Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ расходов федерального бюджета за 2009-2011 годы и определение мероприятий по повышению их эффективности.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов и их классификацию;
2. Провести анализ расходов Федерального бюджета за 2009-2011 годы и определить динамику;
3. Рассмотреть мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов………………… 5
1.1 Понятие и социально-экономическое назначение
бюджетных расходов………………………………………………………….. 5
1.2 Принципы осуществления расходов бюджета……………………….... 7
1.3 Классификация расходов бюджета с целью планирования
и анализа……………………………………………………………………….. 11
Глава 2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг................................................................................................... 14
2.1 Динамика расходов федерального бюджета………………………… 14
2.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……………. 17
2.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность................. 24
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета…………………………………………………………………………. 28
3.1 Приоритеты бюджетных расходов…………………………………. 28
3.2 Бюджетная политика в условиях глобальных рисков……………. 33
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список литературы……………………………………………………………. 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

Финансирование скорой медицинской  помощи из федерального бюджета в 2011 году сократилось на 0,2 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом и составило 0,3 млрд. руб. Хотелось так же отметить, что в 2011 году  по сравнению с 2010 годом выделение средств из федерального бюджета на содержание данной отрасли уменьшилось на 0,1 млрд. руб. Таким образом, прослеживается постепенная тенденция сокращения финансирования скорой медицинской помощи (ПРИЛОЖЕНИЕ В,Г).

По мнению Константина  Савинова, руководителя комиссии по здравоохранению  и социальной политике городской  думы города Екатеринбурга, такая ситуация должна настораживать, поскольку скорая медицинская помощь является одним из основных видов помощи, которую оказывает местное самоуправление.

Продолжается реализация приоритетного  национального проекта «Здоровье». Общий объем бюджетных средств, выделенных на финансирование этого проекта составил в 2011 году 117,4 млрд. руб.

В ближайшие годы продолжится реализация федеральных целевых программ, мероприятия которых направлены на решение вопросов по обеспечению необходимой медицинской помощью и лекарственными средствами населения Российской Федерации и реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье».

В соответствии с законопроектом «Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации» с 2013 года предполагается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в сфере  здравоохранения,  переориентирование финансового обеспечения отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, ранее осуществляемого за счет бюджетных ассигнований, за счет средств бюджета фонда медицинского страхования.  

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных  и муниципальных учреждениях. Образование  финансируется из бюджетов всех уровней  бюджетной системы.

Из федерального бюджета  в основном финансируются высшее профессиональное образование и  научные исследования в образовательной  сфере. В 2011 году финансирование образования из федерального бюджета увеличилось по сравнению с 2009 годом на 135,4 млрд. руб. или на 32,39% (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

Увеличение финансирования образования связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются денежные средства на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Среди всех расходов на образование  особое внимание уделяется финансированию высшего послевузовского профессионального  образования. В 2011 году сумма расходов по этой статье занимает значительную долю всех расходов на образование  и составляет 402,4 млрд. руб. (рис. 1).

 

Рисунок 1 Выделение средств из федерального бюджета на образование в 2011 году (млрд.руб.)

Если рассматривать финансирование образования в динамике за период с 2009 по 2011 год, можно заметить что  выделение средств из федерального бюджета на содержание высшего послевузовского  профессионального образования увеличивается с нарастающим итогом. Увеличение финансирование по этой статье в период с 2009 по 2011 год составило 67,6 млрд. руб. или 1,2% (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

То, что в расходах федерального бюджета на образование наибольший удельный вес приходится на финансирование высшего профессионального образования (72,71%) и общего образования (10,14%), можно  объяснить тем, что бюджетная  политика в сфере образования  направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.

В последнее время государство  уделяет особое внимание финансированию дошкольного образования. Расходы  по этой статье увеличились с 2009 года на 1,6 млрд. руб. или 0,25% и составили 5,6 млрд. руб. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д,Е).

Это обусловлено тем, что с 2010 года начали работать программы поддержки  развития дошкольных учреждений в регионах, на реализацию которого в 2011 году из федерального бюджета был выделен 1 млрд. руб. В  частности были увеличены расходы  на решение такой острой проблемы, как нехватка мест в детских садах. В ближайшие два года только в  рамках этой целевой программы регионы  получат на эти цели 2 млрд. руб. [18;36]

Бюджетные расходы  в сфере  культуры и кинематографии направлены на обеспечение функционирования и  сохранности федеральных учреждений культуры, завершение работ по реконструкции  и реставрации Государственного академического Большого театра России, Государственного академического Марлинского  театра, Государственного Эрмитажа.

Расходы федерального бюджета  на культуру, кинематографию и средства массовой информации увеличились в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 33,2 млрд. руб. или на 1,3% (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

Наибольший удельный вес  в расходах федерального бюджета  на культуру, кинематографию и средства массовой информации  занимают расходы  на культуру (74%) и расходы на телевидение и радиовещание (51,3%) (ПРИЛОЖЕНИЕ И).

Увеличение расходов по статье культура, кинематография и средства массовой информации, несомненно, связанно с реализацией федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011годы)». В 2009 году в рамках этой программы из федерального бюджета было выделено 5896,43 млн. руб.

В этом году, согласно приказу  Министерства культуры от 30 марта 2012 года, утвержден организационно-финансовый  план федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» на 2012 год. Согласно этому плану на реализацию программы будет выделено из федерального бюджета 21,8 млрд. руб.[6]

Социальная политика является одним из важнейших направлений  государственного регулирования экономики. Она — органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего  развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения  производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества.

По данным ПРИЛОЖЕНИЙ А, Б социальная политика в 2011 году является наиболее крупным и быстрорастущим направлением расходов федерального бюджета. Данный раздел имеет немаловажное значение, но его финансирование занимало в 2009-2010 годах незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Но в 2011 году наблюдается резкий рост доли расходов, составляя 3128, 5 млрд. руб. или  28,6%. Таким образом, оказывается дополнительная поддержка государственным внебюджетным фондам.(рис. 2)

 

Рисунок 2 Расходы федерального бюджета на социальную политику в 2011 году (млрд. руб)

Наибольший удельный вес  в составе расходов на социальную политику в 2011 году занимают расходы  на пенсионное обеспечение граждан (68,43%), на социальное обеспечение населения (25,15), а так же расходы на охрану семьи и детства (6,11%) (ПРИЛОЖЕНИЕ К).

Государство уделяет огромное внимание финансированию пенсионного  обеспечения, ведь одним из  важнейших  приоритетов бюджета является поддержка  старшего поколения. В 2011 году по сравнению  с 2009 годом расходы федерального бюджета по этой статье увеличились  на 1919,5 млрд. руб. или на 9,78%.

Расходы на социальное обеспечение  населения возросли в 2011 году по сравнению  с 2009 годом на 694,4 млрд. руб. или на 8,52%.

Расходы федерального бюджета  на охрану семьи и детства в 2011 году  увеличились по сравнению  с 2009 годом на 189,2 млрд. руб. или на 91,1%.

Рост расходов на охрану семьи и детства значительно  опережает увеличение расходов по многим другим статьям. Темп роста по этой статье в 2011 году по сравнению с 2009 годом  составил 9109,52%, а по сравнению с 2010 годом – 6832,14% (ПРИЛОЖЕНИЕ Л). 

В 2012 году на охрану семьи  и детства предусматривается  выделение из федерального бюджета 172,1 млрд. руб., что превышает расходы  по этой статье в 2011 году на 25,2% [18;36]

Увеличение расходов федерального бюджета на социальную политику обусловлено повышением с 2011 года тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование с 26,0% до 34,0% от фонда оплаты труда (с сохранением тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%).

Хотелось бы отметить, что  в ближайшее время особое внимание будет уделено поддержке детей  сирот, а так же детей, оставшихся без попечения родителей. Рост расходов на их обучение предусмотрен для каждой ступени образования включая высшее. Для детей-инвалидов в 2012 году планируется выделить 2,5 млрд. руб. на дистанционное образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

 

 

2.3 Расходы на  оборону страны и национальную безопасность

Национальная оборона  является основным и самым весомым  составным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением  и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.

Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних  лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.

Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону  является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны Российской Федерации всегда являлись прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

Значительный объем расходов государства на национальную безопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности - вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов  страны и защита россиян - прямая обязанность  государства.

Эти деньги идут на борьбу с преступностью  и терроризмом, на предотвращение и  ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2011 году увеличились по сравнению  с 2009 годом на 253,млрд. руб. или 1,25% и  составили 1259,8  млрд. руб. По сравнению  с 2010 годом так же произошло увеличение финансирования на 174,4 млрд. руб. или 1,16% (ПРИЛОЖЕНИЕ М).

Наибольший удельный вес  в составе расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность занимают расходы на содержание органов внутренних дел (26,99%) и расходы  на содержание органов безопасности (18,89%) (ПРИЛОЖЕНИЕ Н).

Увеличение расходов в 2011 произошло по всем направлениям за исключением расходов на содержание органов прокуратуры. Финансирование этой статьи сократилось по сравнению  с 2009 годом на 12,8 млрд. руб. или 0,74% (ПРИЛОЖЕНИЕ М).

Расходы на национальную оборону  в 2011 году по сравнению с 2009 годом  увеличились на 327,8 млрд. руб. или  на 1,28% и составили 1516,0 млрд. руб. (ПРИЛОЖЕНИЕ П).

Рост расходов на национальную оборону связан с обеспечением Государственной  программы вооружения на 2011 - 2020 годы, которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами  вооружения и военной техники начиная с 2011 года. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил новой техникой и вооружением (ПРИЛОЖЕНИЕ Р).

Новацией в механизме финансирования закупок вооружения и военной  техники активно используется  с 2011 года. Это позволило заключать  долгосрочные контракты и обеспечивать поставку военной продукции в  более ранние сроки.

Практически в 2 раза  увеличились бюджетные расходы на реализацию федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года», что позволит удовлетворить потребности Вооруженных Сил в современном вооружении, военной и специальной технике, обеспечить присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг. В 2011 году увеличен объем бюджетных расходов на дополнительное денежное стимулирование военнослужащих с 33 до 42 млрд. рублей. Это позволит увеличить число военнослужащих, имеющих повышенное денежное содержание.

Информация о работе Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета