Муниципальные (местные) финансы и их место в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Местные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования, исполняют практически все конституционные права граждан проживающих на территории муниципального образования. Таким образом, актуальность исследования, посвященного проблемам муниципальных финансов неоспорима.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и виды местных финансов ………………………. 5
Глава 2 Содержание муниципальных финансов ……………………. 10
Глава 3 Особенности организации муниципальных финансов……... 13
3.1. Бюджет муниципального образования (местный бюджет)…….. 16
3.2. Бюджет муниципального внебюджетного фонда………………. 19
Глава 4. Местный бюджет как ключевое звено в системе местных
финансов……………………………………………………………….. 20
4.1. Основные статьи доходов бюджета……………………………… 20
4.2. Основные статьи расходов бюджета……………………………... 26
Заключение……………………………………………………………... 29
Список литературы…………………………………………………….. 31
Приложение 1…………………………………………………………... 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной  власти могут увеличивать или  уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть  финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через  местные бюджеты оказывать воздействие  на образование оптимальных пропорций  в финансировании капитальных и  текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных  производств и промыслов.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

(1) формирование денежных  фондов, являющихся финансовым обеспечением  деятельности местных органов  власти;

(2) распределение и использование  этих фондов между отраслями  народного хозяйства;

(3) контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных  этим органам власти.

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом  развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение  органов местного самоуправления дополнительными  полномочиями по формированию доходов  местных бюджетов и их использованию.

 

Глава 2. Содержание муниципальных финансов

Особое положение в  финансовой системе принадлежит  государственным и муниципальным (местным)1 финансам, что обусловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Согласно Конституции  РФ равноправными субъектами РФ являются области и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких областей и автономных округов осуществляется в условиях разграничении полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

Принцип равноправия субъектов  РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета межбюджетных трансфертов.

В свою очередь для муниципальных  образований законодательство РФ предусматривает  возможность установления особого  режима функционирования. Наделение  муниципального образования особым статусом обусловлено:


 

1 В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понятия «муниципальные» и «местные» используются в одном значении и в равной мере применимы при характеристике организации местного самоуправления в РФ.

концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования - далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными условиями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение полномочий органов местного самоуправления по мобилизации финансовых ресурсов. Это достигается путем установления права органов местного самоуправления ЗАТО на получение дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Формирование и использование  финансовых ресурсов органон государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме  бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в бюджеты органов местного самоуправления и муниципальные внебюджетные фонды.

Вместе с тем в Российской Федерации, также как и во многих других государствах, формирование муниципальных внебюджетных фондов запрещается, поэтому муниципальные доходы включают только доходы бюджетов органов местного самоуправления.

В Российской Федерации муниципальные доходы образуются посредством мобилизации налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. В условиях рыночной экономики формирование преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсом обеспечивается с помощью налогов.

В Российской Федерации с  целью сбалансированности местных  бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке в формах муниципальных займов и возмездное отчуждение определенных видов муниципального имущества. Право органов местного самоуправления на внешние заимствования не предусматривается.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые из бюджетов органов местного самоуправления и муниципальных внебюджетных фондов на решение вопросов местного значения.

С учетом того, что в Российской Федерации формирование муниципальных внебюджетных фондов не допускается, в составе муниципальных расходов выделяются только расходы бюджетов органов местного самоуправления. В свою очередь необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

 

Глава 3. Особенности организации муниципальных финансов

Основная задача организации  муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Согласно ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны их полномочиям. Формирование стабильной финансовой базы органов местного самоуправления является важнейшим направлением финансовой политики государства. Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления — один из содержательных признаков муниципальных финансов. Мировая практика административно-территориального устройства богата примерами, когда далеко не в -каждом местном сообществе1 создаются представительные органы местного самоуправления. Опыт муниципального строительства в Российской Федерации свидетельствует: на территориях административно-территориальных единиц местного уровня (в частности, отдельных районов) функционируют территориальные органы государственной власти, которые не признаются субъектами бюджетных правоотношений и соответственно не обладают бюджетными полномочиями и не формируют собственные бюджетные ресурсы. Реализация возложенных на них функций осуществляется за счет государственных финансовых ресурсов субъектов РФ. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления по смете доходов и расходов обеспечивается деятельность органов управления отдельными населенными пунктами, не являющимися муниципальными образования и входящими в состав муниципального образования. Таким образом, организация муниципальных финансов «привязана» к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление.

Зарубежный опыт свидетельствует  о многообразии подходов к определению территориальной организации местного самоуправления, когда правами местного самоуправления наделяются различные территориальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты, общины и т. п.; районы, округа, кантоны и др.). В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальными образованиями являются поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения. При


 

1 Местное сообщество - объединение граждан, связанных совместным проживанием на определенной территории, как правило, в границах населенного пункта; основная территориальная единица местного самоуправления.

этом перечень территориальных  единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление, и видов муниципальных образований определен как исчерпывающий и подлежит изменению и дополнению только в рамках федерального законодательства.

Многообразие видов муниципальных  образований в Российской Федерации позволяет выделять финансы поселений городских округов муниципальных районов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых за поселениями и передаваемых органами местного самоуправления муниципальных районов. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) обеспечивается решение вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Необходимость разделения государственных  и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством.

Статья 12 Конституции РФ гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право на формирование собственных финансовых ресурсов и самостоятельный выбор направлений и форм использования денежных средств. Запрет на произвольное отчуждение финансовых ресурсов органов местного самоуправления дополняется гарантией передачи органам местного самоуправления дополнительных финансовых ресурсов в порядке обеспечения делегируемых им государственных полномочий.

Информация о работе Муниципальные (местные) финансы и их место в финансовой системе страны