Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 03:04, курс лекций
В 1 Экономическая сущность и роль гос бюджета. Стр-ра доходов о расх бюд.
Государственный бюджет это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов. Ф-ции бюд-та: распределительная –поступление и распределен ср-в на разл гос цели, конотрольная – контроль за формированием и исп-нием фин ср-в в разл звеньях эк-ки. Бюджет является основой финансового хозяйства государства к нему предъяв сл требования: универсальность, публичность, специализация.
Классификация налогов на прямые и косвенные налоги плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает прибыль или доход, владеет имуществом или получает его; окончательным же плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене товара. Однако, необходимо учитывать, что данное предположение является именно теоретическим, поскольку на практике при определенных обстоятельствах прямые налоги также в конечном итоге могут оказаться переложенными на потребителя (например, через механизм роста цен). С другой стороны, косвенные налоги в ряде случаев сложно переложить на потребителя, так как при дополнительном введении косвенных налогов потребители далеко не всегда продолжают покупать товар по повышенным ценам в прежнем объеме, следовательно, уменьшается объем продаж товара. Прямые налоги: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; косвенных налогов: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы;
Общие, специальные (целевые). Общ –поступают в общую дох-ную часть бюджета, целевые расх-ся строго на спец цели (продажа бенз, топлива, смазочн масел).
(ВАРИАНТ 2) Вопрос 2. Налоги и их функции.
Налог (сбор, пошлина) - обязательный взнос в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиками налога в соответствии с законодательными актами. Субъектом налогообложения, или плательщиком налога, является юридическое или физическое лицо, которое обязано в соответствии с законом уплачивать налог. Объект налогообложения то, что в силу закона подлежит обложению налогом, т.е. это тот количественно измеримый экономический феномен, который служит базой для исчисления налогов (доходы, капитал, земля, отдельные виды деятельности, добавленная стоимость и т.д). Ставка н-га - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения.
Различают следующие виды ставок:
1.Твердые ставки
2.Пропорциональные ставки
действуют в одинаковом
3.Прогрессивные ставки
предполагают прогрессивное
4.Регресеивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода.
Виды налогов.
По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются на доход и на имущество налогоплательщика. При прямых налогах денежные отношения возникают непосредственно между гoc-вом и налогоплательщиком, который вносит деньги непосредственно в гос. казну. Прямые налоги в свою очередь делятся на:
-взимаемые только с
-взимаемые только с юридических лиц (налог на прибыль, налог на доходы, на имущество, воду);
-взимаемые как с юридических,
так и с физических лиц (
Косвенные налоги – н-ги, включаемые в виде надбавки в цену товара, работы, услуги. Косвенные налоги оплачивает непосредственно сам покупатель данных товаров, работ, услуг. К этим налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины. При косвенных налогах субъектом налогообложения становится продавец товаров, работ, услуг как посредник между налогоплательщиком (покупателем) и государством по взиманию налогов с покупателя и передачи их в казну.
По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые), которые используются строго на определенные цели.
В соответствии с гос. устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные (акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, подоходный налог), региональные (транспортный налог, налог с продаж, на недвижимость, имущество организаций, регион. лицензионные сборы и т.д.) и местные налоги (земельный налог, на рекламу, на наследование и дарение, на имущество физ. лиц).
Совокупность взимаемых в гoc-
Функции налогов.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
1. Фискальная функция-
с помощью налогов пополняются
средства гос. казны, которые
используются затем на
2. регулирующая гoc-во, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, правилами налогообложения, создает условия для ускоренного развития тех или иных производств и отраслей, т. е. регулирует рыночную экономику. 3.Стимулирующая - с помощью налогов гoc-во стимулирует техн. прогресс, увеличение числа рабочих мест и др..
4.Распределительная с
помощью налогов в бюджете
аккумулируются денежные
5.Контролирующая гoc–во контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц; источники доходов и направление расходования средств.
В 3. Сущность и значение государственного кредита. Формы ГК.
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика,
кредитора и гаранта.
Как экономическая категория ГК находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер. На основе возвратности и платности. Обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Как финансовая категория ГК выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию ГК осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
2. Регулирующая ф-ция ГК инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.Государство регулирует денежное обращение.
3. Контрольная ф-ция –контроль движения ден ср-в централизованного фонда в обе стороны на условиях возвратности.
Формы кр
Казначейские ссуды – как форма ГК выражает отношение оказания фин.помощи п.п. и организациям органами гос.власти и управления за счет бюджетных средств на след.принципах: платности, возвратности, срочности. Казн.ссуды в отличии от банковских кредитов выдаются на льготных условиях по срокам ( долгосрочные), и по форме % ниже, = под 7-10%.
Казнач.обязательства в отличии от облигаций подлежат реализации только среди населения, средства от их реализации гос-во направляет исключительно на пополнение бюджета.
Гарантированные займы – гарантируют безусловное погашение займа правительством выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хоз.организациями. Как правило по таким займам правительство реально несет финансов.ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Заимствование средств общегоссударственного ссудного фонда – хар-ся тем, что гос.кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных рес-ов на покрытие расходов правительства.
Внешний гос кредит совокупность отношений в кот.гос-ва выступает на мировом фин.рынке в роле заемщика, кредитора, гаранта. Эти отношения принимают форму гос.внешних займов, кот.предоставляются на тех же условиях, т.е. срочность, платность, возвратность. Сумма полученных внешних займов с начисленными % включается в гос. Долг страны. Предоставление внеш.займов осуществляется за счет бюдж.средств или в специальных правительственных фондах.
Основной целью гос.внеш.займов является содействие укреплению экономического потенциала, приодоление фин трудностей страны получателя и оказание продовольственной помощи. Гос внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Предоставляется в валюте страны кредитора или страны заемщика или 3-ей страны.Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставщиками или валютой. Основными кредиторами нашей страны выступают развитые страны и м/у народные фин.организации. ( мы должны - м/у народный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Парижский клуб кредиторов, Лондовский клуб кредиторов. С м/у народным валютным фондом мы недавно расчитались).
(ВАРИАНТ 2)
Вопрос 5.3. Гос. кредит
В целях бесперебойного финансирования
государственных потребностей государство
может привлекать к покрытию своих расходов
свободные фин ресурсы юр лиц и населения.
Главным способом их получения является
государственный кредит.
Особенность государственного кредита
состоит в срочности, возвратности и платности
предоставленных средств, однако государственный
кредит нельзя смешивать с банковским
кредитом, т.к. взятые на основе гос-го
кредита взаймы средства поступают в распоряжение
органов гос-й власти, превращаясь в доп-е
финансовые ресурсы, направляемые на покрытие
бюджетного дефицита.
Источником погашения гос кредита и процентов
по нему являются средства гос бюджета.
Т. О., госй кредит представляет собой отношения
вторичного распределения стоимости валового
общественного продукта и части национального
богатства.
Формирование доп-х финансовых ресурсов
государства за счет мобилизации временно
свободных денежных средств у юридических
лиц и населения — это одна сторона государственно-кредитных
отношений.
Второй их стороной выступают финансовые
связи, обусловленные возвратностью и
платностью средств дополнительно мобилизованных
государством. При этом выплата доходов
кредиторам обеспечивается преимущественно
за счет бюджетных поступлений, причем,
круг налогоплательщиков не совпадает
с кругом держателей ценных бумаг.
Объективная необходимость использования
гос кредита для удовлетворения потребностей
общества обусловлена постоянным противоречием
между величиной этих потребностей и возможностями
гос-ва по их удовлетворению за счет бюджетных
доходов.
Гос кредит может быть внутренним и внешним.
Так как основная доля гос-х расходов осуществляется
в национальной валюте, то преимущественное
развитие получает внутренний гос кредит.
Функционирование госу кредита ведет
к образованию государственного долга.
Капитальный государственный долг представляет
собой всю сумму выпущенных и не погашенных
долгов обязательыхств государства, включая
начисленные проценты, которые должны
быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют
расходы по выплате доходов кредиторам
по всем долговым обязательствам государства
и по погашению обязательств, по которым
наступил срок оплаты. Внутренний гос
кредит может выступать в следующих формах:
-государственные займы; -обращение части
вкладов населения в гос займы; • заимствование
средств общегос-го ссудного фонда; •
казначейские ссуды; -гарантированные
займы.
1. Государственные займы как форма гос
кредита хар-ся тем, что временно свободные
денежные средства юр и физ лиц привлекаются
на финансирование общественных или гос-х
потребностей путем выпуска облигаций,
казначейских обязательств и других видов
гос ценных бумаг,
Облигация — это наиболее распространенны
вид ценных бумаг, символизирующий гос-е
долговое обязательство и дающее ее владельцу
право по истечении определенного срока
получить обратно сумму долга и проценты
по нему.
казначейские обязательства в отличие
от облигации заключается в целях выпуска,
форме выплаты доходов и свободе обращения.
Средства, поступающие от продажи облигаций,
направляются на пополнение как бюджетного,
так и внебюджетного фондов. А средства
от казначейских билетов на пополнение
бюджета. Гос внутренние займы клас-ся
по нескольким признакам:
° по праву эмиссии: выпускаемые центральным
правительством; республиканскими правительствами;
местными органами власти.- по форме вьшлаты
ДОХОДОВ займы делятся на: процентные,
выигрышные, процентно-вьшгрышные, беспроцентные;
- по срокам погашения: краткосрочнме (до
1-го года); срсднесрочные (до 5 лет); долгосрочные
(свыше 5 лет); -по срокам размещения: добровольные:
размещаемые по подписке; -принудительные.
2. В отличие от первой формы гос кредита,
когда юр и физ лица добровольно приобретают
гос ценные бумаги, во втором случае (обращение
части вкладов населения в гос-е займы)
учреждения сберегательного банка предоставляют
кредит государству за счет заемных средств
(они распоряжаются деньгами населения).
Международное направление гос-го кредита
представлено совокупностью отношений,
в к-х государство выступает на мировом
рынке в роли заемщика или кредитора. Эти
отношения принимают форму государственных
внешних займов. Как и внутренние займы,
они предоставляются на условиях срочности,
возвратности и платности. Сумма полученных
внешних займов с начисленными процентами
включается в гос долг страны.
Гос-е внешние займы могут предоставляться
в денежной или товарной формах и обычно
бывают средне- и долгосрочными.
Казначейская ссуда как форма государственного
кредита выражает отношения оказания
финансовой помощи юридическими лицами
органам государственной власти на условиях
срочности, возвратности и платности (сейчас
практически не используется).
(ВАРИАНТ 3) 3.Сущность и значение гос-го кредита. Формы.
В условиях
дестабилизации финансового
Основной формой государственного заимствования является государственный кредит- совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами — физические и юридические лица.
Предоставляется на началах возвратности и платности. Однако отличается от банковского и коммерческого кредита. Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
Мобилизацию денежных средств на возвратной основе могут также осуществлять местные органы власти. В этом случае полученные средства часто имеют четко выраженную целевую направленность (на строительство дорог, школ, благоустройство городских и сельских районов). В результате сокращается спрос местных органов на средства для социального развития регионов, выделяемые из республиканского бюджета.
Государственный кредит используется также для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении. Если же заимствованные государством средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. И наконец, если кредитором являются юридические лица, а полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной массы в обращении возрастет.
Осуществляя заимствование на финансовом
рынке, государство увеличивает
спрос на заемные средства. Этот
дополнительный спрос вызывает рост
уровня процентной ставки на рынке
кредитов. Продолжение правительственных
заимствований для бюджета
Классическая форма