Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных проблем развития и совершенствования налогов и налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические аспекты функционирования налоговой системы РФ;
характеризуется налоговый механизма пути его совершенствования;
проводится анализ налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………..……..……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…….…...…….5
1.1.История налоговой системы в России…………………………………...……5
1.2. Принципы построения налоговой системы…………………………...……...8
1.3. Правовое регулирование налоговой системы в РФ………………….……...11
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…….20
2.1. Регулирование налоговой системы ее структура и функции………………20
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в
бюджетную систему РФ………………………………………………………...…23
2.3. Анализ поступления налоговых платежей на региональном уровне на примере Курской облати………………………………………………...………...24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…………………………………………….……29
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…….29
3.2. Пути совершенствования налоговой системы…………………….…………32
3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов………………………………………………….………34
Заключение…………………………………………………….……………………41
Список использованных источников...………………………………..……
В 2010 г. в федеральный бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков Курской области поступило 7787,4 млн. руб., из них 1626 млн. руб. – налог на прибыль организаций, 3692 млн. руб. – НДС, 77 млн. руб. – акцизы, 140 млн. руб. – платежи за пользование природными ресурсами, 1940 млн. руб. – социальные страховые выплаты. В 2011 г. налоговыми органами Курской области были обеспечены платежи в федеральный бюджет на сумму 9297 млн. руб., что на 19,4% больше, чем в 2010 г. Из них 2402 млн. руб. – налог на прибыль организаций, что на 47,7% больше, чем в 2010 г., 4004 млн. руб. – НДС (прирост к 2010 г. на 8%), 49 млн. руб. – акцизы (63% от уровня 2010 г.), 160 млн. руб. – платежи за пользование природными ресурсами (на 14% больше уровня 2010 г.), 2397 млн. руб. – социальные страховые выплаты (на 23% больше уровня 2010 г.).
В 2010 г. в областной бюджет Курской области от налогоплательщиков Курской области поступило 11486 млн. руб., из них 5403 млн. руб. было обеспечено налогом на прибыль организаций, 3197 млн. руб. – НДФЛ, 412 млн. руб. – акцизами, 131 млн. руб. – платежами за пользование природными ресурсами, 1842 млн. руб. – налогами на имущество (см. табл. 4).
В 2011 г. в областной бюджет поступило 15620 млн. руб., что на 36% больше, чем в 2010 г. Из них 7940 млн. руб. было обеспечено налогом на прибыль организаций (рост к уровню 2010 г. составил 46,9%), 4311 млн. руб. – НДФЛ (рост к уровню 2010 г. составил 34,8%), 401 млн. руб. – акцизными сборами (снижение к уровню 2010 г. на 3%), 161 млн. руб. - платежами за пользование природными ресурсами (рост к уровню 2010 г. на 26%), 2133 млн. руб. – налогами на имущество (прирост 15% к уровню 2010 г.) [25].
Таблица 4
Показатели поступлений в областной бюджет Курской
области от налогоплательщиков Курской области в 2010-2011 гг.,
тыс. руб.
Период |
Всего поступило налогов и сборов |
в том числе: | |||||
Налог на прибыль организаций |
НДФЛ |
Акцизы |
Платежи за пользование природными ресурсами |
Налоги на имущество |
Прочие налоги и сборы | ||
2011г. |
15620082 |
7940179 |
4311832 |
401207 |
166312 |
2133838 |
666684 |
2010г. |
11486941 |
5403482 |
3197658 |
412913 |
131836 |
1842169 |
498883 |
Изм. к соотв. периоду прошлого года (%) |
136,0 |
146,9 |
134,8 |
97,2 |
126,2 |
115,8 |
133,6 |
В местные бюджеты Курской области от налогоплательщиков Курской области в 2010 г. поступило 3708 млн. руб., из которых 2239 млн. руб. было обеспечено поступлением налога на доходы физических лиц (см. табл. 5).
Таблица 5
Показатели поступлений в местные бюджеты Курской области от налогоплательщиков Курской области в 2010-2011 гг., тыс. руб.
Период |
Всего поступило налогов и сборов |
в том числе: | ||||
Налог на доходы физических лиц |
Налог на имущество физических лиц |
Земельный налог |
Платежи по налогам со спецрежимом |
Прочие налоги и сборы | ||
2011г. |
4767317 |
2918604 |
61312 |
1259777 |
450569 |
77055 |
2010г. |
3708510 |
2239153 |
57172 |
956036 |
369775 |
86374 |
Изм. к соотв. периоду прошлого года (%) |
128,6 |
130,3 |
107,2 |
131,8 |
121,8 |
89,2 |
По данным УФНС Курской области, в 2010 г. налоговыми органами было обеспечено поступление в местные бюджеты Курской области налога на имущество физических лиц – 57,1 млн. руб., земельного налога – 956 млн. руб., платежей по специальным налоговым режимам – 369 млн. руб., прочих налоговых поступлений – 86 млн. руб.
В 2011 г. в местные бюджеты Курской области от налогоплательщиков Курской области поступило 4767 млн. руб., что на 28,6% больше, чем в 2010 г. Из них налога на доходы физических лиц – 2918 млн. руб. (на 30% больше уровня 2010 г.), налога на имущество физических лиц – 61,3 млн. руб. (прирост к уровню 2010 г. 7%), земельного налога –1259 млн. руб. (прирост к уровню 2010 г. составил 31,8%), платежей по специальным налоговым режимам – 450 млн. руб. (прирост 21%), прочих налоговых поступлений – 77 млн. руб. (снижение на 11% по сравнению с 2010 г.).
Таким образом, в настоящее
время структура налоговых
3.1. Проблемы и ограничения
развития современной
По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
Дополнение поправки и изменения, вносимые в законодательство, приводит к усложнению обработки налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих, и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, что требует больших затрат на налоговое администрирование. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое бремя является основным мотивом ухода субъектов хозяйственной деятельности от уплаты налогов и сборов [16, c.78].
По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики [2, c. 14].
Решение проблемы стимулирующего
влияния системы налогообложени
Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве [5, c.79].
Для налоговой системы Российской Федерации характерно:
1. Высокий уровень
налогового бремени,
2. Законодательная и
нормативная база налоговой
3. Сложность процедур – одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями – это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт.
4. Не учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов.
Желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки [16, c. 133].
Российская система
налогообложения плохо
Увеличение социальных взносов с 26% до 34% определяет значительную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда работников, и может привести к тотальному сокрытию заработных плат, и привести к обратному от запланированного, эффекту.
Большой проблемой является
налоговое администрирование
Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
Предметами для критики выступают: отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; низкое налогообложение природных ресурсов.
России остро не
хватает собственной научной
школы или нескольких школ
в области налогообложения,
3.2. Пути совершенствования налоговой системы
Практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т.е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство.
Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами налоговых администраций, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Гражданского кодекса РФ и Методические основы организации и ведения бухгалтерского учета, утверждаемые Министерством финансов РФ. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций. Они выступают исходной основой налогового регулирования, равно как и его составной частью налогового контроля [4, с. 25].
Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налог», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными корпоративными и личными экономическими интересами. В функциональном отношении действие налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и, тем не менее, при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения это требование к налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия.
Налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, должно способствовать повышению финансовой устойчивости и достижению лучших финансовых результатов [9, с. 39-40].
Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования