального банка от государственных органов исполнительной власти;

• формирование общесистемной инфраструктуры обеспечения банковской деятельности и др.

На сформированной этим Законом правовой и концептуальной основе банковская система Украины за короткий срок прошла сложный, но довольно результативный путь развития. Самыми главными есть результаты в институционно-структурному ее развития.

К середине 1994 года открытия банка в Украине можно было сравнить с открытием частного предприятия или общества. Как следствие, число коммерческих банков к конца 1992 году превысило 90. В 1992 году их было уже 130, а в 1993 году – 207. В течение трех последующих лет, количество банков достигло 230 и стабилизировалась на этом уровне. В то же время три с пяти больших государственных банков – "Промстройбанк", "Житлосоцбанк", "Агропромбанк" – были преобразованы в акционерные компании – "Проминвестбанк", "Укрсоцбанк", а также банк "Украина". 1992-1993 лет характеризуются как период создания банков "новой волны". В этот период в результате прогрессирующего развития совместных предприятий, малых предприятий и акционерных компаний создаются банки со значительной долей частного капитала.

Народнохозяйственное значение банковского сектора Украины особенно заметно снизилось в 1994-1995 годах. Один из признаков этого этапа – низкий уровень банковского менеджмента. Это привело к банковскому кризису и банкротству отдельных банков. В течение 1994 года обанкротились 12 банков. В 1995 году 20 банков были переведены в состояние оздоровления. На протяжении 1996 года обанкротилось 45 банков (прямое банкротство), а 60 прибывали в состоянии оздоровления (скрытое банкротство). По данным Национального банка Украины, количество проблемных банков составляли 28. В начале 1998 года 23 банка проходили процедуру санации, 16 подлежали закрытию, 12 – признаны банкротами.

Приведенные цифры свидетельствуют о росте в украинской банковской системе количества случаев некредитоспособности. В период 1994-1995 лет происходило изменение акционеров многих банков, осуществлялась продажа и перепродажа коммерческих банков и их филиалов.

Стабилизация уровня инфляции ускорила процесс банкротства коммерческих банков. Главными недостатками банковской системы Украины оставались :

·  недостаточность запасов капитала в большинстве банков;

·  контроль процентных ставок через ставку рефинансирования НБУ;

·  доступ государства к бесплатным кредитам;

·  привилегированный режим работе для отдельных коммерческих банков;

·  недостаточное соблюдение принципов, действующих для банковской деятельности;

·  недостаточность конкуренции в кредитной сфере.

На сегодня в Украине действуют 15 коммерческих банков с смешанным капиталом, среди которых 5 банков имеют 100% иностранного капитала и зарегистрированы как украинские субъекты хозяйствования. Это "Кредит Лионис" (французский капитал)), "Сосиете Генерале" (французский капитал), Депозитно-кредитный банк (польский капитал), ING Bank и "Кредит Свисс". Остальные 12 банков имеют лишь часть иностранного капитала в своих уставных фондах. Кроме того, в настоящее время в Украине работают 22 представительства заграничных банков.

Размещение банков на территории государства крайне неравномерное. В Киеве и Киевский области действуют 78 банков, в Харьковской и Одесской – по 15, в Донецкой – 14, в АР Крым и Днепропетровской области – 12, во Львовской – 10. В то же время в Винницкой и Кировоградской областях вообще нет коммерческих банков. Таблица 1 показывает динамику становления банковской системы Украины.

 

Таблица 1 – Динамика развития банковской системы Украины на протяжении 1992-1997 лет

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Зарегистрированные банки:

130

207

228

230

229

229

государственные

0

0

2

2

2

2

открытые акционерные компании

0

0

96

119

125

128

закрытые акционерные компании

0

0

63

47,2

52

51

общества с ограниченной ответственностью

0

0

67

59

50

48

Банки, которые функционируют

0

0

220

210

188

189

Банки с иностранным капиталом:

0

0

12

12

14

15

со 100% иностранным капиталом

0

0

1

1

2

3

Банки, которые ликвидируются

5

6

13

0

8

1


Что касается инфраструктуры банковской системы, то заметные успехи достигнуты в формировании механизма межбанковских расчетов, межбанковского валютного рынка, рынка межбанковского кредитования и рефинансирование коммерческих банков, в создании системы банковского регулирования и контроля.

