Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:05, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
- оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка.
Из таблицы 1 видно что кредиты России предоставлялись до 1998 года после этого года Россия решила полностью отказаться от сотрудничества с МВФ за невыгодностью условий сотрудничества.
Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, будет зависеть от страны в чей национальной валюте сделаны эти резервы.
Исполнительный совет (Директорат)
отвечает за текущие дела МВФ. Семь
из 24 исполнительных директоров назначаются
странами с наибольшими квотами
(Германия, Великобритания, Китай, Франция,
Саудовская Аравия, США и Япония),
остальные избираются управляющими
из других стран с соблюдением
принципов регионального
МВФ часто критикуют различные
учёные и политики. Причин находится
много, но чаще всего упоминают
МВФ предоставляет
займы с выдвижением ряда
Большая часть кредитов,
выданных МВФ Югославии в 80-ых годах,
ушла на обслуживание этого долга
и решение проблем, вызванных
выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил
Югославию прекратить экономическое
выравнивание регионов, что привело
к росту сепаратизма и
В 1989 году МВФ предоставил Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов население и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.
В 80-ые годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд. долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.
В
результате реформ Мексика — страна,
где впервые была одомашнена кукуруза
— стала её импортировать. Полностью
была уничтожена система поддержки
мексиканских фермерских хозяйств. После
вступления страны в НАФТА в 1994 году
либерализация пошла ещё
Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).
Талица 2- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2010 года
Категория долга |
млн. долларов США |
млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
36 484,1 |
26 983,2 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
902,0 |
667,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 811,2 |
1 339,5 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 265,5 |
936,0 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
813,2 |
601,4 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3 588,9 |
2 654,3 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
25 487,0 |
18 849,9 |
внешний облигационный заем 2030 года |
19 520,7 |
14 437,3 |
внешний облигационный заем 2018 года |
3 466,4 |
2 563,7 |
внешний облигационный заем 2028 года |
2 499,9 |
1 848,9 |
Задолженность по ОВГВЗ |
1 775,3 |
1 313,0 |
в том числе: |
|
|
ОВГВЗ VII серии |
1 750,0 |
1 294,3 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
841,0 |
622,0 |
В данный момент Россия имеет самый маленький внешний долг в Европе. И одна из основных частей приходится на международные финансовые организации в большей степени с системой всемирного банка в этом легко убедится проанализировав данные таблицы 2
Из таблицы 2 видно что основной долг приходится международным финансовым организациям в лице всемирного банка.
На данный момент долг перед международными финансовыми организациями уже не так существенен как был во время экономического кризиса 90-х. И он является таким из-за того что кредиты системы всемирного банка носят проблемный характер для России и поэтому она старается не прибегать к их помощи. И чаще всего из-за того что он носит проамериканский характер.
Основой сотрудничества России
с региональными международными
банками развития является ее членство
в организациях системы Всемирного
банка (ВБ), в первую очередь в
Международном банке
Стратегия деятельности МБРР
России в 2000-2002 гг. характеризовалась
ограниченным объемом нового кредитования,
в зависимости от реализации действующих
проектов и выполнения макроэкономических
программ (в том числе осуществления
структурных мероприятий по программам
соответствующих бюджетных
В целом на этом этапе
сотрудничества в отношениях России
и ВБ обнаружились серьезные проблемы,
которые проявились в резком сокращении
запланированных объемов
Эти проекты охватывают практически все сектора экономики - энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов.
Портфель реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.
Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.
К тому же вступление в силу
почти всех действующих проектов
МБРР после утверждения российского
займа Советом директоров задерживалось
в среднем на десять месяцев, а
самая большая задержка - почти
два года - была отмечена в отношении
займа на развитие службы занятости
и социальной защиты. Это снижает
эффективность использования
Последняя Стратегия ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.
Несмотря на сокращение общего
размера портфеля займов МБРР, сотрудничество
с Банком в целом способствовало
ознакомлению с позитивным международным
опытом в различных сферах, внедрению
современных социальных, экономических
и управленческих технологий, повышению
профессионализма широкого круга российских
специалистов в процессе совместной
работы. Кроме того, без содействия
Банка прогресс в законодательных,
институциональных и
Став членом МБРР, Россия
обрела новый источник финансовых средств.
В основном кредиты банка предназначены
для создания объектов инфраструктуры.
Значительна и доля реабилитационных
займов, направленных на восстановление
экономики и поддержку
За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.
Российская Федерация
является членом других, помимо МБРР, организаций
Всемирного банка. В декабре 1992 г. она
была принята в Многостороннее агентство
по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую
организацию в области