1.2 Структура
и принципы построения налично-денежного
обращения
Денежная система
на современном этапе включает
две подсистемы: подсистему безналичных
расчетов и подсистему наличных
расчетов.
Структура
наличного денежного оборота
предполагает включение в него
определенных денежных потоков
между субъектами денежных отношений,
или денежного оборота:
1) между
системой центрального (Национального)
банка и системой банков;
2) между
банками, между банками и их
клиентами;
3) между
организациями, между организациями
и населением;
4) между
отдельными гражданами [20, c. 159].
Четыре укрупненных
денежных потока позволяют проследить
уровень и этапы организации
наличного денежного оборота.
Первый поток
фиксирует монополию центрального
банка на выпуск наличных денег
в обращение, связывая наличный
денежный оборот с процессами
снабжения банков денежной наличностью
со стороны центрального банка
и ее инкассации (получении) в
центральном банке. Наличные деньги,
эмитированные центральным банком,
поступают либо непосредственно
в операционные кассы коммерческих
банков, либо в кассы организаций
(прежде всего организаций торговли
и организаций, оказывающих услуги
населению).
Второй поток
охватывает сферу инкассации
денежной наличности от клиентов
коммерческих банков и снабжение
этих клиентов необходимой денежной
наличностью. Данный денежный поток
регулирует центральный банк
с помощью установленных им
правил. На их основе коммерческие
банки совершают свои кассовые
операции, связанные с денежной
наличностью. Этот оборот обеспечивает
получение и обслуживает расходование
денежных доходов населения. Часть
наличных денег банки могут
передавать друг другу на платной
основе, но большая часть денег
выдается клиентам: либо в кассы
организаций, либо непосредственно
населению. Население также использует
наличные деньги для взаиморасчетов,
но большая их часть расходуется
на выплату налогов, сборов, страховых
платежей, коммунальных платежей, погашение
ссуд, покупку товаров и оплату
различных платных услуг, покупку
ценных бумаг, лотерейных билетов,
арендные платежи, уплату штрафов,
пени и неустоек и т.д.
Третий поток
реализует кассовое обслуживание
населения через банки и организации.
Наличный денежный оборот между
организациями незначителен, так
как основная часть расчетов
совершается безналичным путем.
Для каждой организации устанавливаются
лимиты остатка наличных денег
в кассе, и деньги, превышающие
лимит, должны быть сданы в
обслуживающий данную организацию
коммерческий банк. Часть наличных
денег находящихся в кассах
организаций, используется для расчетов
между ними, но большая часть
передается населению в виде
различных денежных доходов (заработной
платы, пенсий и пособий, стипендий,
страховых возмещений, дивидендов,
поступлений от продажи ценных
бумаг и т.д.).
Четвертый
поток появляется при использовании
наличных денег, к да платеж
осуществляется посредством простой
передачи денежного знака получателю
платежа. При этом для двух
сторон сделки не требуют никакие
технические средства. Не требуется
также уведомлять третью сторону
и получать ее подтверждение
на право совершения сделки. Получатель
платежа, кто бы он ни был, может
немедленно потратить полученные
деньги.
В современных
условиях данный поток денежной
наличности приводит к возникновению
«теневого» оборота. Огромные суммы
наличности, прежде всего в виде
денежных купюр крупных номиналов,
используются в «теневой» экономике
для осуществления противоправных
действий, ухода от налогообложения, а
также в операциях с наркотиками и оружием,
в игорном бизнесе, обслуживающих деятельность
преступных группировок и т.д. Вместе с
тем практика показывает что, несмотря
на уязвимость наличных денег как средства
платежа от подделки процент подделок
денежных знаков, выявляемых в процессе
обработки поступившей из платежного
оборота денежной наличности, незначителен.
[12, с. 118]
Рассмотрим
принципы, по которым строится
современная денежная система
рыночного типа:
- Принцип централизованного
управления денежной системой. Этот
принцип существует и в первом
типе денежной системы, свойственном
административно-распределительной
модели экономики. Однако при
этой модели управление осуществлялось
с помощью директивных актов
правительства, которые были обязательны
для выполнения всеми государственными
банками и их филиалами во
всех регионах разных стран.
- Принцип прогнозного
планирования денежного оборота.
Он означает, что как централизованные,
так и децентрализованные планы
денежного оборота и его составных
частей подготавливаются не как
директивные планы, обязательные
для выполнения конкретными органами,
отвечающими за их выполнение,
а как прогнозы, т. е. ориентиры, к
которым надо стремиться.
- Принцип устойчивости
и эластичности денежного оборота.
Этот принцип заключается в
том, что денежная система должна
быть организована таким образом,
чтобы, с одной стороны, не допускать
инфляции; с другой - расширять денежный
оборот, если возрастают потребности
хозяйства в денежных средствах,
и сужать их, если уменьшаются
эти потребности.
- Принцип кредитного
характера денежной эмиссии. В
соответствии с этим принципом
появление новых денежных знаков
(безналичных и наличных) в хозяйственном
обороте возможно только в
результате проведения банками
кредитных операций.
- Принцип обеспеченности
выпускаемых в оборот денежных
знаков. В условиях рыночной модели
экономики денежные знаки обеспечиваются
находящимися в активах банков
товарно-материальными ценностями,
золотом и другими драгоценными
металлами, свободно конвертируемой
валютой, ценными бумагами и другими
долговыми обязательствами.
- Принцип неподчиненности
Национального банка правительству
и подотчетности его парламенту
страны. Он связан с тем, что
поддержание устойчивости денежного
оборота, борьба с инфляцией являются
приоритетной задачей Национального
банка. Если бы этого принципа
не было, всегда бы существовала
угроза, что правительство для
решения стоящих перед ним
задач начнет «вычерпывать» средства
Национального банка, и тем самым
устойчивость денежного оборота
будет нарушена.
- Принцип предоставления
правительству денежных средств
только в порядке кредитования.
Обычно в законодательствах стран
с рыночной экономикой имеется
положение о том, что Национальный
банк не должен финансировать
правительство, а средства ему
предоставлять только в порядке
кредитования под определенное
обеспечение (недвижимость, товарно-материальные
ценности, принадлежащие государству,
государственные ценные бумаги,
другие ценные бумаги, принадлежащие
государству.
- Принцип комплексного
использования инструментов денежно-кредитного
регулирования. Сущность его заключается
в том, что Национальный банк
не должен ограничиваться каким-либо
одним инструментом денежно-кредитного
регулирования для поддержания
устойчивости денежного оборота,
а должен использовать комплекс
этих инструментов, иначе должного
эффекта достигнуть не удается.
- Принцип надзора
и контроля за денежным оборотом.
Государство через банковскую, финансовую
систему, налоговые органы должно
обеспечивать постоянный контроль
как за всем денежным оборотом
в целом, так и за отдельными
денежными потоками в хозяйстве.
- Принцип функционирования
исключительно национальной валюты
на территории страны. Законодательство
страны предусматривает платежи
за товары и услуги внутри
страны производить исключительно
в национальной валюте. Это не
означает, конечно, что население
не может на территории страны
свободно обменивать национальную
валюту на валюты других стран,
но использовать такую валюту,
полученную при обмене, разрешается
для платежей за рубежом, а
также помещения во вклады
в банки [17, c. 154].
1.3 Регулирование
денежного обращения Национальным
банком
Национальный
банк воздействует на денежное
обращение через рынок с помощью
рыночного механизма. Объектом воздействия
служат: объем предложения денег
в наличной и безналичной формах,
объем спроса, цена кредита.
Возможность
воздействия на предложение денег
обеспечивается Национальному банку
совмещением субъекта денежной
эмиссии в ее наличной и
безналичной формах и непосредственного
субъекта регулирования. Во-первых,
монополия на эмиссию банкнот
предоставляет базу контроля
над наличной составляющей денежного
обращения, во-вторых, особая роль
Национального банка в формировании
кредитных ресурсов банковской
системы в целом создает основу
для определения возможного объема
банковских кредитов. В современных
условиях преобладание депозитной
части денежного обращения повышает
значение регулирования Национальным
банком именно объема предложения
банковских кредитов. Регулирование
Национальным банком спроса на
деньги осуществляется по этой
же причине прежде всего через
регулирование условий предоставления
кредитов Национальным банком, косвенно
определяющих условия предоставления
кредитов банковской системой.
Выбор конкретных
инструментов денежно-кредитной
политики осуществляется с учетом
особенностей национальной финансовой
системы, в частности положения
в ней банков, степени развитости
инструментов денежного рынка, степени
включения денежного рынка в
процесс интеграции. Адекватность
мер по регулированию денежного
обращения этим параметрам обеспечивается
их постоянной эволюцией. Эволюция
инструментов регулирования денежного
обращения вслед за изменением,
например, объекта регулирования
отнюдь не является автоматической,
но все тот же механизм эффективности
придает ей принудительный характер
[18 с. 211].
Национальный
банк имеет в своем распоряжении
комплекс инструментов, используемых
для реализации денежно-кредитной
политики. Основными инструментами
и методами денежно-кредитной
политики Банка Беларуси являются:
обязательные резервы, операции
на открытом рынке, рефинансирование
банков, депозитные операции, процентная
политика.
Для регулирования
ликвидности банковской системы
Банк Беларуси активно использует
такой инструмент денежно-кредитной
политики, как обязательные резервы.
В основе действия этого инструмента
лежит механизм влияния банковской
системы на денежное предложение
через банковский мультипликатор.
Если Национальный банк увеличивает
норму обязательных резервов, то
это приводит к сокращению
избыточных резервов банков и
к мультипликативному уменьшению
денежного предложения, при уменьшении
нормы обязательных резервов
происходит мультипликативное расширение
предложения денег. Резервные требования
устанавливаются в целях ограничения
кредитных возможностей кредитных
организаций и поддержания на
определенном уровне денежной
массы в обращении.
С кредитных
организаций, нарушающих установленный
порядок формирования обязательных
резервов, в том числе допускающих
недовзнос в обязательные резервы,
взыскиваются штрафы, а также
к ним применяются другие меры
воздействия, вплоть до отзыва
лицензии на осуществление банковских
операций [5 с. 120].
Важным инструментом
денежно-кредитной политики являются
операции на открытом рынке. Путем
покупки или продажи на открытом
рынке казначейских ценных бумаг
Национальный банк может осуществлять
либо вливание резервов в кредитную
систему государства, либо изымать
их оттуда. Когда Национальный
банк старается умерить рост
денежной массы, он прибегает
к продаже имеющихся в его
распоряжении государственных обязательств.
Последние перемещаются к частным
владельцам, а деньги, вырученные
в результате такой операции,
извлекаются из обращения.
Как правило,
при продаже государственных
ценных бумаг Национальный банк
устанавливает льготные курсы
по цене ниже рыночной, пытаясь
привлечь как можно больше
желающих приобрести эти бумаги.
В свою очередь выкуп этих
ценных бумаг может осуществляться
государством в заранее установленные
сроки по заранее определенной
цене или по рыночной цене.
Или государство обязуется скупать
ранее выпущенные ценные бумаги
по договорной цене, но с условием
индексации.
Операции на
открытом рынке, в отличии от
других методов, оказывают быстрое
корректирующее воздействие на
уровень ликвидности банков и
динамику денежной массы. Особенность
использования данного инструмента состоит
в том, что периодичность и масштабы проведения
операций определяются по усмотрению
Банка Беларуси исходя из желаемого прогнозируемого
эффекта. Это делает данный инструмент
удобным, гибким и оперативным в применении.
С помощью операций на открытом рынке
Национальный банк осуществляет централизованное
заимствование государством временно
свободных денежных средств у банков,
финансовых и инвестиционных компаний,
различных предприятий и у населения[10
с. 162].
Выпуск государственных
ценных бумаг отвлекает огромные
средства с денежного рынка
на нужды государства, уменьшает
возможности использования денежных
средств непосредственно в сфере
хозяйства, поскольку данные операции
имеют спекулятивный характер, и
это ведет к повышению стоимости
денежных средств, повышению процентных
ставок по кредитам и депозитам
и т.д. Поэтому выпуск государственных
ценных бумаг должен согласовываться
с общими принципами денежно-кредитной
политики. Необходимы точные расчеты
основных параметров выпуска
государственных ценных бумаг