Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных проблем развития и совершенствования налогов и налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические аспекты функционирования налоговой системы РФ;
характеризуется налоговый механизма пути его совершенствования;
проводится анализ налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………..……..……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…….…...…….5
1.1.История налоговой системы в России…………………………………...……5
1.2. Принципы построения налоговой системы…………………………...……...8
1.3. Правовое регулирование налоговой системы в РФ………………….……...11
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…….20
2.1. Регулирование налоговой системы ее структура и функции………………20
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в
бюджетную систему РФ………………………………………………………...…23
2.3. Анализ поступления налоговых платежей на региональном уровне на примере Курской облати………………………………………………...………...24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…………………………………………….……29
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…….29
3.2. Пути совершенствования налоговой системы…………………….…………32
3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов………………………………………………….………34
Заключение…………………………………………………….……………………41
Список использованных источников...………………………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)


 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………..……..……3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…….…...…….5

1.1.История налоговой  системы  в России…………………………………...……5

1.2. Принципы построения  налоговой системы…………………………...……...8

1.3. Правовое регулирование налоговой системы в РФ………………….……...11

2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…….20

2.1. Регулирование налоговой  системы ее структура и функции………………20

2.2. Анализ структуры  и динамики налоговых доходов,  поступивших в 

бюджетную систему РФ………………………………………………………...…23

2.3. Анализ поступления  налоговых платежей на региональном  уровне на      примере Курской облати………………………………………………...………...24

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…………………………………………….……29

3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…….29

3.2. Пути совершенствования налоговой системы…………………….…………32

3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый

период 2013 и 2014 годов………………………………………………….………34

Заключение…………………………………………………….……………………41

Список использованных источников...………………………………..…………..43

Приложение…………………………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных проблем развития и совершенствования налогов и налоговой системы РФ.

Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:

  • рассматриваются теоретические аспекты функционирования налоговой системы РФ;
  • характеризуется налоговый механизма пути его совершенствования;
  • проводится анализ налоговой системы РФ.

Объектом исследования выступают налоги и налоговая система РФ, предметом – проблемы их развития и совершенствования.

При написании курсовой работы использовались сравнительный, аналитический, прогностический, аналитический, статистический методы исследования.

Данная тема нашла  отражение в работах таких  авторов как С.Н. Андрющенко, С.В. Барулин, А.В. Брызгалина, Л.А. Валова, В.В. Дубов, Е.Н. Евстигнеева, К.В. Золотаревич, И.В. Караваева, Т.Н. Миронова, В.Г. Пансков, А.Н, Романов, Н.Г. Фадеева, В.Л. Ходов, Д.Г. Черник и др.

  При написании работы были использованы учебные и методические пособия, учебники, периодические издания, нормативные акты Интернет сайты Министерства Финансов, РБК, Госкомстата.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1. История налоговой системы в России

Обязательные платежи в казну правителя существовали еще в Древней Руси, как известно, в виде дани, которая собиралась в натуре (зерном, мехами, медом, изделиями ремесленников и др.). Ее собирали двумя способами:

- «повозом» - когда плательщики дани сами привозили ее правителю;

- «полюдьем» - когда правитель с дружиной сам приезжал за данью.

Наряду с данью в  Киевской Руси существовали и другие источники пополнения казны, например, судебные штрафы, контрибуции, штрафы за преступления, взимаемые в пользу князя, торговые пошлины и доходы с княжеских имений, которые обрабатывались преимущественно трудом княжеской челяди.

После образования Российского  централизованного государства  основным налогом стал поземельный налог, а также налог на содержание войска - «стрелецкие деньги». В 1646 г. был введен налог на соль, который стал причиной народного бунта, вошедшего в историю под названием «соляного бунта» [12, с.56].

С 1704 г. является один за другим бесконечный ряд новых налогов: мельничный, банный, погребной, пчелиный, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с найма домов, ледокольный, водопойный и другие «мелочные всякие сборы».

К новым налогам  присоединялись казенные монополии; к  прежним монополиям (смоле, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь.

В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов была предпринята новая серьезная финансовая мера - введение подушной подати.

Налоговая система претерпевала незначительные изменения, однако, не носившие системообразующего характера. Значительным событием в процессе становления российской налоговой системы стала налоговая реформа 1881-1885 гг., в ходе которой были отменены существовавшие ранее соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги.

Непосредственный сбор налогов был возложен на органы полиции. С переходом на новую систему налогообложения, ориентированную на обложение доходов, а также с увеличением числа новых сборов обнаружилась несостоятельность Казенной палаты как фискального органа [12, с.61].

В период с  октября 1917 г. и до окончания военного коммунизма действие всех налогов в РСФСР было приостановлено, а податный аппарат полностью расформирован, поскольку большевики планировали построение экономики нерыночного, директивного типа, где отсутствует частная собственность. В 1923 г. была проведена реформа обложения крестьянства и установлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследства и дарения, гербовый сбор. Необходимость увеличения налоговых поступлений привела к широкому развитию косвенного налогообложения, введению акцизов на табак, спички, спиртные напитки, сахар, керосин и смазочные масла, текстильные изделия.

Во время  войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота.

В послевоенный период происходило постепенное  замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций.[20, с.33].

По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка  осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт - Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

Реформы налоговой системы  в СССР в 1985-1991 гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Основными законодательными актами в этой сфере стали [12, с.77]:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

б) постановления Совета Министров СССР:

«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;

«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

г) постановление  Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение  и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе  Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой. Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

1.2. Принципы  построения налоговой системы

 

Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ. Это следующие принципы:

Налоги устанавливаются  законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован в Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 13-15). Во-вторых, в устанавливающем законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога [1].

Принцип всеобщности  налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов.

Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям [22, с. 56].

Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

Равное налоговое бремя. Под налоговым бременем понимается мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. Не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками.

 Не допускаются  налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Следовательно, нельзя вводить повышенные ставки налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации.

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы  платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика [12, с. 101].

Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

Ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и  платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных  НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе [1].

Федеральные налоги и  сборы, устанавливающиеся путем  внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать [3, с. 144].

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования