Лекции по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций

Краткое описание

Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по торговле.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                       


 

                                                       

                                                           

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМА  5

 

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

Предприятия общественного питания, как и торговые предприятия, относятся к сфере обращения, несмотря на то, что в них наряду с чисто торговыми операциями присутствуют операции производства обеденной продукции. Кроме того, на предприятиях общественного питания организуется потребление произведенной обеденной продукции и покупных товаров.

Для исполнения функций, возложенных на них общественным разделением труда, предприятия общественного питания приобретают у поставщиков сырье, покупные товары, тару, основные средства и другие ценности. Порядок заключения договоров, документального оформления поступления ценностей на предприятия общественного питания практически не отличается от описанного ранее порядка, действующего на торговых предприятиях. Специфика деятельности предприятия общественного питания начинает проявляться в момент отражения в учете поступления ТМЦ (сырья, товаров) в его кладовую. Затем полученные ценности передаются в производственное подразделение или в буфет, и, наконец, через обеденный зал происходит реализация произведенной продукции. Именно эти операции, осуществляемые предприятиями общественного питания, и будут предметом нашего рассмотрения.

 

                5.1. УЧЕТ СЫРЬЯ, ПРОДУКТОВ И ТОВАРОВ  И ТАРЫ В КЛАДОВЫХ

 

Для синтетического учета сырья, продуктов и товаров и тары и их движения в кладовых используется активный счет 41 «Товары», субсчет «Товары на складах» — и это не случайно, так как кладовые выполняют функции складов оптовых предприятий, которые получают ценности, хранят их и отпускают другим подразделениям либо для переработки, либо для продажи. По дебету указанного счета отражают поступление ценностей, по кредиту — их выбытие (отпуск в производство или буфеты, списание товарных потерь и т.п.). Дебетовое сальдо счета 41 «Товары» отражает стоимость остатка сырья, товаров и тары в кладовых.

Если на предприятии общественного питания кладовая как самостоятельное подразделение отсутствует, то продукты могут поступать непосредственно в производственное подразделение — на кухню.В этих случаях их принимают к учету непосредственно на счет 20 «Основное производство».

В зависимости от источника для учета расчетов за поступившие ценности используются счета:

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» — при поступлении  от поставщиков;

71 «Расчеты с подотчетными лицами»  — при закупках через подотчетных  лиц;

76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами» — при закупках у населения.

Основные проводки по отражению в учете сырья, продуктов и товаров и тары, поступивших в кладовую предприятия общественного питания, выглядят следующим образом:

Дт 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму покупной стоимости фактически поступивших сырья, продуктов или товаров, которая определяется на основании сопроводительных документов, включая счета-фактуры, выписанных поставщиком;

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС от покупной стоимости поступивших сырья или товаров.

Если продовольственные товары приобретаются школьными или студенческими столовыми, а также столовыми других учебных заведений и медицинских учреждений, финансируемых полностью или частично из бюджета или фонда обязательного медицинского страхования, то НДС, включенный в первичные документы поставщика, включается в расходы этих учреждений (ст. 170 НК РФ). Это относится и к тем предприятиям общественного питания, которые реализуют свою продукцию перечисленным выше столовым (в части продукции, реализованной этим столовым).

Как правило, сырье, продукты и товары поступают в соответствующей таре. Порядок учета операций с тарой рассмотрен в главе 2 учебного пособия. Приведем лишь одну из операций:

Дт 41 «Товары», субсчет «Тара под товаром и порожняя»

 Кт 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» — на стоимость  тары.

Напомним, что операции с возвратной тары НДС не облагаются. Поскольку кладовые, как правило, не занимаются реализацией полученных ценностей и, с другой стороны, выполняют функции оптового звена, то наценка общественного питания при принятии ценностей к учету в кладовой не отражается

При закупке через подотчетное лицо последнему выдается необходимая сумма наличных денег (аванс):

Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

 Кт 50 «Касса», субсчет «Касса  организации».

 Приобретенные ценности принимаются  кладовщиками либо на ос-, новании первичных документов, выписанных поставщиком, либо на основании товарной накладной (ф. ТОРГ-12), составленной непосредственно в кладовой. Принятие к учету приобретенных ценностей и списание расходов на основании авансового отчета отражается проводкой:

 Дт 41 «Товары», субсчет «Товары  на складах»

 Кт 71 «Расчеты с подотчетными  лицами»;

 Дт 19 «НДС по приобретенным  ценностям», субсчет «НДС по приобретенным  материально-производственным запасам»

Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму НДС, оплаченного подотчетным лицом; при выполнении всех необходимых условий, включая получение от поставщика счета-фактуры, НДС, уплаченный при приобретении ценностей, принимается к вычету;

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

 Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

При закупках продуктов на рынках у населения составляется закупочный акт (ф. ОП-5), в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество и паспортные данные продавца:

Дт 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»

 Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами», субсчет «Расчеты  по закупкам у населения».

Если лицо, у которого были приобретены продукты, является предпринимателем, то налоги уплачиваются им самостоятельно; предприятие обязано лишь сообщить налоговым органам о выплаченных ему суммах. Если продавец не является предпринимателем, то предприятие должно удержать из суммы, причитающейся продавцу, налог на доходы физических лиц и перечислить его в.бюджет:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по закупкам у населения»

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».

Транспортные расходы, включенные в счет покупателю, предварительно оплаченные поставщиком, как правило, включают в состав издержек общественного питания:

Дт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки общественного питания»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС, исчисленного от суммы транспортных расходов, который после погашения задолженности перед поставщиком и получения счета-фактуры принимается к вычету;

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Порядок отражения в учете недостач или потерь от порчи товаров, выявленных при приемке, зависит от многих факторов (виновники, условия договора поставки, время оплаты и т.д.).

Так, если виновником недостачи или порчи является поставщик, а условиями договора поставки предусмотрен на этот случай отказ от оплаты недостающих (испорченных) товаров и счет поставщика не оплачен до поступления товаров, то сумма платежа уменьшается на стоимость недостающих товаров.

Если недостача или порча продуктов и товаров выявлена при их приемке, а оплата уже произошла, то на сумму недостачи может быть предъявлена претензия поставщику или перевозчику, если потери произошли по его вине:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму претензии, равной покупной стоимости недостающих продуктов или товаров и НДС от этой стоимости.

Если договором с этими организациями предусмотрена возможность взыскания штрафных санкций в случае нарушения договорных условий и признания ими своего долга, то сумма санкций также включается в сумму претензии и отражается дополнительной проводкой:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». Уместно напомнить, что суммы полученных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, являются объектом обложения НДС, следовательно:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — на сумму НДС, выделенного из суммы штрафных санкций, полученных или признанных поставщиком.

Причинами недостач могут быть также потери вследствие естественной убыли, ошибок материально ответственных лиц (кладовщиков) при приемке ценностей на складе поставщика, от транспортной организации и др. В таких случаях составляются следующие проводки:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками» — на покупную стоимость недостающих сырья, продуктов или товаров;

Дт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки общественного питания»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — на сумму

потерь в пределах естественной убыли.

Напомним, что для целей налогообложения потери от естественной убыли не принимаются до тех пор, пока правительством не будут утверждены обновленные нормы таких потерь. Поэтому в таких случаях предприятия общественного питания должны в регистре налогового учета учитывать это различие:

Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — на сумму недостачи, возникшей по вине материально ответственного лица и отнесенной за его счет.

По дебету счета 41, субсчет «Товары на складах», кроме товаров, поступивших в организацию общественного питания, отражаются продукты и товары, возвращенные из буфета:

Дт 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»

Кт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»

или из производства;

Дт 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»

 Кт 20 «Основное производство».

Сырье и продукты из кладовой выдаются в пределах суточной потребности, рассчитанной в плане-меню (ф. № ОП-2), с учетом остатков на кухне на конец предыдущего дня. План-меню составляется накануне, подписывается заведующим производством, утверждается руководителем предприятия общественного питания и по содержанию представляет собой перечень наименований (с краткой характеристикой) блюд с указанием их номеров согласно Сборникам рецептур или по технико-технологическим картам, техническим условиями и количеству порций, запланированных к выпуску. В плане-меню блюда записываются в такой последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и т.д.

Кладовые предприятий общественного питания отпускают продукты на производство (в кухню) на основании требований (ф. № ОП-3), в которых указывается необходимое количество продуктов (сырья) на предстоящий день, с учетом остатков сырья на кухне на начало дня.

Отпуск сырья (продуктов) на кухню и товаров в буфеты оформляется накладной на отпуск товара (ф. № ОП-4). Как правило, учетные цены на производстве и в буфетах отличаются от цен кладовой, поэтому стоимость отпущенных ценностей указывается в накладной в двух оценках: по ценам, применяемым в кладовой (по учетным ценам), и на производстве или в буфете (по продажным ценам). При отпуске продуктов из кладовой в производство (на кухню) первая бухгалтерская запись составляется по учетным ценам кладовой

     Дт 20 «Основное производство»

Кт 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»

и затем

Дт 20 «Основное производство»

Кт 42 «Торговая наценка» — на сумму наценки общественного питания.

На стоимость отпущенных из кладовой товаров в буфеты, мелкорозничную торговую сеть, магазины кулинарии по учетным ценам кладовой составляют проводку:

Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»

 Кт 41 «Товары», субсчет «Товары  на складах».

Если товары в буфете учитывают с торговой наценкой, то делается дополнительная запись:

Информация о работе Лекции по "Товароведению"