Налично-денежное обращение в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
- разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....5
Теоретические основы организации налично-денежного обращения………..6
Характеристика налично-денежного обращения………………………………..6
Структура и принципы построения налично-денежного обращения…………8
Регулирование денежного обращения Национальным банком……………….11
Порядок выпуска и изъятия наличных денег из обращения……………14
Прогнозирование налично-денежного оборота и проведение анализа его состояния…………………………………………………………………………….....16
Денежные агрегаты. Законы денежного обращения…………………………….18
Анализ системы организации налично-денежного оборота в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………21
Характеристика и особенности налично-денежного обращения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...….21
Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь…....23
Критерии совершенствования организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь…………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………..37
Библиографический список…………………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

наличность РБ.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

     М3 – содержит  агрегат М2, сберегательные вклады  в специализированных кредитных  учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том  числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями.

     М4 – равен  агрегату М3 плюс различные  формы  депозитов в кредитных  учреждениях [23, c. 156].

     Между агрегатами  необходимо равновесие, в  противном  случае происходит нарушение  денежного обращения. Равновесие  наступает  при М2 > M1; оно укрепляется  при М2 + М3 > М1. В этом случае  денежный капитал переходит из  наличного в безналичный. При  нарушении такого соотношения  между агрегатами в денежном  обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост  цен и др.

     На  денежную  массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.

     Количество  денег для обращения и платежа  определяется следующими условиями:

     - общим объемом  обращающихся товаров  и услуг (зависимость прямая);

     - уровнем товарных  цен и тарифов  на услуги (зависимость  прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);

      - степенью  развития безналичных  расчетов (связь обратная);

      - скоростью  обращения денег, в  том числе  кредитных денег  (связь обратная).

     Другой  фактор, влияющий на денежную массу, - скорость обращения денег, т.е. их  интенсивное движение при выполнении  ими функции обращения и платежа. Скорость обращения денег можно  выразить следующей формулой:

 

     V = NP/M,                                                                       (1.1)

 

     где  V –  скорость обращения денег;

     NP – национальный  продукт (в  индексированных ценах);

     М – денежная  масса.

     Показатель V определяет  число оборотов денежной массы  за год. Анализ М и V позволяет  установить зависимость между  чисто денежными показателями  и уровнями доходов, занятости, инвестиций  и цен. [20, c. 143]

     На  скорость  обращения денег влияют общеэкономические  факторы, т.е. циклическое  развитие  производства, темпы его  роста, движение  цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура  платежного  оборота (соотношение наличных и  безналичных денег), развитие кредитных  операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за  кредит на денежном рынке, а  также внедрение компьютеров  для операций в кредитных учреждениях  и использование электронных  денег в расчетах.

     Таким образом, наличный денежный оборот является  неотъемлемой частью денежного  оборота в рамках национальной  экономики. Он реализуется как  постоянный кругооборот наличных  денег в экономике. Объемы и  скорость обращения, мотивация сделок  с денежной наличностью всех  участников денежного оборота  отражают потребности общества  в целом и отдельных его  граждан. Наличный денежный оборот  — это движение денег в наличной  форме при продаже товаров, оказании  услуг и осуществлении различных  видов платежей. Наличный денежный  оборот определяется как часть  денежного оборота, равная сумме  всех платежей, совершенных в  наличной форме за определенный  период времени.

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ  СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО  ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Характеристика  и  особенности налично-денежного  обращения в Республике  Беларусь

 

     Налично-денежная  система Республики Беларусь  является системой открытого  рыночного типа. Денежно-кредитное  регулирование осуществляется преимущественно  экономическими методами на уровне  банковской системы. Правовой основой  денежно-кредитного регулирования  являются Основные направления  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь, ежегодно разрабатываемые  и утверждаемые правлением Национального  банка Республики Беларусь (Банка  Беларуси).

     Денежная  система  Республики Беларусь функционирует  в соответствии с принятым  в декабре 1990 г. Законом «О Национальном  банке Республики Беларусь» и  последующими законодательными  актами, определившими ее правовые  основы. В 1992 г. в оборот был введен  белорусский рубль, который вначале  обращался параллельно с рублем  бывшего СССР и использовался  только в наличных расчетах. С  марта 1993 г. он начал котироваться  на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен  единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [20, с. 136]

     Основное  влияние  на денежно-кредитную сферу  оказывают  операции Национального  банка  по рефинансированию банков. Посредством  этих операций осуществляется  поддержка ликвидности банковской  системы, обеспечивающей кредитно-расчетное  обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной  деятельности Национального банка  ранее была связана с предоставлением  ресурсов правительству для покрытия  дефицита республиканского бюджета  и временных недостатков бюджетных  средств — так называемых кассовых  разрывов. Наряду с допустимым  ростом денежной массы определяющими (промежуточными) монетарными целями  выступают лимиты и направления  денежной эмиссии, а также уровень  цен денежного рынка, включая  процентные ставки и обменный  курс.

     Другой  уровень  банковской системы Республики  Беларусь состоит из сети самостоятельных  банковских учреждений, непосредственно  выполняющих функции кредитно-расчетного  обслуживания клиентуры на коммерческих  принципах. Главной его составляющей  являются коммерческие банки, деятельность  которых носит многосторонний  характер. Они занимаются практически  всеми видами кредитных, расчетных  и финансовых операций, связанных  с обслуживанием хозяйственной  деятельности своих клиентов. К  важнейшим их функциям традиционно  относятся:

аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов;

учет векселей и операции с ними;

хранение финансовых и материальных ценностей;

доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

     Официальной  денежной единицей в нашей  стране (валютой) является  белорусский  рубль. Введение на территории  Республики Беларусь других денежных  единиц запрещено. Соотношение между  рублем и золотом или другими  драгоценными металлами Законом  не установлено. Официальный курс  рубля к иностранным денежным  единицам определяется Национальным  Банком РБ (НБ) и публикуется в  печати. В связи с тем, что белорусской  денежная единица –  белорусский  рубль по закону не связана  с денежным металлом (золотом), фиксированный  его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля  устанавливается государством.

     Исключительным  правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и  изъятия на территории Республики  Беларусь обладает Национальный  Банк Беларуси. Он отвечает за  состояние денежного обращения  с целью поддержания нормальной  экономической деятельности в  стране.

     Видами денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлические  монеты, которые обеспечиваются  всеми активами Банка Беларуси, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Национального  банка Беларуси. На территории  Беларуси функционируют наличные  деньги (банкноты и монеты) и безналичные  деньги (в виде средств на счетах  в кредитных учреждениях).

     Регулирование  денежного обращения, возлагаемое  на НБ, осуществляется в соответствии  с основными направлениями денежно-кредитной  политики, которая разрабатывается  и утверждается в порядке, установленном  банковским законодательством. НБ, наделенный исключительным правом  эмиссии денег, особо ответственен  за поддержание равновесия в  сфере денежного обращения. В  отличие от периода существования  действительных (золотых) денег при  бумажно-кредитном обращении, когда  знаки стоимости оторвались от  металлической основы, Национальный  Банк должен создавать определенные  ограничения, сдерживающие эмиссию  этих денег.

           2.2  Анализ и оценка налично-денежного  обращения в Республике Беларусь

 

     Структура  рублевой денежной массы характеризуется  некоторым улучшением (рисунок 2.1). Удельный  вес срочных и условных депозитов  за 2008 г.  вырос на 3,3 процентного  пункта (до 46,9%), доля наличных денег  в обороте сократилась на 0,5 процентного  пункта (до 20,2%). Продолжался рост  коэффициента монетизации экономики, его значения на начало 2009 г. составили: по широкой денежной массе  — 20,4%, по рублевой денежной массе  — 13,7%.

     В начале 2009 г. сохранялась тенденция  опережающего  роста депозитов в  иностранной  валюте по сравнению  с ростом  рублевых депозитов. В результате  доля рублевой денежной массы  в структуре  широкой денежной  массы за 2008 г.  снизилась на  1,7 процентного пункта и на начало 2009 г. составила 65,7%, при увеличении на 1,7 процентного пункта доли депозитов в иностранной валюте соответственно[1, c. 14].

     Если  на 1 января 2009 года в среднем на одного  жителя республики приходилось 1 103,0 тыс. руб. сбережений, размещенных  в банковских вкладах, облигациях  и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 513 долл. США, то  на 1 апреля эта сумма составляла 1 204,8 тыс. руб. (в эквиваленте это  составляет около 562 долл. США).

     Дополнительный  прирост рублевой денежной массы  обусловлен в основном приобретением  Национальным банком у банков  и субъектов хозяйствования иностранной  валюты. Фактически второй источник  эмиссии (покупка валюты) был больше, чем первый.

     Для исследования  фактора наличия излишних денег  в совокупной массе денежных  средств (М3) проведен анализ динамики  изменения  денежной массы и  роста расходов бюджета  за  период с 2005 по первое полугодие 2008 года.

     Денежный  агрегат M1, который включает наличные  деньги и текущие рублевые  вклады в банках, на 1 июля 2008 года  составил 1857,1 млрд.бел.руб., уменьшившись  за январь на 7,3% после роста  за декабрь на 12,2%. При этом  за январь его доля в структуре  широкой денежной массы уменьшилась  до 30,6% с 32,6% на 1 июля 2008 года.

     Рублевая  денежная  масса в национальном определении (новый денежный агрегат —  М2, ранее — М2), которая кроме  агрегата М1 включает объем срочных  рублевых депозитов и средства  населения и юридических лиц  в рублевых ценных бумагах, сократилась  за январь на 4,1% после роста  за декабрь и составила на 1 июля 2008 года 3270,5 млрд.бел.руб. Денежный  агрегат М2 (из которого исключены  средства населения и юридических  лиц в рублевых ценных бумагах) на 1 февраля составил 3112,5 млрд.бел.руб.

     За  январь  доля рублевой денежной массы  в широкой денежной массе сократилась  до 51,3% с 55,5% на начало 2008 года. Размер  депозитов в иностранной валюте  в структуре широкой денежной  массы составил на 1 июля $1,291 млрд. (эквивалент 2782,8 млрд.бел.руб.), увеличившись  за январь на 2,9%. При этом доля  этого показателя в структуре  широкой денежной массы выросла  до 45,8% на 1 июля с 44% на начало года.

     Масса денег  в обращении М0 имеет  тенденцию  к уменьшению, очевидно, в связи  с переводом населения на безналичные  формы расчетов при покупках.

Денежно-кредитная политика за анализируемый период носила адаптивный характер, наблюдался бум банковского кредита, отчасти поддерживавшегося внешним банковским заимствованием [3 ,c.11].

     В Республике  Беларусь  умеренная  инфляция  на уровне 8-10% пока скорее всего  будет сохраняться благодаря  системным и политическим факторам. Однако лучше хороший экономический  рост на фоне умеренной инфляции, чем проблемы с ликвидностью  и низкие темпы роста. Следует  сохранять адекватный прирост  денежной массы, удерживая его  в зоне оптимальности, бороться  с локальным дефицитом финансовых  ресурсов в банковской системе. и т.д.................


Информация о работе Налично-денежное обращение в Республики Беларусь