 

 

 

Кредитная политика государства и ее влияние на экономику

Для успешного решения задач финансовой и экономической стабилизации необходимо осуществить взвешенное денежно-кредитное регулирование.

Денежно-кредитная система Украины прошла сложный и противоречивый путь развития, который условно можно разделить на несколько этапов. Первый из них - становление этой системы (1991-1993 гг.) - Характеризовался собственной концепцией развития. Особенностью данного этапа в том, что, с одной стороны, было формально провозглашено рыночную идеологию, в большинстве секторов экономики происходила либерализация цен, было постановлено контроль за оплатой труда, а с другой - правительственные структуры тормозили трансформационные процессы.

В основу практической макроэкономической политики в 1992-1993 гг. был положен принцип полного отказа от использования монетарных инструментов регулирования экономики. При осуществлении денежно-кредитной политики НБУ использовал командно-административные методы, в частности - централизованное распределение кредитных ресурсов, льготное кредитование, установление кредитных ограничений. К 1994 г. в Украине вообще не действовали такие инструменты рефинансирования, как кредитные аукционы. Политика рефинансирования банков проводилась только через единый механизм - прямые кредиты, которые направлялись через бывшие государственные банки преимущественно к государственному сектору экономики.

Экономическая и денежно-кредитная политика 1993 г. не отличалась принципиально от политики 1992 г.. Продолжались попытки восстановить экономическую стабильность на основе реанимации государственного сектора за счет эмиссионного дохода, а также бюджетно-дотационной, налогово-льготной и кредитной поддержки.

Государственном бюджете Украины на 1993 год был утвержден с дефицитом в 7,7% ВВП, единственным источником покрытия которого был кредит НБУ. Прямое кредитование НБУ бюджетного дефицита неуклонно росло и к концу года достигло 99% всей кредитной эмиссии, что создало финансовую и правовую основы для "замораживания" трансформационных процессов в тех секторов экономики, где они начались. Межбанковские кредитные ресурсы преимущественно сосредоточены в бывших государственных банках.

В 1994 г. НБУ начал внедрять новую монетарную политику - это стало началом второго этапа в становлении денежно-кредитной системы Украины. С марта 1994 норма обязательных резервов уменьшается до 15%, на что рынок межбанковских кредитов отреагировал негативно - падение своих объемов.

В 1995 г. произошло перераспределение кредитных ресурсов в сторону реальной экономики. За год кредитные вложения коммерческих банков в народное хозяйство выросли на 1202 млн. до 3029 млн. грн., Т.е. в 2,5 раза [1. c.58]. НБУ отказался от практики централизованного распределения кредитных ресурсов на льготных условиях, о чем свидетельствует полная замена прямых кредитов как механизма рефинансирования на кредитные аукционы, где кредитные ресурсы распределяются на рыночных условиях. За год объем кредитов, выданных НБУ правительству, повысился в 2,2 раза [2. ст. 57].

состоянию на 15 марта 2000 г., объем средств на корреспондентских счетах коммерческих банков составил 2629 млн. грн., что значительно превышает показатель конца 1999 г. (2055 млн. грн.) [3. ст. 15]. При этом объем денежной массы также значительно увеличился (см. табл. 1).

течение 1995 г. было размещено три выпуска ОВГЗ. С 1996 г. эти облигации становятся одним из главных источников покрытия дефицита государственного бюджета.

Одним из основных недостатков осуществляемой денежно-кредитной политики было то, что большие внутренние резервы было направлено не на развитие, а на покрытие дефицита государственного бюджета.

Поэтому уже в 1997 г. ситуация существенно изменилась. К середине года доходность ОВГЗ значительно снизилась. В начале 1998 г. рынок государственных облигаций характеризовалась большими долгами по выплатам и практически полным отсутствием спроса. На конец 1998 г. рынок ОВГЗ достиг завершающей стадии стагнации, поскольку единственным покупателем государственных облигаций остался НБУ, для которого их доходность не играла никакой роли. Государство не способно было погашать кредиты с процентами, учитывая что были приняты меры по конверсии ОВГЗ.

Практический опыт реализации жесткой денежно-кредитной политики за последние 5 лет показал, что Украина не решила главных экономических задач - не остановила падение производства и не преодолела финансовый кризис.

Денежно-кредитная политика, связанная с крайними направлениями, не даст положительного результата и может быть эффективной лишь в экстремальных условиях или на короткий промежуток времени.

Еще осенью 1998 г. Президент Украины предложил скорректировать денежно-кредита политику в направлении переориентации эмиссионных ресурсов НБУ с непосредственно спекулятивной сферы в реальную экономику [4. ст. 3]. Произошел определенный трансформационный разрыв, когда кредитно-банковская система функционирует сама собой, а экономика - сама собой. Между тем денежно-кредитную политику необходимо проводить параллельно со структурной.

2000 г. можно считать началом  третьего этапа в развития  денежно-кредитной системы Украины, который призван преодолеть крайние  подходы, рассмотренные нами. В 1999-2000 гг учетная ставка в несколько раз превышала уровень инфляции, что, естественно, было тормозом в кредитовании экономики. В течение I квартале 2000 г. учетная ставка НБУ снижалась дважды и с 24 марта упала до 32% годовых. Между тем инфляция за январь и февраль достигла всего 8,1%. При таком уровне инфляции учетную ставку можно снизить до 15-20%.

Можно сформировать основные направления деятельности государства в области финансово-банковской системы. Это сбалансированная политики в сфере кредитования приоритетных отраслей национальной экономики; отказ НБУ от кредитования Правительства путем своего участия в аукционах первичной эмиссии ОВГЗ, создание условий для становления ФПГ, а также систем общественного участия в капитале банков и нефинансовых организаций.

Разработка внутренней кредитной политики требует четкого формулирования целей, кредитования, согласование их с общей политикой и стратегией банка.

целом кредитная политика должна отражать следующие ключевые моменты:

организация кредитной деятельности

управления кредитным портфелем

контроль за кредитным процессом

лимиты по отдельным направлениям кредитования

механизм сопровождения кредитных сделок

формирования резервов под возможные потери по представленным кредитам.

Способы и методы реализации кредитной политики формализуются в соответствующих внутрибанковских документах, основными из которых являются стандарты кредитования и кредитные инструкции.

Стандарты кредитования является первой составляющей реализации кредитной политики. Они содержат образцы документов, с которыми работают кредитные менеджеры и исполнители, перечень действий работников банка, которые отвечают за осуществление процесса банковского кредитования. Основная задача стандартов кредитования - определить практические действия по реализации кредитной политики. В них должны быть отражены следующие основные моменты:

порядок сбора и анализа финансовой информации

требования по обеспечению кредитов, гарантий и поручительств

правила организации кредитного процесса

порядок оценки кредитоспособности заемщика

требования по оформлению кредитной документации

образцы документов (кредитное соглашение, договор залога, поручительства).

Содержание и структура стандартов кредитования могут различаться в разных банках, но в основном содержат такие важные моменты:

описание системы кредитных полномочий работников банка

перечень видов кредитов, предоставление которых соответствует кредитной политике банка, а также неприемлемых для банка видов кредитов

сферы хозяйствования и регионы, где кредитная активность банка является приоритетной

процедура взыскания просроченной задолженности

порядок предоставления ссуд работникам банка.

Кредитные инструкции - вторая составляющая методического обеспечения процесса реализации кредитной политики.

Кредитная инструкция - описание последовательных действий по реализации конкретной процедуры.

Порядок кредитования, закрепленный в банковских кредитных инструкциях, определяет конкретные этапы процесса банковского кредитования и обеспечивает его осуществления в соответствии с требованиями кредитной политики банка.

Информация о работе Кредитная политика государства и ее влияние на экономику