Курсовая работа по "финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений финансовой политики в Российской Федерации.
Объектом исследования является финансовая политика Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_daaaaaaaaaaaaaaaaaa.docx

— 66.03 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации определяются следующие  цели и задачи финансовой политики:

- снижение государственного долга ( но на практике государственный долг имеет тенденцию к росту и увеличивается с начала 2009 года по конец 2011 года  с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза).  В структуре государственного долга  увеличивается доля внутреннего долга с 64,4 % в 2009 году до 76,4 % в 2011 году, что соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики, направленной в том числе на развитие рынка государственных ценных бумаг и обеспечение сбалансированности федерального бюджета );

  • стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции ( индекс инфляции за 2009 год 112,3 или 12,3% годовых, 2010 год 109,1 или 9,1% годовых и за 2011 год 104,6 или 4,6% годовых. Целевые параметры инфляции определены на 2012 г. на уровне 5-7% )
  • переход к среднесрочному планированию
  • сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов
  • повышение достоверности и надежности экономического прогнозирования
  • планируется введение изменений, касающихся разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области охраны здоровья, которые предусматривают передачу вопросов оказания медицинской помощи населению в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это требует соответствующего перераспределения источников доходов между региональными и местными бюджетами

-     совершенствование налоговой политики ( например с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 % до 20 %, заменен порядок уплаты НДС, введен налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц и т.д ). 

        Таким образом, посредством этих целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.        

К федеральным органам исполнительной власти, определяющим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

  • Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • Министерство финансов РФ, одной из основных задач которого является разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. В составе Министерства финансов есть специальные департаменты бюджетной политики и налоговой политики;
  • Министерство экономического развития и торговли РФ принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики РФ;
  • Министерство РФ по налогам и сборам вырабатывает и осуществляет налоговую политику с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;
  • Государственный таможенный комитет РФ участвует в разработке таможенной политики РФ и реализации этой политики.

      Важную роль в финансовой политике России играет налоговая политика. Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. В отраслевом энциклопедическом словаре дается определение налоговой политики как системы мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов. Он отмечает, что содержание и цели налоговой политики обусловлены следующими факторами: социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов .

Согласно документу, подготовленному  Минфином России, можно выявить основные приоритеты правительства в области налоговой политики 2009 – 2011 г.г. На первом месте - устойчивость бюджетной системы. Среди целей налоговой политики -это поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. Совершенствование налоговой системы будет осуществляться по следующим направлениям: выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасль; проработка вопроса о возможности введения налога на добавленный доход на новых месторождениях с отменой НДПИ по таким проектам; подготовка предложений о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50%, ставки НДПИ, корректируемой с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые. Кроме того, налоговая система будет совершенствоваться за счет введения налога на недвижимость и повышенного обложения "престижного потребления" [13].

Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создание условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния [7].

Кроме налоговой  политики Россия активно проводит бюджетную политику.

Бюджетная политика в России определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году. В Бюджетном  послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная  политика РФ на очередной финансовый год.

Стратегическими целями бюджетной политики Росси являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

    Основными задачами бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную  перспективу являются:

  • укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости (поддержание макроэкономической устойчивости российской экономики требует сохранения определенного уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного сокращения бюджетного дефицита. Правительство Российской Федерации в 2009 году  планировало  снизить дефицит федерального бюджета до 3 % ВВП к 2011 году );
  • разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
  • определение параметров развития пенсионной системы;
  • обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона   о    федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;
  • создание условий для оказания качественных государственных услуг;
  • разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
  • совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
  • обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса [14].

      В Приложении А  рассмотрим структуру доходов и расходов Федерального бюджета с 2009 – 2011 г.г по которым можно проанализировать приоритетные направления финансовой политики подробнее.

По данным таблицы доходы федерального бюджета составляют 7330,2 млрд. руб. в 2009 году, 8304,9 млрд. руб. в 2010 году и 11338 млрд.руб.  в 2011 году. Темп роста доходов в это период составил 154,7 % . Наименьшую долю доходов составляют неналоговые доходы, а именно 46,8 в 2009 году, 47% в 2010 и в 2011 годах. Наименьший удельный вес среди неналоговых доходов имеют доходы от административных платежей и сборов, а также доходов от продажи материальных и нематериальных активов, в первом случае доходы составляют 0,12%, 0,18% , 0,2 % в 2009, 2010, 2011 годах соответственно, а во втором случае 0,09%  в 2009 году, 0,13% в 2010 году и 0,2 % в 2011 году. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов имеют наибольший темп роста среди всех неналоговых доходов, а именно он составил 326 %. Наибольшую часть неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности , это 36%, 38% и 41% в 2009г., 2010 г. и в 2011 году соответственно .Налоговые доходы имеют долю в 53 % в 2009 и в 2010 году, а в 2001 году – 52 % от всех доходов федерального бюджета.  Основную часть налоговых доходов составляют доходы от налогов на товары, реализованные на территории РФ, а именно 17 %, 18%, 15 % в 2009г., 2010 г ., 2011 г. соответственно. Меньше всего приходится на доходы от задолженности  перерасчетов по отдельным налогам, сборам и иным обязательным платежам, а это 0,01 % в 2009 году, 0,4 % в 2010 гду и 0,01 % в 2011 году. Темп роста налоговых доходов в период с 2009 по 2011 годах составляет 153 %.

В расходах федерального бюджета наибольшую массу имеют в 2009 году расходы на национальную экономику ( 25 %), в 2010 году - межбюджетные трансферты (40%), в 2011 году расходы на социальную политику ( 28 %). Также основным направлением расходов федерального бюджета  в 2009 , 2010,2011 годах являются расходы на национальную оборону (18,49 % , 12,62 % , 13,81 % соответственно). Меньше всего расходов приходится на охрану окружающей среды, а именно 0,2%, 0,13 %, 0,16 % в 2009, 2010, 2011 годах соответственно. Также малое внимание уделяется  развитию культуры и средств массовой информации. Темп роста расходов федерального бюджета составляет    170 %.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации было представлено 28.06.12 в Кремле на 2012-2015гг. Бюджетное послание президента Федеральному собранию является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. В документе президент обозначил основные результаты и проблемы бюджетной политики, а также определил основные цели бюджетной политики на 2013г. и среднесрочную перспективу. Документ, как и послание предыдущего года, постулирует нацеленность экономики на развитие и экономический рост, при этом особое внимание уделено вызовам нового времени и способам борьбы с ними.

Основными целями бюджетной политики государства В.Путин назвал повышение  эффективности реализации социальных программ, переход к "программному" бюджету, более четкое стратегическое планирование его задач, обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости, улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности страны и жесткий контроль за госрасходами в связи с "неблагоприятной ситуацией в мировой экономике"[11].

 

    1. Основные проблемы финансовой политики РФ.

 

Можно обозначить следующие проблемы финансовой политики России на современном этапе:

1.высокая  степень концентрации финансовых  ресурсов в федеральном бюджете  страны, что снижает значение  региональных и местных бюджетов (по мнению Президента РФ - «Целесообразно  закрепить за субъектами Российской Федерации право самостоятельно определять объемы расходов, осуществляемых за счет соответствующих субвенций, по каждому из установленных направлений их расходования» ).

2. большие  расходы по обслуживанию государственного  долга (согласно бюджетного послания  Президента РФ - увеличение государственного  долга, в основном за счет  роста государственного внутреннего  долга, с 3 726,7 млрд руб. в 2010 г. до 8 826,3 млрд руб. (14,2% ВВП) в 2013 г.; бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 г. по сравнению с 2010 г. увеличатся в 2,5 раза . млрд. руб.

3. местные  бюджеты не обладают достаточными  финансовыми ресурсами (по мнению Президента РФ - «В последующем целесообразно увеличить нормативы долей налогов, направляемых на формирование местных бюджетов, а также повысить требования к порядку определения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и пропорции соотношения дотаций и субсидий, предоставляемых местным бюджетам из региональных бюджетов »).

4. принятие  федеральными органами власти  таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами.

5. доминирующая  роль регулирующих доходов в  структуре поступлений средств  в региональные и местные бюджеты  и низкая доля закрепленных  за территориями налоговых платежей.

  6. Несоответствие задачам и целям фин политики ( например , как уже говорилось ранее,  одна из целей финансовой политики – это снижение государственного долга, а на практике все выглядит иначе )

       Также среди  нерешенных вопросов высокая зависимость бюджетной системы РФ от сырьевых рынков, низкая эффективность реализуемых бюджетных расходов и постоянные изменения в налоговом законодательстве, структура бюджетных расходов, которая «не является оптимальной для стимулирования экономического развития», а также высокая зависимостью бюджетов субъектов РФ от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов страны.                                                                                                               

      У нас в стране  недостаточно финансируется охрана  окружающей среды,   и этот  пункт расходов стоит на последнем  месте ( удельный вес составляет 0,2 ; 0,13 и 0,16  в 2009, 2010, 2011 годах соответственно, среди всех расходов) если сейчас уделять этому мало внимания, то последствия возможно могут потребовать больших расходов, чем ,если бы мы достаточно финансировали эту статью сейчас , постепенно, не допуская критических ситуаций.

 Ряд  этих и многих других проблем  существуют на сегодняшний день  в финансовой политике России, решение которых требует  детального  изучения причин этих  проблем  и устранения их для  положительного экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Финансовая политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей, декларируемых органами государственной власти в сфере финансов.

Информация о работе Курсовая работа по "финансам"