Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства[3,с.111].
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ 4
1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений 4
1.2 Функции межбюджетных отношений 9
2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ ЗА 2006-2007 ГГ 11
3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗВИТИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Функции
первого порядка обеспечивают
перераспределение доходов
Посредством функций второго порядка гарантируется предоставление населению общественных услуг, достигается выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.
Межбюджетные
отношения должны быть
При решении
вопросов распределения
- степень обеспеченности
собственными доходами местных
бюджетов должна быть
- максимальная децентрализация
доходов не согласуется с
- закрепление расходных
функций за бюджетами
- существование ряда услуг, которые экономически целесообразно закрепить за вышестоящем уровнем управления, чтобы избежать дублирование услуг местными администрациями ( например при проведении природоохранных мероприятий), либо для обеспечения экономии государственных средств;
- степень децентрализации расходов ограничена наличием доходных источников местных бюджетов, достаточных для обеспечения расходных функций. Имеется ввиду необходимость обеспечения равенства доходов и расходных функций региональных бюджетов.
2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ ЗА 2006-2007 ГГ.
При решении вопросов распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней следует исходить из следующих положений:
закрепление расходных функций за бюджетами различных уровней должно обеспечить высокое качество и эффективность государственных услуг. Учитывая этот факт, местным бюджетам следует передавать расходы, связанные с удовлетворением социально-культурных нужд населения обеспечивающих функционирование непроизводственной инфраструктуры (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, общественный транспорт, охрана окружающей среды, благоустройство и т.п.). Однако максимальная децентрализация указанных расходов в ряд случаев имеет ограничения;
Анализ состава, структуры распределения доходов и расходов
консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005 – 2006 гг.
Республиканский бюджет
Таблица 2.1
|
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение уд.весов, пр. пунктов |
Удельный вес % |
Удельный вес % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы – всего в том числе: |
69,1 |
74,7 |
5,6 |
Налоговые доходы из них: |
53,3 |
65,4 |
12,1 |
Налоги на доходы и прибыль из них: |
36,1 |
30,4 |
-5,7 |
Налог на прибыль |
64,9 |
55,8 |
-9,1 |
Налоги на товары и услуги из них: |
60,8 |
76,6 |
15,8 |
НДС |
69,7 |
69,9 |
0,2 |
Акцизы |
81,6 |
94,8 |
13,2 |
Экологический налог |
3,6 |
78 |
74,4 |
Налоговые доходы от внешне-экономической деятельности |
100 |
100 |
0 |
Взносы на государственное социальное страхование |
100 |
100 |
0 |
Неналоговые доходы |
69,3 |
81,1 |
11,8 |
Источник: собственная разработка [6, с.513]
Таблица 2.2
|
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение уд.весов, пр. пунктов |
Удельный вес % |
Удельный вес % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы – всего в том числе: |
30,9 |
25,3 |
-5,6 |
Налоговые доходы из них: |
46,7 |
34,6 |
-12,1 |
Налоги на доходы и прибыль из них: |
63,9 |
69,6 |
5,7 |
Подоходный налог |
100 |
100 |
0 |
Налог на прибыль |
35,1 |
44,2 |
9,1 |
Налог на собственность |
100 |
100 |
0 |
Налоги на товары и услуги из них: |
39,2 |
23,4 |
-15,8 |
НДС |
30,3 |
30,1 |
-0,2 |
Акцизы |
18,4 |
5,2 |
-13,2 |
Экологический налог |
96,4 |
22 |
-74,4 |
Неналоговые доходы |
30,7 |
18,9 |
-11,8 |
Источник: собственная разработка [6, с.514]
Приведенные данные в таблице 2.1 показывают, что удельный вес доходов республиканского бюджета в 2006 г вырос по сравнению с 2005 г на 5,6 процентных пунктов. Данное изменение произошло с увеличением налоговых доходов на 12,1 процентных пунктов и неналоговых доходов на 11,8 процентов. Следовательно, при увеличении поступлений в республиканский бюджет снижается доля доходов в местном бюджете соответственно. Рассматривая отдельно налоговые доходы можно отметить, что в значительной степени вырос объем поступлений в республиканский бюджет экологического налога на 74,4 % (2005г- 3,6%, 2006г-78%), акциз на 13,2% (2005г- 81,6%, 2006г-94,8%), но при этом снизилась доля поступлений налогов и доходов на прибыль на 5,7 % , (2005г- 36,1%, 2006г-30,4%), из них налог на прибыль на 9,1 %.
Анализируя
доходную часть бюджета в
Республиканский бюджет
Таблица 2.3
|
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение уд.весов, пр. пунктов |
Удельный вес % |
Удельный вес % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Расходы – всего в том числе на: |
60,7 |
62,6 |
1,9 |
Общегосударственные расходы из них на: |
- |
50,5 |
50,5 |
Государственные органы общего назначения |
52,2 |
51,6 |
-0,6 |
Международную деятельность |
100 |
100 |
0 |
Национальную экономику из них на: |
- |
78,2 |
78,2 |
Промышленность, энергетику, строительство и архитектуру |
18 |
96 |
78 |
Сельское хозяйство, рыбо-хозяйственную деятельность |
26,8 |
70,4 |
43,6 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь |
5,2 |
76,1 |
70,9 |
Жилищные и коммунальные услуги |
0,2 |
0,5 |
0,3 |
Социально-культурные мероприятия |
31,3 |
60,2 |
28,9 |
Источник: собственная разработка [6, с.513]
Таблица 2.4
|
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение уд. весов, пр. пунктов |
Удельный вес % |
Удельный вес % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Расходы – всего в том числе на: |
39,3 |
37,4 |
-1,9 |
Общегосударственные расходы из них на: |
- |
49,5 |
49,5 |
Государственные органы общего назначения |
47,8 |
48,4 |
0,6 |
Национальную экономику из них на: |
- |
21,8 |
21,8 |
Промышленность, энергетику, строительство и архитектуру |
82 |
4 |
-78 |
Сельское хозяйство, рыбо-хозяйственную деятельность |
73,2 |
29,6 |
-43,6 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь |
94,8 |
23,9 |
-70,9 |
Жилищные и коммунальные услуги |
99.8 |
99,5 |
-0,3 |
Социально-культурные мероприятия |
68,7 |
39.8 |
-28,9 |
Источник: собственная разработка [6, с.514]
Приведенные данные в таблице 2.3 показывают, что удельный вес расходов в республиканском бюджете за 2006 г увеличился, но не значительно (на 1,9%). Данный рост произошел в связи с увеличением доли общегосударственных расходов и расходов в национальную экономику. Рассматривая более детально статьи расходов в национальной экономике, можно сказать, что переариентация расходов по статье «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» произведена практически в полном объеме из местного бюджета в республиканский бюджет. При увеличении расходов в целом по всем статьям в республиканском бюджете снижается доля расходов в местном бюджете соответственно.
Информация о работе Межбюджетные отношения в Республике Беларусь