Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ расходов федерального бюджета за 2009-2011 годы и определение мероприятий по повышению их эффективности.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов и их классификацию;
2. Провести анализ расходов Федерального бюджета за 2009-2011 годы и определить динамику;
3. Рассмотреть мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов………………… 5
1.1 Понятие и социально-экономическое назначение
бюджетных расходов………………………………………………………….. 5
1.2 Принципы осуществления расходов бюджета……………………….... 7
1.3 Классификация расходов бюджета с целью планирования
и анализа……………………………………………………………………….. 11
Глава 2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг................................................................................................... 14
2.1 Динамика расходов федерального бюджета………………………… 14
2.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……………. 17
2.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность................. 24
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета…………………………………………………………………………. 28
3.1 Приоритеты бюджетных расходов…………………………………. 28
3.2 Бюджетная политика в условиях глобальных рисков……………. 33
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список литературы……………………………………………………………. 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

Ресурсное обеспечение реформирования денежного довольствия учтено при  подготовке проекта федерального бюджета  на 2012 - 2014 годы с поэтапным переходом   на новые параметры денежного довольствия в различных федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Планируются бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по повышению  престижа военной службы в рядах  Вооруженных Сил. На материально-техническое  обеспечение и перевооружение министерств  «силового» блока в 2011 - 2012 годах  предусмотрены дополнительные бюджетные  ассигнования для обеспечения безопасного  проведения XXII Олимпийских игр в 2014 году в сумме 22,5 млрд. рублей.

Начиная с 2012 года, финансовое обеспечение  милиции общественной безопасности будет осуществляться за счет средств  федерального бюджета. Объем бюджетных  ассигнований, необходимый для перевода милиции общественной безопасности на федеральный уровень определяется в проекта федерального бюджета на 2012 - 2014 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

3.1 Приоритеты бюджетных расходов

В экономической литературе понятие «эффективность» выражается соотношением результата от какого-либо мероприятия и затрат на его осуществление и имеет особенность определяться качественно и количественно. Качественная составляющая эффективности бюджетных расходов — достижение определенных качественных характеристик, заложенных в бюджетном планировании. С количественной стороны эффективность — степень достижения количественного результата и последующего сравнения данного результата с совокупностью результатов аналогичных действий.

Другой взгляд на данную дефиницию раскрывает эффективность использования государственных средств как процесс определения экономности и продуктивности, а также результативности выполнения поставленных задач.

Экономность - достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема государственных средств или наилучшего результата с использованием заданного объема государственных средств.

 Продуктивность — соотношение между выпуском продукции, объемом оказанных услуг и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Результативность — степень соответствия фактических результатов деятельности запланированным результатам.

Оценка эффективности бюджетных расходов будет представлять собой деятельность соответствующих уполномоченных государственных (муниципальных) структур, направленную на сопоставление затрат и результатов от расходования бюджетных средств. Проблема определения эффективности бюджетных расходов должна решаться по мере создания системы показателей, отражающих ее. Данная система должна структурироваться по двум аспектам:

  1. По уровням распределения бюджетных средств;
  2. По специфическим направлениям расходов бюджетов.

Понятие «эффективность» получает свою трактовку:

  1. Минимизация расходов;
  2. Оптимизация расходов;
  3. Экономия ресурсов.

Критерии эффективности  должны основываться, во-первых, на сведение к минимуму низкоэффективных расходов. Во-вторых, распределение бюджетных  расходов по направлениям наибольшей социальной значимости.

Хотелось бы отметить, что  наибольший удельный вес в составе  расходов федерального бюджета в 2011 году занимают расходы на социальную политику. Увеличение расходов наблюдается  и по другим статьям, имеющим наибольшую социальную значимость, таким как: образование, здравоохранение, культура. Увеличение финансирование в основном связано  с реализацией федеральных программ.

Среди основных критериев  эффективности бюджетных расходов выделяют: противодействие коррупции, снижение административных барьеров; совершенствование контрольно-надзорной деятельности; оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти; оптимизация численности государственных служащих; повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально-значимых сферах; создание условий для оптимизации бюджетной сети; привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров; снижение неустановленных видов оплаты услуг государственных (муниципальных) учреждений; развитие материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников; внедрение в деятельность государственных и муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.

В соответствии с бюджетным посланием Президента России о бюджетной политике в 2012 – 2014 годах  с этого года будет  проведена реформа денежного  довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Реформа будет проходить  в два этапа: с этого года –  в Вооруженных Силах Российской Федерации и системе МВД России, с 2013 года — в остальных силовых ведомствах. Одновременно будет проведена реформа пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников военной организации, в результате чего размер пенсий значительно вырастет.

С 2012 года финансовое обеспечение  полиции будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Одновременно будет проведена реформа денежного довольствия и социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел.

В 2012 году средний  размер пенсий возрастет более чем  на 11 процентов (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года), социальных пособий — на 6 процентов.

Не позднее 2012 года должна быть решена проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с принятыми обязательствами.

Будет продолжена реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержка культуры, физической культуры и спорта. Заслуживают особого внимания вопросы экологии, в том числе механизмы и правила финансирования природоохранных мероприятий.

Меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому  наращиванию расходов. Необходимо внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества.

Ориентации бюджетных  расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосударственными, прежде всего социально ориентированными некоммерческими организациями. Поддержка подобной деятельности должна вестись как посредством государственных и муниципальных закупок оказываемых ими услуг, которые должны рационально сочетаться с государственными (муниципальными) заданиями для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, так и с помощью грантовых механизмов, позволяющих поощрять разнообразные инициативы.

В целях стимулирования инновационного развития страны необходимо продолжить:

  1. Поддержку инновационного предпринимательства за счет содействия появлению фондов посевных инвестиций, поощрения увеличения расходов корпораций на инновации, стимулирования создания инновационных организаций вузами, государственными научными учреждениями и научными учреждениями государственных академий наук;
  2. Применение механизмов софинансирования заказов компаний на исследования и разработки в форме грантов, субсидий и иных механизмов, предусмотренных законодательством;
  3. Предоставление субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений;
  4. Государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в образовательных и научных учреждениях;
  5. Поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  6. Поддержку государством деятельности венчурных фондов, предоставление гарантий при реализации инновационных проектов;
  7. Формирование и финансирование крупных научно-технологических проектов, поддерживаемых на принципах государственно-частного партнерства и направленных не только на решение конкретной научно-технологической задачи, но и на содействие улучшению общего инновационного климата в стране, развитию массовых современных производств;
  8. Формирование «инновационного пояса» вокруг научных организаций и вузов (развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, хозяйственных обществ, внедряющих результаты выполняемых научными организациями и вузами исследований и разработок, иных действенных элементов инфраструктуры инновационной деятельности).

В федеральном  бюджете необходимо предусмотреть  средства для выплаты начиная с 2012 года 3000 именных стипендий Президента Российской Федерации в размере не менее 7 тыс. рублей, а также 5000 стипендий Правительства Российской Федерации в размере не менее 5 тыс. рублей студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.

3.2. Бюджетная политика в условиях новых глобальных рисков

     В мировой  экономике снова нарастают риски  финансовой дестабилизации. Очевидно, что негативное развитие событий  может непосредственно сказаться  на России. В этих условиях  залогом макроэкономического здоровья  как нашей, так и других стран  должна стать ответственная бюджетная  политика.

Вопреки опасениям аналитиков, предсказывавших значительное увеличение государственных расходов в предвыборный период, правительство приняло рациональную политику использования дополнительных доходов.  Было решено, что дополнительные нефтегазовые доходы будут сохраняться, тогда как остальные доходы могут частично тратиться. В результате принятия поправок к закону о федеральном бюджете предусмотрено расходование лишь 1/5 дополнительных доходов. Фактически по итогам 2011 года бюджет исполнен с профицитом 0,8 % ВВП (вместо дефицита в 3,6 % ВВП — согласно исходным параметрам). Кроме того, после перерыва вновь начал увеличиваться Резервный фонд, который впоследствии может послужить важной «подушкой безопасности».

   Обострение финансового кризиса в еврозоне, если оно произойдет, станет главным вызовом для российской экономики. Эта группа стран является основным торговым партнером России (на нее приходится более 37 % российского экспорта), соответственно, существенно сократится внешний спрос на российские товары.

Цена, заплаченная  и Россией, и другими странами мира за кризис, — весомый аргумент в пользу того, что гораздо выгоднее не допустить развитие кризиса, чем преодолевать его последствия. Поэтому, хотя предыдущий кризис еще нельзя считать полностью завершившимся, необходимо начинать активную подготовку к следующему. Это подразумевает его профилактику и создание условий для максимального смягчения негативного воздействия на нашу экономику.

   В условиях неопределенности и повышенных рисков залогом макроэкономического здоровья служит ответственная бюджетная политика.

Нашей стране необходимо, с  одной стороны, принять меры по увеличению доходов, а с другой — по сокращению расходов и повышению их эффективности.

Одна из задач бюджетной  консолидации связана с оптимизацией расходов. Для сохранения и повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности ресурсов бюджетной системы правительство приступило к реализации амбициозной программы повышения эффективности бюджетных расходов. Ключевым пунктом программы служит переход от финансового обеспечения деятельности государственных учреждений к финансированию оказания государственных услуг. Достижение этой цели требует полного реформирования бюджетного процесса — на смену традиционному распределению ассигнований по направлениям деятельности придет финансирование программ, каждая из которых имеет конкретные целевые показатели и критерии оценки эффективности. [22; с 67]

Другое направление повышения  эффективности государственного сектора — анализ существующих расходных обязательств (их инвентаризация), выявление наиболее проблемных видов расходов и разработка мер по повышению эффективности таких расходов и сворачиванию наименее оправданных трат.

Среди основных элементов  здоровой бюджетной политики для послекризисного периода выделяют:

  1. Восстановление бюджетных правил и твердое следование им.

В период кризиса большинство стран отказались от использовавшихся ранее бюджетных правил (в России — от ограничения используемых нефтегазовых доходов, в странах ЕС — от ограничения на бюджетный дефицит и государственный долг в рамках Пакта стабильности и роста). Бюджетные правила необходимо восстанавливать, однако при этом учитывать те уроки, которые принес кризис. В частности, в них должно быть прямо указано, при каких обстоятельствах их действие может быть заморожено, что повысило бы прозрачность бюджетной политики и степень доверия к ней.

  1. Консервативное бюджетное планирование.

Одним из эффективных инструментов противостояния возросшим рискам может стать использование для бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза (вместо традиционно используемого «наиболее вероятного», который часто оказывается слишком оптимистичным). Принцип консервативности применяется многими странами, чьи бюджетные системы подвержены внешним непредсказуемым шокам (например, нефтедобывающие страны часто используют для бюджетного планирования низкую цену на нефть). В сочетании с бюджетными правилами и ограничениями на допустимые объемы дефицита и заимствований такой подход автоматически ограничивает наращивание расходов и повышает устойчивость бюджетной системы.

Информация о работе Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета