Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций
Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.
Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — на сумму налога на добавленную стоимость, выделенного из суммы выручки, уменьшенной на сумму налога с продаж, и подлежащего уплате в бюджет.
Как и в розничном торговом предприятии, в процессе отражения в учете продажи продукции собственного производства возникает необходимость расчета реализованной торговой наценки, сумма которой отражается методом красного сторно:
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
Кт 42 «Торговая наценка».
Следующая бухгалтерская запись составляется на сумму издержек общественного питания:
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
Кт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки общественного питания».
Как и торговым предприятиям, предприятиям общественного питания можно выделить отдельный субсчет к счету 90 «Продажи» для отражения списываемых за отчетный период расходов на продажу — субсчет «Коммерческие расходы». Это удобно в целях составления бухгалтерской отчетности по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Если предприятие общественного питания принимает такой вариант, его надо закрепить в учетной политике; в этом случае последняя проводка будет следующей:
Дт 90 «Продажи», субсчет «Коммерческие расходы»
Кт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки общественного питания».
После этих записей на субсчетах к счету 90 образуется сальдо, характеризующее финансовый результат от продажи продукции собственного производства и покупных товаров предприятием общественного питания:
Дт 90 «Продажи», субсчет «Прибыль от продаж»
Кт 99 «Прибыли и убытки» — в случае положительного результата деятельности предприятия;
Дт 99 «Прибыли и убытки»
Кт 90 «Продажи», субсчет «Убыток от продаж» — в случае отрицательного результата деятельности предприятия.
Если продажа готовых изделий и блюд осуществляется по абонементам и абонементным книжкам, утвержденным упомянутым письмом Минфина РФ № 16-31, то полученные денежные средства отражаются по мере их получения предприятием общественного питания до отпуска продукции:
Дт 50 «Касса», субсчет «Касса организации» или «Операционная касса» или
Дт 51 «Расчетные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «По авансам полученным» — на сумму оплаченных абонементов.
После отпуска продукции потребителям в учете предприятия общественного питания отражается факт продажи:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «По реализованной продукции»
Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка»;
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «По авансам полученным»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «По реализованной продукции» — зачтена в счет погашения задолженности потребителей сумма, полученная ранее за абонементы.
Дальнейшие бухгалтерские записи ничем не отличаются от рассмотренных ранее.
Для отражения в бухгалтерии свершившихся фактов хозяйственной жизни,в организациях общественного питания все материально ответственные лица в определенные сроки, установленные руководителем, по согласованию с главным бухгалтером, сдают отчеты. Кроме того, эти отчеты являются средством контроля движения и сохранности ТМЦ.
Заведующий производством (материально ответственное лицо кухни) составляет, как правило, ежедневно ведомость учета движения продуктов и тары на кухне (ф. № ОП-14). В отличие от товарного отчета в нем имеются показатели «Фактический остаток товаров», «Излишки» и «Недостача», что позволяет непосредственно в самом отчете выявлять расхождения, сопоставляя фактический остаток с учетным. При составлении отчета о движении продуктов и тары на производстве может проставляться учетная цена производства с наценкой или без нее. Каждый предыдущий и последующий отчеты увязываются между собой остатками на конец и начало дня, т.е. остаток на начало дня берут из предыдущего отчета по графе «На конец дня» и т.д. по каждому последующему отчету. Если отчет составляется на следующий день после проведения инвентаризации, то остаток на начало дня должен быть взят из инвентаризационной ведомости. Каждая приходная и расходная сумма подтверждается соответствующими документами, приложенными к отчету. Приходные суммы подтверждаются накладными кладовой, расходные — актами о продаже и отпуске изделий кухни или актами о реализации готовых изделий кухни, заборными листами, накладными на возврат продуктов и тары в кладовую и другими. В отчете особо выделяется оборот по ценам фактической реализации. К ведомости учета движения продуктов и тары на кухне прилагают план-меню и один экземпляр меню.
Сведения о таре указываются на оборотной стороне отчета в натуральном и стоимостном выражении. Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне оформляется в двух экземплярах: первый со всеми подтверждающими документами сдается в бухгалтерию, а второй остается у заведующего производством с распиской бухгалтера в получении отчета с указанием даты. Бухгалтер проверяет заполнение ведомости как по форме, так и по существу, т.е. правильность и полноту заполнения всех реквизитов, сверяет цифровые данные с суммами первичных документов, приложенных к отчету. Все приведенные ранее проводки по отражению поступления сырья, продуктов, товаров составляются именно на основании отчетов и ведомостей.
5.3. УЧЕТ ТОВАРОВ В БУФЕТАХ, МАГАЗИНАХ КУЛИНАРИИ И
Большинство предприятий общественного питания реализует свою продукцию и покупные товары не только через обеденные залы, но и через буфеты, бары, магазины кулинарии и мелкорозничную сеть (киоски, ларьки, лотки и т.п.). При этом продукция собственного производства, полуфабрикаты, покупные товары в эти подразделения предприятий общественного питания поступают из доготовочных цехов, цехов по производству полуфабрикатов, кладовых. Поступление продукции от своих доготовочных цехов, цехов по производству полуфабрикатов оформляется дневными заборными листами или накладными, а из кладовых — накладными.
Приемка товаров от сторонних поставщиков осуществляется по общим правилам. Сопроводительными документами являются накладные, счета-фактуры, сертификаты качества или результаты контрольных анализов специальных лабораторий. С момента передачи продукции материальная ответственность переходит к лицу, принявшему эту продукцию. В зависимости от вида торгового подразделения материально ответственными лицами могут быть заведующий магазином, бригадир продавцов, бармен, буфетчик, киоскер, лоточник и др. Индивидуальная материальная ответственность оформляется при сменной работе и предполагает обязательную передачу товарных ценностей по акту о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица (ф. № ОП-18). В акте указываются наименование товаров, их количество в натуральных измерителях, цена реализации и общая сумма остатка по каждому наименованию. Акт составляется в трех экземплярах: первый вместе с товарным отчетом и первичными документами сдается в бухгалтерию, второй предназначен для принимающего ценности, третий — для лица, передающего товары и тару.
При бригадной материальной ответственности передача ценностей между сменами отражается в книге передачи, которая заводится на длительный временной период. Сведения о передаваемых остатках заносятся в эту книгу и подписываются передающей и принимающей сторонами. При этом необходимость в указанном ранее акте отпадает. Реализация продукции, как правило, осуществляется за наличный расчет через кассу. Сумма выручки подтверждается чеками и показаниями счетчиков кассовых машин или квитанциями к приходным кассовым ордерам на сдачу денег в конце смены при реализации с лотков. В конце рабочего дня показания кассовых чеков сверяют с отчетами кассира.
В установленные сроки (но, как правило, не реже одного раза в пять дней) материально ответственные лица торговых подразделений представляют в бухгалтерию предприятия товарные отчеты с прилагаемыми к ним документами, подтверждающими приход и расход ценностей.
Товарные отчеты составляются в двух экземплярах: первый остается в бухгалтерии, а второй с распиской бухгалтера возвращается материально ответственному лицу. После проверки товарных отчетов 70 форме и существу обязательно проводится встречная сверка при-кодных и расходных операций сданными ведомостей (отчетов) и прилагаемых к ним документов кладовой, кухни, кассы.
Продавцы лотков, ларьков, как правило, товарных отчетов не составляют — ежедневно в конце рабочего дня они сдают выручку за реализованные товары в кассу предприятия. По правилам оформления 1 кассовых операций выписывается приходный кассовый ордер, квитан-• ция к которому выдается материально ответственному лицу в подтверждение принятых денег. Остатки нереализованных товаров и продукции собственного производства возвращаются в кладовую, доготовоч- ный цех либо в цех по производству полуфабрикатов — в зависимости от места их получения или установленных на предприятии правил. О возврате нереализованной продукции и товаров делается отметка в том документе, по которому товар был получен, — в приходно-расходной накладной или дневном заборном листе. Продукция и товары в мелкорозничную сеть не отпускаются, если продавец лотка (ларька) по каким-либо причинам не отчитался за предыдущий день.
В связи с такой ежедневной отчетной процедурой, установленной для продавцов мелкорозничной торговой сети, отпадает необходимость в составлении ими товарных отчетов, так как реализация и возврат продукции в данном случае фиксируются в товарных отчетах кладовых или других подразделений предприятия.
В бухгалтерии для учета продукции собственного производства и покупных товаров, находящихся в буфетах, магазинах кулинарии и других торговых подразделениях предприятия общественного питания, применяется счет 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле». Как правило, на этом субсчете товары и продукция собственного производства учитываются по ценам реализации. По дебету отражается поступление товарных ценностей, по кредиту — реализация, или возврат этих ценностей, или выбытие по другим причинам. Дебетовое сальдо отражает остаток товарных ценностей в буфете или других подразделениях торговой сети предприятия общественного питания.
Если учетная цена производства или кладовой отличается от цены реализации торговой сети, то для отражения разницы в ценах применяется счет 42 «Торговая наценка». При этом составляются следующие проводки:
Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»
Кт 41 «Товары», субсчет «Товары на складах» — поступление товарных ценностей из кладовой на сумму по учетным ценам кладовой;
Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»
Кт 42 «Торговая наценка» — на сумму наценки торговой сети;
Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»
Кт 20 «Основное производство» — поступление готовой продукции из производств на сумму по учетным ценам производства;
Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»
Кт 42 «Торговая наценка» — на сумму наценки торговой сети;
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
Кт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле» — списаны реализованные продукция собственного производства и товары на сумму по учетным ценам торговой сети;
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж
Кт 42 «Торговая наценка» — сторнировочная запись на сумму торговой наценки, приходящейся на реализованные товары
Дт 50 «Касса», субсчет «Операционная касса»
Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — отражается сумма поступившей выручки от реализации, равная продажной стоимости собственной продукции и товаров;
Дт 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»
Кт 41 «Товары», «Товары в розничной торговле» — возврат нереализованных товаров на сумму по учетным ценам кладовой;
Дт 42 «Торговая наценка»,
Кт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле» — отражается сумма наценки розничной торговой сети, приходящейся на возвращенные в кладовую ценности;
Дт 20 «Основное производство»
Кт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле» — отражается сумма возврата нереализованной продукции собственного производства по учетным ценам производства;
Дт 42 «Торговая наценка»
Кт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле» — отражается сумма наценки розничной торговой сети, приходящейся на возвращенные на кухню ценности.
Тема 6
КОНТРОЛЬ СОХРАННОСТИ ТОВАРОВ, ТАРЫ И ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И
Инвентаризация на торговых предприятиях и предприятиях общественного питания проводится в сроки, установленные руководителем торгового предприятия и указанные в учетной политике, но не реже одного раза в год. Кроме того, инвентаризации могут проводиться по требованию вышестоящих организаций, налоговых и следственных органов.