Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ расходов федерального бюджета за 2009-2011 годы и определение мероприятий по повышению их эффективности.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов и их классификацию;
2. Провести анализ расходов Федерального бюджета за 2009-2011 годы и определить динамику;
3. Рассмотреть мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов………………… 5
1.1 Понятие и социально-экономическое назначение
бюджетных расходов………………………………………………………….. 5
1.2 Принципы осуществления расходов бюджета……………………….... 7
1.3 Классификация расходов бюджета с целью планирования
и анализа……………………………………………………………………….. 11
Глава 2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг................................................................................................... 14
2.1 Динамика расходов федерального бюджета………………………… 14
2.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……………. 17
2.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность................. 24
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета…………………………………………………………………………. 28
3.1 Приоритеты бюджетных расходов…………………………………. 28
3.2 Бюджетная политика в условиях глобальных рисков……………. 33
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список литературы……………………………………………………………. 39
4. Расходование бюджетных средств следует также подчинять принципу сбалансированности бюджета: объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. [1;ст.33]
5. Принцип полноты отражения
расходов бюджетов означает, что
все расходы бюджетов подлежат
отражению в бюджетах в
Закрепление и реализация указанного принципа служат гарантией подконтрольности распределения бюджета, являются примером формы реализации контрольной функции финансов на конкретном их участке - бюджетной системе.
6. Принцип достоверности
бюджета означает надежность
показателей прогноза
Сущность данного принципа
применительно к расходованию бюджетных
средств подразумевает
7. Принцип законности, он
означает предъявление к
Принцип законности вытекает
из того, что расходы бюджета
1.3. Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа
В связи с многообразием видов и форм расходов бюджетов необходима их обоснованная группировка. И для этого используется бюджетная классификация расходов.
Классификация расходов бюджетов
представляет собой группировку
расходов бюджетов всех уровней и
отражает направление бюджетных
средств на выполнение единицами
сектора государственного управления
и местного самоуправления основных
функций, решение социально-
Существование бюджетной классификации расходов является основой для планирования и анализа бюджетных расходов.
В финансовой теории
и бюджетном законодательстве
может применяться целый ряд
признаков классификации
1) функциональное назначение;
2) экономическое назначение;
3) ведомственное назначение.
Важнейшей является функциональная классификация, согласно которой расходы бюджетов группируются по выполнению основных функций государства и решению вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. [1;ст.21]
Функциональная классификация расходов представлена: расходами на оборону; расходами, связанными с экономической деятельностью; расходами, связанными с социальным страхованием и обеспечением расходами, связанными с управление государством, обеспечением общественного порядка и безопасности.
В РФ согласно этому подходу
бюджетные расходы можно
Экономическая классификация расходов предусматривает группировку всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию. Данная классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капиталовложения, заработная плата, дотации, субсидии и прочее [1;ст.22]
Экономическая классификация состоит из пяти уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.
Классификация бюджетных расходов по ведомственному признаку является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджета, перечень которых утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год. [1;ст.24]
Подобная классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевое использование.
Глава 2. Анализ состава и структуры расходов
федерального бюджета на 2009-2011 год.
2.1 Динамика расходов федерального бюджета
Проведем сравнительный анализ расходной части Федерального бюджета 2009 – 2011 годов. Для этого используем данные Федеральный закон от 03.10.2010 №255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год»; Федеральный закон от 7 октября 2011 г. N 272-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"; «Отчет об исполнении Федерального бюджета за 2011 год» от 01.01.2012.
Федеральный бюджет на 2009-2011 год был направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.
Расходы федерального бюджета на 2009 год составили 9660,1 млрд. руб., на 2010 год 10115,6 млрд. руб., а в 2011 году 10935,2 млрд. руб. Дефицит федерального бюджета в 2009 году составил 2322,3 млрд.руб., в 2010 году в сумме 1811,8. В 2011 году бюджет исполнен с профицитом в сумме 430,8 млрд. руб.
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009-2011 годы, используя данные ПРИЛОЖЕНИЙ А, Б.
Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета в 2011 году занимают расходы на социальную политику. Они составили 28,61% всех расходов или 3128,5 млрд. руб. Хотелось бы отметить, что в бюджете на 2009 и 2010 год эта статья занимает незначительную долю в общем объеме расходов. Резкий скачек обусловлен тем, что в 2011 году оказывается дополнительная поддержка государственным внебюджетным фондам. Финансирование социальной сферы в 2011 году возросло по сравнению с 2009 годом на 2805,0 млрд. руб. или на 9,67%.
Национальная экономика занимает второе место в распределении бюджетных средств. В 2009 году сумма составляла 1650,7 млрд. руб., в 2011 расходы увеличились до 1 790,2 млрд. руб., в процентном соотношении на 8,45%.
На третьем месте в списке расходов бюджета стоит национальная оборона, а на четвертом месте национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
Оба эти раздела наращивают финансирование. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год, составив 1516,0 млрд. руб. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 255,3 млрд. руб., относительно 2009 года. В процентном соотношении оба показателя постепенно растут.
Пятым разделом, доля которого составляет в 2011 году составляет 7,2 % от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В 2011 году сумма расходов составила 787,4 млрд. руб., сумма расходов по отношению к запланированному в 2009 году уменьшилась на 65,7 млрд. руб.
В 2011 году можно наблюдать отрицательную динамику расходов по статье межбюджетных трансфертов. По сравнению с 2009 годом финансирование этой статьи сократилось на 2942,1 млрд. руб. или на 0,18%. Если сравнивать с 2010 годом, то в 2011 году так же наблюдается сокращение финансирования отрасли на 3484,7 млрд. руб. или 0,16%.
Следующим разделом, удельный вес которого увеличивается в общем объеме расходов, является образование, в 2011 году составляет 5,1%. В динамике этот показатель растет как в относительном, так и в абсолютном выражении.
Расходы на здравоохранение и спорт в 2011 году составили 543,8 млрд. руб., превысив расходы 2009 года на сумму 191,5 млрд. руб. Увеличение сумм по данной статье связано с повышением страховых взносов.
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых 2011 году от 0,2-2,6 % в общем объеме расходов занимают: охрана окружающей среды; культура, кинематография и СМИ; обслуживание государственного и муниципального долга; жилищно-коммунальное хозяйство.
Наблюдается рост расходов, относительно 2009 , года на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета.
Бюджетные расходы в сфере
культуры и кинематографии направлены
на обеспечение функционирования и
сохранности федеральных
Увеличение объемов расходов
на жилищно-коммунальное хозяйство
обусловлено увеличением
Бюджетная политика в сфере средств массовой информации ориентирована на развитие теле- и радиовещания на территории Российской Федерации, включая модернизацию его инфраструктуры, в ходе которой будет продолжена замена аналогового оборудования на цифровое и перевод государственных фондов в сфере теле- и радиовещания в электронный вид, поддержку и развитие российских информационных агентств, создание условий для повышения информированности населения зарубежных стран о событиях в России.
По основным разделам исполнение федерального бюджета варьировалось от 49,5% по прочим расходам в составе расходов на национальную экономику до 82,8% по расходам на сельское хозяйство и рыболовство (также в составе расходов на национальную экономику). Расходы на межбюджетные трансферты общего характера (традиционно наиболее высоко исполняемые расходы федерального бюджета) по итогам рассматриваемого периода были профинансированы на 78,2% от установленных на год значений.
Из проведенного нами анализа состава и структуры расходов можно сделать вывод, что наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальную политику (28,61%).
2.2 Финансирование социально-культурных мероприятий
Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования выступают социально-культурные мероприятия, которые охватывают собой: здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.
Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.
Расходы федерального бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2011 году составили 543,8 млрд. руб., превысив расходы 2009 года на сумму 191,5 млрд. руб. Увеличение сумм по данной статье связано с повышением страховых взносов.
Наибольший удельный вес в составе расходов на здравоохранение в 2011 году занимают расходы на амбулаторную помощь. Они увеличились по сравнению с 2009 годом на 90,9 млрд. руб. или на 2,72% и составили 143,6 млрд. руб.
Что касается финансирования физической культуры и спорта, то так же можно проследить положительную динамику. В 2011 году выделение средств из федерального бюджета на содержание и развитие физической культуры и спорта увеличилось по сравнению с 2009 годом на 28,1 млрд. руб.
Глава Минспорттуризма Российской Федерации Виталий Мутко заявил, что существенное увеличение финансирования отрасли в 2011 году обусловлено реализацией Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы".
Неблагоприятная ситуация затронула такие статьи расходов как: заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, санитарно-эпидемиологическое благополучие, а так же расходы на содержание скорой медицинской помощи.
Расходы на заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов в 2011 году уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 0,8 млрд. руб. и составили 5,7 млрд. руб.
Расходы на санитарно-эпидемиологическое благополучие в 2011 году уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 14,8 млрд. руб. Вероятнее всего сокращение финансирование по данной статье обусловлено растущей реформой бюджетных организаций и степенью платности медицинских услуг.
Информация о работе Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета