Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных проблем развития и совершенствования налогов и налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические аспекты функционирования налоговой системы РФ;
характеризуется налоговый механизма пути его совершенствования;
проводится анализ налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………..……..……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…….…...…….5
1.1.История налоговой системы в России…………………………………...……5
1.2. Принципы построения налоговой системы…………………………...……...8
1.3. Правовое регулирование налоговой системы в РФ………………….……...11
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…….20
2.1. Регулирование налоговой системы ее структура и функции………………20
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в
бюджетную систему РФ………………………………………………………...…23
2.3. Анализ поступления налоговых платежей на региональном уровне на примере Курской облати………………………………………………...………...24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…………………………………………….……29
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…….29
3.2. Пути совершенствования налоговой системы…………………….…………32
3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов………………………………………………….………34
Заключение…………………………………………………….……………………41
Список использованных источников...………………………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2010 г. в федеральный  бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков Курской области поступило 7787,4 млн. руб., из них 1626 млн. руб. – налог на прибыль организаций, 3692 млн. руб. – НДС, 77 млн. руб. – акцизы, 140 млн. руб. – платежи за пользование природными ресурсами, 1940 млн. руб. – социальные страховые выплаты. В 2011 г. налоговыми органами Курской области были обеспечены платежи в федеральный бюджет на сумму 9297 млн. руб., что на 19,4% больше, чем в 2010 г. Из них 2402 млн. руб. – налог на прибыль организаций, что на 47,7% больше, чем в 2010 г., 4004 млн. руб. – НДС (прирост к 2010 г. на 8%), 49 млн. руб. – акцизы (63% от уровня 2010 г.), 160 млн. руб. – платежи за пользование природными ресурсами (на 14% больше уровня 2010 г.), 2397 млн. руб. – социальные страховые выплаты (на 23% больше уровня 2010 г.).

В 2010 г. в областной  бюджет Курской области от налогоплательщиков Курской области поступило 11486 млн. руб., из них 5403 млн. руб. было обеспечено налогом на прибыль организаций, 3197 млн. руб. – НДФЛ, 412 млн. руб. – акцизами, 131 млн. руб. – платежами за пользование природными ресурсами, 1842 млн. руб. – налогами на имущество (см. табл. 4).

В 2011 г. в областной  бюджет поступило 15620 млн. руб., что на 36% больше, чем в 2010 г. Из них 7940 млн. руб. было обеспечено налогом на прибыль организаций (рост к уровню 2010 г. составил 46,9%), 4311 млн. руб. – НДФЛ (рост к уровню 2010 г. составил 34,8%), 401 млн. руб. – акцизными сборами (снижение к уровню 2010 г. на 3%), 161 млн. руб. - платежами за пользование природными ресурсами (рост к уровню 2010 г. на 26%), 2133 млн. руб. – налогами на имущество (прирост 15% к уровню 2010 г.) [25].

 

Таблица 4

Показатели поступлений  в областной бюджет Курской

области от налогоплательщиков Курской области в 2010-2011 гг.,

тыс. руб.

Период

Всего поступило налогов и сборов

в том числе:

Налог на прибыль организаций

НДФЛ

Акцизы

Платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на имущество

Прочие налоги и сборы

2011г.

15620082

7940179

4311832

401207

166312

2133838

666684

2010г.

11486941

5403482

3197658

412913

131836

1842169

498883

Изм. к соотв. периоду прошлого года (%)

136,0

146,9

134,8

97,2

126,2

115,8

133,6


 

В местные бюджеты Курской области от налогоплательщиков Курской области в 2010 г. поступило 3708 млн. руб., из которых  2239 млн. руб. было обеспечено поступлением налога на доходы физических лиц (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Показатели поступлений  в местные бюджеты Курской  области от налогоплательщиков Курской области в 2010-2011 гг., тыс. руб.

Период

Всего поступило налогов и сборов

в том числе:

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

Платежи по налогам со спецрежимом

Прочие налоги и сборы

2011г.

4767317

2918604

61312

1259777

450569

77055

2010г.

3708510

2239153

57172

956036

369775

86374

Изм. к соотв. периоду  прошлого года (%)

128,6

130,3

107,2

131,8

121,8

89,2


 

По данным УФНС Курской  области, в 2010 г. налоговыми органами было обеспечено поступление в местные бюджеты Курской области налога на имущество физических лиц – 57,1 млн. руб., земельного налога – 956 млн. руб., платежей по специальным налоговым режимам – 369 млн. руб., прочих налоговых поступлений – 86 млн. руб.

В 2011 г. в местные бюджеты Курской области от налогоплательщиков Курской области поступило 4767 млн. руб., что на 28,6% больше, чем в 2010 г. Из них налога на доходы физических лиц – 2918 млн. руб. (на 30% больше уровня 2010 г.), налога на имущество физических лиц – 61,3 млн. руб. (прирост к уровню 2010 г. 7%), земельного налога –1259 млн. руб. (прирост к уровню 2010 г. составил 31,8%), платежей по специальным налоговым режимам – 450 млн. руб. (прирост 21%), прочих налоговых поступлений – 77 млн. руб. (снижение на 11% по сравнению с 2010 г.).

Таким образом, в настоящее  время структура налоговых органов  по Курской области возглавляется Управлением Федеральной налоговой службы по Курской области. Управление является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление Федеральной налоговой службы по Курской области находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. В ведении Управления имеется 12 межрайонных налоговых инспекций по Курской области и налоговая инспекция по г. Курску. На учете этих органов в качестве налогоплательщиков состоят 21,5 тыс. организаций, 72,8 тыс. физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также 4,0 тыс. юридических лиц и 291,0 тыс. физических лиц - плательщиков земельного налога.

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ

3.1. Проблемы и ограничения  развития современной налоговой  системы

 

По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

 Дополнение поправки  и изменения, вносимые в законодательство, приводит к усложнению обработки налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих, и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, что требует больших затрат на налоговое администрирование. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое бремя является основным мотивом ухода субъектов хозяйственной деятельности от уплаты налогов и сборов [16, c.78].

По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики [2, c. 14].

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Существующая система  налогообложения недостаточно учитывает  сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве [5, c.79].

Для налоговой системы Российской Федерации характерно:

1. Высокий уровень  налогового бремени, возложенный  на предприятия. Жалобы налогоплательщиков  на тяжесть налогового бремени  – общее явление для всех стран. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в развитие – соответственно, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, действующая налоговая система эффективна для государства. Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики.

2. Законодательная и  нормативная база налоговой системы  весьма сложна и запутана. Введение  налогового учета для определения  налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС, а так же с заменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и в целевые внебюджетные фонды – вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов. Эти решения были направлены на облегчения налогового администрирования государственными органами, но усложнили деятельность работодателей по осуществлению своих налоговых обязанностей.

3. Сложность процедур  – одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями – это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт.

4. Не учтены сложные  взаимосвязи всех участников  общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов.

 Желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки [16, c. 133].

Российская система  налогообложения плохо выполняет  фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения

Увеличение социальных взносов с 26% до 34% определяет значительную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда работников, и может привести к тотальному сокрытию заработных плат, и привести к обратному от запланированного, эффекту.

Большой проблемой является налоговое администрирование налога на добавленную стоимость, сложные методики расчета, усложняют работу всем организациям.

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Предметами для критики  выступают: отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; низкое налогообложение природных ресурсов.

 России остро не  хватает собственной научной  школы или нескольких школ  в области налогообложения, способных  не только усовершенствовать  действующую налоговую систему,  но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения того или иного комплекса мероприятий [23, c. 55].

 

3.2. Пути совершенствования  налоговой системы

 

Практика привносит  свои коррективы в концептуально  определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т.е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство.

Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами налоговых администраций, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Гражданского кодекса РФ и Методические основы организации и ведения бухгалтерского учета, утверждаемые Министерством финансов РФ. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций. Они выступают исходной основой налогового регулирования, равно как и его составной частью налогового контроля [4, с. 25].

Налоговый механизм, формируемый  как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налог», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными корпоративными и личными экономическими интересами. В функциональном отношении действие налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной  и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и, тем не менее, при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения это требование к налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия.

Налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, должно способствовать повышению финансовой устойчивости и достижению лучших финансовых результатов [9, с. 39-40].

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования