Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных проблем развития и совершенствования налогов и налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические аспекты функционирования налоговой системы РФ;
характеризуется налоговый механизма пути его совершенствования;
проводится анализ налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………..……..……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…….…...…….5
1.1.История налоговой системы в России…………………………………...……5
1.2. Принципы построения налоговой системы…………………………...……...8
1.3. Правовое регулирование налоговой системы в РФ………………….……...11
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…….20
2.1. Регулирование налоговой системы ее структура и функции………………20
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в
бюджетную систему РФ………………………………………………………...…23
2.3. Анализ поступления налоговых платежей на региональном уровне на примере Курской облати………………………………………………...………...24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…………………………………………….……29
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…….29
3.2. Пути совершенствования налоговой системы…………………….…………32
3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов………………………………………………….………34
Заключение…………………………………………………….……………………41
Список использованных источников...………………………………..……
И как элемент налогового
менеджмента налоговое
В свою очередь, налоговое регулирование это совокупность управленческих действий по внедрению в финансово-хозяйственной деятельности организации выбранных налоговым планированием способов оптимизации налоговых платежей.
Что касается налогового контроля, то традиционно он рассматривается в качестве государственной функции, и его основной задачей является пополнение бюджета.
С переходом к рынку
появилась настоятельная
В то же время налоговый контроль организации
направлен не только на оценку результативности
налогового планирования и регулирования,
но и на выявление и устранение налоговых
ошибок, связанных с ежедневным ведением
налогового учета и исполнения налоговых
обязательств, поэтому носит систематический
характер [16, с. 300].
Создание и совершенствование системы внутреннего контроля в последнее время приобретает все большее значение. Данная тенденция обусловлена множеством факторов, но ключевым, бесспорно, является выход компаний на фондовые рынки, как России, так и зарубежных стран.
В целях предотвращения схем по уклонению от налогообложения заработных плат работников за счет использования процентных выплат по подобным депозитам в качестве ежемесячной зарплаты, необходимо установить предельный объем средств на одном подобном вкладе.
Таким образом, рассмотренные выше налоговые механизмы, основанные на опыте развитых зарубежных стран, с учетом их достаточно простой реализации на практике, могли бы существенно снизить негативные последствия глобального финансового кризиса, предоставить дополнительные государственные гарантии для физических лиц и заложить основы будущей финансовой стабильности государства, а также сократить срок выхода экономики Российской Федерации из кризиса и ускорить рост валового внутреннего продукта страны.
3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Предлагаемые меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов, учитывают необходимость долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы.
Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2009 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее – ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР [25].
Поскольку доходы бюджетной системы РФ в значительной степени зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая нагрузка на экономику включает в себя значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную динамикой мировых цен на энергоносители и вкладом прочих факторов (в том числе, государственной политики, настроения инвесторов и населения и т.д.).
Таким образом, если уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в 2008 г. в целом составил 36,8% ВВП, то, по имеющимся оценкам, конъюнктурная компонента нагрузки (обусловленная благоприятной ценовой конъюнктурой) составила 8,3% ВВП, а структурная компонента (нагрузка, которая бы при прочих равных условиях имела место при фиксации цен на нефть на среднем многолетнем уровне) – 28,5% ВВП.
Иными словами, уровень налоговой нагрузки в РФ без учета ее конъюнктурной составляющей ниже, чем в странах ОЭСР, и соответствует теоретическому значению налоговой нагрузки, определенному по результатам международных сопоставлений и факторного анализа. В долгосрочной перспективе достигнутый уровень нагрузки в Российской Федерации может оказаться ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными вызовами.
Во-первых, необходимо учитывать, что объем расходных обязательств бюджетной системы РФ в социальной сфере (в частности, в сфере образования и здравоохранения), обусловленный более высоким уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны и безопасности, находится на более высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения. Во-вторых, необходимо принять во внимание перспективу старения населения, приводящего к несбалансированности российской пенсионной системы в долгосрочной перспективе [12, с. 44].
Анализ структурной и конъюнктурной составляющей налоговой нагрузки в странах ОЭСР и РФ показал, что в Российской Федерации наиболее чувствительным по отношению к колебаниям конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей из несырьевых налогов является налог на прибыль организаций (налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть являются способом изъятия природной ренты), а наименее чувствительным – НДС. Таким образом, в последние годы уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в значительной степени определялся конъюнктурной составляющей нагрузки (в первую очередь, налогом на прибыль организаций), обусловленной высоким уровнем мировых цен на нефть.
Межотраслевые сопоставления налоговой нагрузки в российской экономике позволяют сформулировать основные выводы: после проведенной налоговой реформы в 2002-2004 гг. уровень налоговой нагрузки для всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, снизился. Однако в 2008-2009 годах рост налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогам на фонд оплаты труда (единый социальный налог и налог на доходы физических лиц), обусловленный улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, стал причиной увеличения налоговой нагрузки в большинстве отраслей экономики; налоговая система обладает достаточно высокой степенью нейтральности, поскольку различие уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики практически не оказывает влияния на соотношение доходности в указанных отраслях, рассчитанной до уплаты налогов и после уплаты налогов. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что при достаточно высоком (как на фоне иностранных компаний, так и других отраслей экономики РФ) уровне налоговой нагрузки в нефтедобывающем секторе, доходность после уплаты налогов у российских нефтяных компаний сопоставима либо даже выше аналогичных показателей для иностранных компаний.
Вместе с тем, поскольку необходимым условием успешного посткризисного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров и услуг, новый этап налоговой реформы должен быть нацелен на поддержку инноваций во всех секторах экономики.
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.06.10 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», предусматривающий отказ от уплаты единого социального налога и переход к страховому принципу формирования доходов системы обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования с увеличением совокупного тарифа страховых взносов на эти цели с 26 до 34 %, которой облагаются выплаты на одного работника в размере до 415 тыс. рублей в год (предельная граница по начислению за 2011 год).
Определение политики в области страховых взносов не относится напрямую к налоговой политике, однако с точки зрения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы формируют наряду с налогом на доходы физических лиц обязательные отчисления в бюджетную систему, уплачиваемые работодателями при выплате заработной платы работникам. Поэтому наряду с внесением изменений в Кодекс предлагается рассмотреть возможность корректировки законодательства в части регулирования страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Инструментом поддержки инновационного сектора, который будет реализован уже в ближайшее время, является снижение на продолжительный период (до 2016 года, а для отдельных категорий – до 2020 года) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков до 14% в пределах страхуемого годового заработка. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, будет предусмотрен переходный период до 2016 года для уплаты страховых взносов организациями средств массовой информации, в рамках которого в 2012 году сохраняется ставка на уровне 26%, с повышением ее в 2013 году до 27% с последующим плавным повышением до общего уровня в 2016 году. По предварительным оценкам, данный механизм потребует перечисления трансфертов из федерального бюджета в государственные внебюджетные фонды в размерах в 2012 г. – 3,61 млрд. рублей, 2013 г. – 3,48 млрд. рублей, в 2014 г. – 3,28 млрд. рублей, в 2015 г. – 2,4 млрд. рублей.
Организация возмещения НДС, в том числе при применении нулевой ставки данного налога, является ключевой для обеспечения эффективности функционирования НДС в целом.
В целях совершенствования действующего порядка применения нулевой ставки по НДС необходимо продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки, необходимо исключить из числа документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки, документы подтверждающие фактическое поступление экспортной выручки на счет налогоплательщика в российском банке. Также следует оценить целесообразность с точки зрения их избыточности и других требований к документам (например, требования к контракту на поставку товаров и.т.д.) [14, с. 88].
Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.
Даже при самом передовом законодательстве налоговое администрирование будет далеко от эффективного, если основной задачей налогового органа будет пополнение бюджета любой ценой, при том, что ответственность за окончательное решение вопросов о правомерности доначисления налогов по результатам проверок перекладывается на судебную систему, а издержки налогоплательщиков, связанные с таким администрированием, не принимаются во внимание.
В 2012 году, должна быть введена в действие новая редакция положений Кодекса, направленных на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
В рамках работы по улучшению инвестиционного климата в РФ основные усилия в ближайшее время будут направлены на урегулирование порядка возмещения НДС с тем, чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков, а также на создание стимулов для инновационной активности российских организаций. Вместе с тем
Учитывая, что Федеральным законом от 28 ноября 2010 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрена индексация ставок акцизов на период 2011-2013 годы, предполагается уточнить размеры индексации на 2012 и 2013 годы и проиндексировать ставки акцизов на 2014 год с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную (при условии перехода к новой системе взимания акцизов), спиртосодержащую и табачную продукцию.
В целях введения налога на недвижимость необходимо завершить в 2012-2014 годы работы по: определению методики проведения кадастровой оценки объектов недвижимости на основе анализа результатов мероприятий по разработке и тестированию системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации в четырех субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Калужская область, Кемеровская область, Тверская область); определению порядка проведения работ по кадастровой (массовой) оценке недвижимости для целей налогообложения; формированию сведений об объектах капитального строительства для целей кадастровой (массовой) оценки недвижимости; кадастровой (массовой) оценке недвижимости; определению объектов и субъектов налогообложения налогом на недвижимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проделанной работы можно сделать вывод о том, что налоговая система - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, - обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех субъектов общественного производства, представляющих все формы собственности.
Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования