Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 20:09, курсовая работа
Цель работы: подведение итогов формирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования и вынесение предложений по реконструированию системы налогообложения России.
Введение 3
1. Налоговая система России: сущность и принципы построения 5
1.1. Понятие налоговой системы и её элементов 5
1.2. Виды налогов Российской налоговой системы 13
1.3.Правовая основа налоговой системы 22
1.4.Структура российской налоговой системы 23
2. Этапы развития налоговой системы России 25
2.1. Этап становления налоговой системы России 25
2.2. Современный этап реформирования налоговой системы 31
Заключение 38
Список использованной литературы 42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ
КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Курсовая работа
Налоговая система Российской Федерации, особенности её формирования и развития
Исполнитель:
Студент группы ФК-502
Егорова Анна Николаевна
Руководитель:
к.э.н., доцент Львова
Майя Ивановна
г.Нижний Тагил
2011
Оглавление
Введение 3
1. Налоговая система России: сущность и принципы построения 5
1.1. Понятие налоговой системы и её элементов 5
1.2. Виды налогов Российской налоговой системы 13
1.3.Правовая основа налоговой системы 22
1.4.Структура российской налоговой системы 23
2. Этапы развития налоговой системы России 25
2.1. Этап становления налоговой системы России 25
2.2. Современный этап реформирования налоговой системы 31
Заключение 38
Список использованной литературы 42
Проводимая в России с 1998 года налоговая реформа, вступила в свою заключительную стадию. С принятием последних глав второй части Налогового кодекса РФ, заканчивается кодификация налогового законодательства, и новая налоговая система в полном объеме начала действовать с 2006 года.
Не смотря на то, что в последние годы Правительством и Парламентом страны, предпринимаются реальные позитивные шаги по снижению налогового бремени, по улучшению инвестиционного климата, в борьбе с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов, обзор литературы по теме исследования свидетельствует, что действующая в России налоговая система, все еще вызывает множество обоснованных нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. При этом предметами для критики выступают:
- излишне фискальный характер налоговой системы;
- отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;
- чрезмерное налогообложение прибыли (дохода);
- высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда;
- недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;
частые изменения налогового законодательства и т. п.
Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. Но, тем не менее, она обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.
Таким образом, актуальность темы обуславливается необходимостью подведения предварительных итогов налоговой реформы, важностью продолжения реформирования налоговой системы и налогового законодательства, выработки принципов и направлений налоговой политики государства, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономических обязательств государства перед гражданами и условия для экономического роста России.
Цель работы: подведение итогов формирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования и вынесение предложений по реконструированию системы налогообложения России.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались и решались следующие задачи: раскрытие понятия и содержания налоговой системы и ее основных структурных элементов; проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской Федерации; сравнение и сопоставление, как отельных элементов системы налогов, так и всей налоговой системы России с налоговыми системами развитых стран с рыночной экономикой; исследование основных этапов развития налоговой системы в России; выявление узловых проблем реформирования налоговой системы и вынесение предложений по их решению.
Объектом исследования, является процесс формирования современной налоговой системы Российской Федерации. Предмет - налоговая система России, а также совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с её формированием и реформированием.
Научная новизна исследования:
- подведены предварительные итоги проводимой налоговой реформы;
- рассмотрены ошибки и просчеты налоговой политики государства, а также недостатки существующей налоговой системы и обоснована необходимость их совершенствования;
- предложены основные направления продолжения налоговой реформы в России.
Как нам представляется, для современной России актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка, с одновременным решением проблемы полноценного наполнения государственного бюджета и снижения налогового гнета, эффективного расходования бюджетных средств, достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Она должна быть направлена, на то, чтобы наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка все больше выполняла активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна учитывать как свой не очень удачный первоначальный опыт формирования, так и опыт налоговых систем развитых государств.
Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.
Законодательные основы ныне действующей налоговой системы России были заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены Законом РФ от 27 декабря 1991 г "Об основах налоговой системы, в Российской Федерации".
Чтобы судить об эффективности современной налоговой системы России необходимо, прежде всего, выяснить составляющие этой систем. Дело в том, что при анализе этого вопроса пришлось столкнуться с существующей сегодня проблемой - нет единой трактовки понятий:
1) налоговая система и ее элементов;
2) система налогообложения и ее элементы.
Так, по методу установления, налоги у Д. Г Черника, подразумеваются прямые и косвенные, а у И. Г. Русановой, по тому же методу на личные и реальные. У одних авторов виды налогов входят в систему налогов, у других - виды налогов входят в систему налогообложения. То есть имеется определенная теоретическая путаница.
Это путаница, следствие того, что Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы Российской Федерации и ее содержание, т. е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и их должностных лиц в области налогообложения. Однако дальнейшее развитие налогового законодательства не обеспечило системного подхода к проблеме налогов в Российской Федерации. Так, в ч. 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) вообще не упоминается понятие "налоговая система", а все статьи Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которые давали определение налоговой системы, определяли ее структуру, т. е. закладывали основы системного подхода к формированию сложной государственной структуры как системы, в последующем были отменены.
В нашей работе предлагается налоговая система, разработанная исходя из федеральных законов и из правоохранительной практики. Прежде всего, дадим определение - налоговой системе. Если исходить из значения налоговой системы для рыночной экономики, корректно утверждать, что налоговая система - это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).
В более узком значении, подразумевающем ее внутреннее содержание, налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
По моему мнению налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов:
1) Налоговые органы;
2) Налоговое законодательство;
3) Налоги;
4) Пошлины;
5) Сборы;
6) Другие платежи.
Под налоговыми органами понимаются органы, участвующие в налоговых правоотношениях и обеспечивающие взимание налогов с налогоплательщиков. В соответствии с Конституцией РФ "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы'' (Статья 57). Однако налогоплательщики не всегда добросовестно выполняют свои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налогового законодательства - от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государстве любой общественно-экономической формации создается определенная система учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей. В Российской Федерации эту функцию выполняют налоговые органы РФ. Их правовое положение определено Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации", НК РФ, и рядом других нормативно-правовых актов. Так, согласно ст. 30 НК РФ - налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
Первоначально, Государственная
налоговая служба РФ, была создана 21
ноября 1991 г., на основании Указа
Президента РФ. № 218. В дальнейшем, 23
декабря 1998 г. - Указом Президента РФ №
1635 "О Министерстве Российской Федерации
по налогам и сборам"
Второй элемент налоговой системы - налоговое законодательство. Традиционно в советской теории государства и права понятием "законодательство" охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, имевшие нормативный характер. Однако принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства России, - создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.
Конституционный Суд РФ отметил, что "установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными". Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. На этих конституционных положениях базируется и НК РФ. Cогласно п. 1,4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие "законодательство о налогах и сборах" охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых - законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Таким образом, акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.
Информация о работе Налоговая система РФ, особенности ее формирования и развития