Мировый рынок золота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы остается исследование особенностей золотодобычи и функционирования мирового рынка золота, определения места России на нем и создания условии для его эффективного роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Mirovoy_rynok_zolota.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

При этом у  негосударственных предприятий  возникает ряд трудностей в процессе производства, одной из которых является специфика золотодобычи, заключающаяся в ее удаленности и труднодоступности осваиваемых мощностей, а также связанная с тяжелыми климатическими условиями Крайнего Севера, Дальнего Востока и Восточной Сибири.

         В этой связи следует отметить, что в недавнее время, при  монополии государства на добычу  и производство золота, последние  строго планировались, в полной  мере финансировались и оптимально распределялся конечный готовый продукт при возмещении государством абсолютно всех издержек золотопромышленности.

Что касалось социально-культурной инфраструктуры, то она не только создавалась на новых месторождениях, но и постоянно  поддерживалась на должном уровне.

Таким образом, существовала реальная поддержка государством золотодобывающей промышленности. Переход значительной части золотодобычи в акционерное и частное предпринимательство практически лишает возможности претворять в жизнь указанное выше, как правило, в связи с отсутствием необходимых финансовых средств.

        Государство же практически не  финансирует золотодобычу и не вкладывает финансовых средств в развитие самой важной отрасли промышленного производства - золотопромышленность.

Иначе чем  объяснить тот факт что, по оценкам  специалистов, «Россия находится  в настоящее время на 62-м месте  в мире по эффективности вложений в золотодобычу» . Поэтому и наблюдается естественное снижение производства драгоценного металла. Россия даже не участвует в работе Всемирного золотого Совета.

     Проведение преждевременной и  непродуманной приватизации российской золотопромышленности показывает отсутствие у государства какой-либо заинтересованности не только в развитии золотодобычи, но и ее поддержании хотя бы на достигнутом ранее уровне. Такое положение можно считать первопричиной упадка отечественной золотопромышленности. Но даже в этом случае существуют реальные возможности возрождения добычи золота в России (при казалось бы, на первый взгляд, негативной стороне приватизации). И эти варианты опять же не реализуются по вине государства. Речь в данном случае идет о существующей ценовой и налоговой политике.                                                         

           «Анализ пяти различных по масштабам добычи золота регионов страны (Саха-Якутия, Магаданская облаете, Красноярский край, Хабаровский край, Приморский край), которые добывают и производят 62,4% всего драгоценного металла России (общий объем российской золотодобычи составил в 2006 году 123 т), наглядно показывает явное превышение себестоимости добычи одного грамма золота по сравнению с его среднегодовой расчетной ценой и весьма значительный размер убытков, понесенных в этой связи данными регионами».

        Помимо государственной ценовой  политики в отношении золотопромышленности, явно сдерживающей ее развитие, существует и налоговая система, которая в не меньшей, а возможно, и в большей степени влияет на создавшееся трудное положение в добыче и производстве золота в России. 

       Таким образом, следует констатировать, что кризис отечественной золотопромышленности  современного периода (добыча  золота, его производство и переработка) - это самый мягкий термин, характеризующий ее финансовое состояние.

«В среднем  по стране рентабельность производства золота составила в 2006 году менее 8%»

 Однако, для основных регионов добычи золота этот показатель равен нулю или вообще имеет отрицательную величину. Так, хронически убыточными в 2006 году явились 27 золотодобывающих предприятий системы Росзолото. Убыточность предприятий привела к не возврату полученных авансов, сумма которых за тот же год составила 115 млрд. руб., из которых 20 млрд. руб. пришлись на старательские артели.

        Подводя итог можно отметить, что создавшееся тяжелейшее положение в золотопромышленности России объясняется прежде всего несвоевременной и непродуманной ее приватизацией, применением нерациональных систем налогообложения кредитной и ценовой политики, реализуемых государством в отношении такого специфического товара как золото.

 3.2 Организация золотодобычи и рынка золота в РФ

 

Основным  нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов является Федеральный Закон «О драгоценных  металлах и драгоценных камнях», вступивший в законную силу 7 апреля 1998 года.

В соответствии со статьями Закона «драгоценные металлы, приобретенные в порядке, установленном  законодательством РФ, могут находиться в

- федеральной  собственности, 

- собственности  субъектов РФ,

- муниципальной  собственности, 

-собственности  юридических и физических лиц».

Аффинированные  драгоценные металлы поступают  в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, установленными соответствующими лицензиями и договорами.

Совместно с  Правительством РФ, Государственной  Думой, были подготовлены и приняты  Законы  «О снятии НДС с оборота  драгоценных металлов»; «О снижении платы за недра» (с 10-12% до 2-4% в зависимости  от региона).

Эти законы и постановления снизили налоги и сделали более привлекательным  рынок для инвестиций в золотодобывающую отрасль, и хотя в сегодняшней  финансовой ситуации это, может быть, звучит неубедительно, тем не менее, «предэкспортное финансирование» с последующей поставкой драгоценных металлов за рубеж по предварительным контрактам через коммерческие банки, которые разрешает Закон о драгоценных металлах – это привлекательный рынок, так как стоимость драгоценных металлов, добываемых в России, пока конкурентна с международной ценой, хотя уже не во всех регионах.

Вплоть до середины 1997 г. расчетные, отпускные  и другие виды цен на драгоценные  металлы и драгоценные камни  устанавливались государством.

Цены фиксировались  ежемесячно в рублях за 1 г. чистого  металла (за 1 карат кристалла) исходя (с 1992 г) ежемесячных мировых цен  и среднемесячного курса рубля  к доллару.

С 1991 г. до конца 1995 г. расчетная цена на золото в  рублевом эквиваленте возросла в 650 раз, в то время как себестоимость  добычи увеличилась почти в 1200 раз. Это, естественно, крайне негативно  сказалось на рентабельность золотодобычи, а в ряде случаев привело к убыточности золотодобывающих предприятий.

С 1997 года Гохран и Банк России уже не могут фиксировать  цены даже на осуществляемые ими покупки  драгоценных металлов.

Теперь цены устанавливают продавцы. Постановление  № 773 рекомендовало Банку России «в целях повышения ликвидности  золота, серебра и платины на внутреннем рынке драгоценных металлов доводить до сведения участников рынка информацию о ценах на золото, серебро и  платину по его операциям с  российскими коммерческими банкам».

Ценовая политика на внутреннем рынке ЦБ РФ определяется задачами, которые ставятся при формировании золотовалютных резервов – обеспечение  внешней ликвидности, поддержания  курса национальной валюты и функциями, которые выполняет золото как  актив, предназначенный к использованию  для чрезвычайных государственных  нужд и повышающий доверие к национальной денежной единице.

Исходя из того, что степень ликвидности  золота окончательно определяется в  центрах мировой торговли драгоценных  металлов (прежде всего на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах), цена покупки золота ЦБ РФ привязана  к его стоимости на мировых  рынках.

 

Традиционно разница между ценой золота на региональных рынках отличается от цен  мировых рынков на стоимость накладных  расходов (включая транспортировку, страхование, упаковку, таможенные сборы  и т. д.) по перемещению золота между  мировыми и региональными рынками, что было взято за основу и при  установлении котировок ЦБ РФ по драгоценным  металлам.

В расчет были приняты также определяемые на мировых  рынках значения изменчивости рынка, то есть возможные отклонения от фиксированной  цены в течение определенного  промежутка времени. В совокупности это составило порядка 2% от стоимости  металла, что обуславливает разницу  между ценой покупки ЦБ РФ и  вечерним фиксингом цены золота на Лондонском рынке на день, предшествующий дате заключения сделки.

Подобную  информацию ЦБ РФ начал предоставлять  с 08.07.1997 г., приступив официальному котированию драгоценных металлов.

Цена на золото, серебро и платину устанавливается  ежедневно в 10 ч утра на основе значений вечернего фиксинга на золото и дневного фиксинга - на серебро и платину на лондонском "спот" - рынке наличного металла предшествующего дня. Цена покупки на 2% ниже лондонского фиксинга, цена продажи не выше (разница, по расчетам ЦБ РФ, покрывает затраты на хранение металла).

В настоящий  момент ежедневные котировки ЦБ РФ являются основным ценовым индикатором  для коммерческих банков.

3.3 Московский Золотой фиксинг

 

«Увеличение производства золота и серебра в  России во многом зависит от цивилизованного  развития рынка драгоценных металлов». Большинство уполномоченных коммерческих банков обеспокоено сегодняшним  состоянием рынка.

Проблемы  обусловлены, в основном, отсутствием  правовой базы, позволяющей расширить  спектр операций, проводимых банками, и регламентирующей существующие.

Для нормального  функционирования рынка необходимо создание торговой площадки, позволяющей  котировать драгоценные металлы  с целью установления реального  уровня цен, по которому на рынке могут  производиться расчеты.

В сложившейся  ситуации создание секции драгоценных  металлов на ММВБ (тем более отдельной  биржи) представляется делом трудоемким, длительным и дорогим.

Поэтому предлагается при вновь создаваемой Ассоциации участников рынка драгоценных металлов (Московском Золотом Клубе) создать  некий аналог Лондонского фиксинга по золоту (Московский фиксинг) с участием основных операторов межбанковского рынка наличного золота.

Рассмотрим  более подробно возможный механизм проведения фиксинговой торговли золотом.

В установленное  время представители уполномоченных банков собираются в зале фиксинга. Все представители имеют при себе доверенности на подписание договоров купли-продажи золота.

Каждому из представителей предоставляется свободная  телефонная линия для оперативной  связи со своим банком с целью  выяснения наличия заказов клиентов на покупку или продажу золота.

Председатель  объявляет цену предыдущих торгов, с которой начинаются новые торги. После объявления цены в течение  десяти минут представителя ставят в известность своих клиентов о предлагаемой цене и выясняют их пожелания.

 Если  после совещания у представителя  возникает желание купить или  продать золото, он поднимает  флажок и после того, как председатель  дает ему слово, он может  высказаться о желаемой цене.

Если через  десять минут нет ни одного поднятого  флажка, председатель объявляет новую  цену.

Если поднятые флажки есть, председатель не имеет  право объявлять новую цену, и  обязан дать возможность высказаться  всем участникам. Один раз высказавшийся  участник имеет право только улучшить свою заявку.

Если при  первом объявлении цены выявляются только продавцы золота, то председательствующий несколько снижает второе пробное  значение цены.


Информация о работе Мировый рынок золота