Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ расходов федерального бюджета за 2009-2011 годы и определение мероприятий по повышению их эффективности.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов и их классификацию;
2. Провести анализ расходов Федерального бюджета за 2009-2011 годы и определить динамику;
3. Рассмотреть мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов………………… 5
1.1 Понятие и социально-экономическое назначение
бюджетных расходов………………………………………………………….. 5
1.2 Принципы осуществления расходов бюджета……………………….... 7
1.3 Классификация расходов бюджета с целью планирования
и анализа……………………………………………………………………….. 11
Глава 2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг................................................................................................... 14
2.1 Динамика расходов федерального бюджета………………………… 14
2.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……………. 17
2.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность................. 24
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета…………………………………………………………………………. 28
3.1 Приоритеты бюджетных расходов…………………………………. 28
3.2 Бюджетная политика в условиях глобальных рисков……………. 33
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список литературы……………………………………………………………. 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

4. Расходование бюджетных  средств следует также подчинять принципу сбалансированности бюджета: объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. [1;ст.33]

5. Принцип полноты отражения  расходов бюджетов означает, что  все расходы бюджетов подлежат  отражению в бюджетах в обязательном  порядке и в полном объеме. [1;ст.32]

Закрепление и реализация указанного принципа служат гарантией  подконтрольности распределения бюджета, являются примером формы реализации контрольной функции финансов на конкретном их участке - бюджетной системе.

6. Принцип достоверности  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития территории и реалистичность  расчета доходов и расходов  бюджета. [1;ст.37]

Сущность данного принципа применительно к расходованию бюджетных  средств подразумевает соответствие планируемых затрат действительно  необходимым для развития общественно-территориальных  образований мероприятиям, расчету  и закреплению расходов в соответствии с их реальными финансовыми возможностями.

7. Принцип законности, он  означает предъявление к расходованию  средств бюджетов требования  четкого соответствия нормам  закона в его широком понимании. Расходование бюджетных средств невозможно без правового оформления.

Принцип законности вытекает из того, что расходы бюджета осуществляются в рамках урегулированных нормами  права общественных отношений.

 

1.3. Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа

В связи с многообразием  видов и форм расходов бюджетов необходима их обоснованная группировка. И для  этого используется бюджетная классификация  расходов.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку  расходов бюджетов всех уровней и  отражает направление бюджетных  средств на выполнение единицами  сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций,  решение социально-экономических  задач. [8;83]

Существование бюджетной  классификации расходов является основой  для планирования и анализа бюджетных  расходов.

 В финансовой теории  и бюджетном законодательстве  может применяться целый ряд  признаков классификации расходов  бюджетов. Классификация расходов  бюджетов бюджетной системы может  производиться по следующим признакам: 

1) функциональное назначение;

2) экономическое назначение;

3) ведомственное назначение.

Важнейшей является функциональная классификация, согласно которой расходы  бюджетов группируются по выполнению основных функций государства и  решению вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной  власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти. [1;ст.21]

Функциональная классификация расходов представлена: расходами на оборону; расходами, связанными с экономической деятельностью; расходами, связанными с социальным страхованием и обеспечением расходами, связанными с управление государством, обеспечением общественного порядка и безопасности.

В РФ согласно этому подходу  бюджетные расходы можно классифицировать следующим образом: общегосударственные  вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

Экономическая классификация расходов предусматривает группировку всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию. Данная классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капиталовложения, заработная плата, дотации, субсидии и прочее [1;ст.22]

Экономическая классификация  состоит из пяти уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент  расходов.

Классификация бюджетных  расходов по ведомственному признаку является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных  ассигнований по главным распорядителям средств бюджета, перечень которых  утверждается в структуре ведомственной  классификации расходов федеральным  законом о бюджете РФ на соответствующий  год. [1;ст.24]

Подобная классификация  обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет  контролировать их целевое использование. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ состава и структуры  расходов

федерального  бюджета  на  2009-2011 год.

2.1  Динамика  расходов федерального бюджета

     Проведем сравнительный анализ расходной  части Федерального бюджета 2009 – 2011 годов. Для этого используем данные Федеральный закон от 03.10.2010 №255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год»; Федеральный закон от 7 октября 2011 г. N 272-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"; «Отчет об исполнении Федерального бюджета за 2011 год» от 01.01.2012.

Федеральный бюджет на 2009-2011 год был направлен на повышение  уровня жизни населения и повышения  всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и  инновационных отраслей, обеспечение  безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

Расходы федерального бюджета  на 2009 год составили 9660,1 млрд. руб., на 2010 год 10115,6 млрд. руб., а в 2011 году 10935,2 млрд. руб. Дефицит федерального бюджета  в 2009 году составил 2322,3 млрд.руб., в 2010 году в сумме 1811,8. В 2011 году бюджет исполнен с профицитом в сумме 430,8 млрд. руб. 

Проведем сравнительный  анализ расходной части федерального бюджета на 2009-2011 годы, используя данные ПРИЛОЖЕНИЙ А, Б.

Наибольший удельный вес  в расходах федерального бюджета  в 2011 году занимают расходы на социальную политику.  Они составили  28,61% всех расходов или 3128,5 млрд. руб.  Хотелось бы отметить, что в бюджете на 2009 и 2010 год эта статья занимает незначительную долю в общем объеме расходов. Резкий скачек обусловлен тем, что в 2011 году оказывается дополнительная поддержка государственным внебюджетным фондам. Финансирование социальной сферы в 2011 году возросло по сравнению с 2009 годом на 2805,0 млрд. руб. или на 9,67%.

Национальная экономика  занимает второе место в распределении  бюджетных средств. В 2009 году сумма  составляла 1650,7 млрд. руб., в 2011 расходы  увеличились  до 1 790,2 млрд. руб., в  процентном соотношении на 8,45%.

На третьем  месте в списке расходов бюджета стоит национальная оборона, а на четвертом месте национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

Оба эти раздела наращивают финансирование. Мы видим, что такой  показатель, как национальная оборона  имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год, составив 1516,0 млрд. руб. А прогноз  по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 255,3 млрд. руб., относительно 2009 года. В процентном соотношении  оба показателя постепенно растут. 

Пятым разделом, доля которого составляет в 2011 году составляет 7,2 % от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В 2011 году сумма расходов составила 787,4 млрд. руб., сумма расходов по отношению к запланированному в 2009 году уменьшилась на 65,7 млрд. руб.

В 2011 году можно наблюдать  отрицательную динамику расходов по статье межбюджетных трансфертов. По сравнению  с 2009 годом финансирование этой статьи сократилось на 2942,1 млрд. руб. или  на 0,18%. Если сравнивать с 2010 годом, то в 2011 году так же наблюдается сокращение финансирования отрасли на 3484,7 млрд. руб. или 0,16%.

Следующим разделом, удельный вес которого увеличивается в  общем объеме расходов, является образование, в 2011 году составляет 5,1%. В динамике этот показатель растет как в относительном, так и в абсолютном выражении.

Расходы на здравоохранение и спорт в 2011 году составили 543,8 млрд. руб., превысив расходы 2009 года на сумму 191,5 млрд. руб. Увеличение сумм по данной статье связано с повышением страховых взносов.

Менее финансируемые разделы  федерального бюджета, удельный вес  которых 2011 году от 0,2-2,6 % в общем  объеме расходов занимают: охрана окружающей среды;  культура, кинематография и  СМИ; обслуживание государственного и  муниципального долга; жилищно-коммунальное хозяйство.

Наблюдается рост расходов, относительно 2009 , года на поддержку  культуры, кинематографии и средств  массовой информации, из федерального бюджета.

Бюджетные расходы  в сфере  культуры и кинематографии направлены на обеспечение функционирования и  сохранности федеральных учреждений культуры, завершение работ по реконструкции  и реставрации Государственного академического Большого театра России, Государственного академического Мариинского театра, Государственного Эрмитажа.

Увеличение объемов расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  обусловлено увеличением бюджетных  ассигнований  на предоставление субсидии государственной корпорации - Фонду  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества  указанного фонда, переданного в  собственность Российской Федерации  в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

Бюджетная политика в сфере  средств массовой информации  ориентирована на развитие теле- и радиовещания на территории Российской Федерации, включая модернизацию его инфраструктуры, в ходе которой будет продолжена замена аналогового оборудования на цифровое и перевод государственных фондов в сфере теле- и радиовещания в электронный вид, поддержку и развитие российских информационных агентств, создание условий для повышения информированности населения зарубежных стран о событиях в России.

По основным разделам исполнение федерального бюджета варьировалось от 49,5% по прочим расходам в составе расходов на национальную экономику до 82,8% по расходам на сельское хозяйство и рыболовство (также в составе расходов на национальную экономику). Расходы на межбюджетные трансферты общего характера (традиционно наиболее высоко исполняемые расходы федерального бюджета) по итогам рассматриваемого периода были профинансированы на 78,2% от установленных на год значений.

Из проведенного нами анализа  состава и структуры расходов  можно сделать вывод, что наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальную политику (28,61%).

 

2.2 Финансирование  социально-культурных мероприятий

Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования выступают  социально-культурные мероприятия, которые  охватывают собой: здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; физическую культуру; мероприятия  в области молодежной политики и  социальное обеспечение.

Конституция РФ гарантирует  права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства –  обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую  помощь. Государство финансирует  развитие здравоохранения за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, а также  через систему обязательного  медицинского страхования (ОМС), созданную  в России в 1991 году.

Расходы федерального бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2011 году составили 543,8 млрд. руб., превысив расходы 2009 года на сумму 191,5 млрд. руб. Увеличение сумм по данной статье связано с повышением страховых взносов.

Наибольший удельный вес  в составе расходов на здравоохранение  в 2011 году занимают расходы на амбулаторную помощь. Они увеличились по сравнению  с 2009 годом на 90,9 млрд. руб. или на 2,72% и составили 143,6 млрд. руб.

Что касается финансирования физической культуры и спорта, то так  же можно проследить положительную  динамику. В 2011 году выделение средств  из федерального бюджета на содержание и развитие физической культуры и  спорта увеличилось по сравнению  с 2009 годом  на 28,1 млрд. руб.

 Глава Минспорттуризма Российской Федерации Виталий Мутко заявил, что существенное увеличение финансирования отрасли в 2011 году обусловлено реализацией Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы".

Неблагоприятная ситуация затронула  такие статьи расходов как: заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов,  санитарно-эпидемиологическое благополучие, а так же расходы на содержание скорой медицинской помощи.

Расходы на заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов в 2011 году уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 0,8 млрд. руб. и составили 5,7 млрд. руб.

Расходы на санитарно-эпидемиологическое благополучие в 2011 году уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 14,8 млрд. руб. Вероятнее всего сокращение финансирование по данной статье обусловлено растущей реформой бюджетных организаций и степенью платности медицинских услуг.

Информация о работе Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета