Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 20:09, курсовая работа
Цель работы: подведение итогов формирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования и вынесение предложений по реконструированию системы налогообложения России.
Введение 3
1. Налоговая система России: сущность и принципы построения 5
1.1. Понятие налоговой системы и её элементов 5
1.2. Виды налогов Российской налоговой системы 13
1.3.Правовая основа налоговой системы 22
1.4.Структура российской налоговой системы 23
2. Этапы развития налоговой системы России 25
2.1. Этап становления налоговой системы России 25
2.2. Современный этап реформирования налоговой системы 31
Заключение 38
Список использованной литературы 42
Как подчеркнул на состоявшихся
в Госдуме парламентских
После 1999 г. Правительство регулярно собирает налогов больше, чем планируется в бюджете. Так, в 2000 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 1437,4 млрд. рублей налогов и сборов, что в 1,6 раза больше, чем в 1999 году. Кроме того, в бюджет страны было перечислено доходов целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов в сумме 271,6 млрд. рублей. Таким образом, всего в бюджетную систему поступило свыше 1,7 триллиона рублей, что также больше поступлений 1999 года в 1,6 раза. Большую роль сыграло повышение эффективности работы налоговых органов по всем направлениям работы, включающей законодательную, методологическую, прогнозно-аналитическую и контрольную, а также улучшение налогового администрирования. Об этом, в частности, свидетельствует рост доли налогов в ВВП (с 19,3% в 1999 году до 20,7% в 2000 году). Динамика поступления налогов и сборов по уровням бюджетной системы Российской Федерации в 1998-2000 гг.
С введением в действие с 1 января 2001 г. части второй НК РФ на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, была возложена обязанность уплачивать ЕСЕ, который объединил отчисления во внебюджетные фонды обязательного государственного страхования. Ставка ЕСН для индивидуальных предпринимателей определялась как произведение валовой выручки на коэффициент 0,1. Тариф ставки был установлен п. 3 ст. 237 НК РФ, что трансформировало ЕСН в налог с оборота.
Как отмечает, министр финансов РФ А. Л. Кудрин, - "В 2002 г. российская налоговая система работала устойчиво н надежно. В том году были сделан очередные важные шаги в проведении налоговой реформы, направленные на повышение эффективности налоговой системы и снижение налоговой нагрузки. Поступление налогов в доходы бюджета составило около 95% от расчетного уровня, что на 0,7 процентных пункта выше, чем в 2001г. Налоговое бремя в 2002 году снизилось с 33,9% до 32,9% в ВВП, что заметно ниже соответствующего показателя для стран ЕС - 40,9% и ОЭСР, так называемого "клуба развитых стран", - 36,1%. Снижение налоговой нагрузки позволяет вывести доходы из тени, стимулирует развитие производства, улучшает финансовое положение предприятий. Это, в свою очередь, обеспечивает расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет. На увеличение налоговых доходов бюджета повлияло и то, что была увеличена налоговая нагрузка на ТЭК. Сырьевые отрасли стали давать больше. Так, доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов, в общем объеме налоговых поступлений, увеличилась с 10,4% до 14,7%.
До 2002 г. в России действовал очень высокий порог ставки налога на прибыль: 35% - для предприятий, 43% - для банков. Поскольку государство жестко регламентирует порядок формирования издержек, например, нормирует платежи за кредиты, расходы на рекламу и другие, то в реальности этот налог превышал 50% валовой прибыли, что предопределяет дальнейшее распространение "черного нала", сокрытие предприятиями фактической прибыли. По оценке некоторых экономистов, в России в отдельных отраслях изымается 90% прибыли предприятий. В 1998 г., по данным бухгалтерской отчетности, число убыточных предприятий в РФ достигало 53,2%, в 1999 г. - 40,5,а по итогам 2000 г. - 41,6%. Это обусловило принятие в 2001 г. ставки налога на прибыль в размере 24%, и он стал одним из самых небольших в Европе. В то же время, как нам кажется, Правительством РФ были, неправомерно ликвидированы 50-процентные льготы по налогу на прибыль, направляемые на инвестиции, налоговые льготы на научные исследования и разработки. Как представляется, эти меры неизбежно приведут к свертыванию работы отраслевых научно-технических фондов, занимающихся разработкой и внедрением новых технологий, что, в конечном счете, скажется на снижении конкурентоспособности нашей экономики.
Федеральным законом от 24. 07. 2002 № 104-ФЗ с 1 января 2003 г. введена в действие глава 26. 2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. Тем самым были внесены изменения в порядок уплаты налогов и взносов, направляемых на обязательное социальное страхование. Теперь упрощенная система налогообложения, учета и отчетности стала распространяться на индивидуальных предпринимателей и организации, средняя численность работников в которых за налоговый период не превышает 100 человек, и с оборотом не более 15 млн. руб. в год независимо от вида осуществляемой деятельности. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе и возврат к применяемой ранее, предоставляется на добровольной основе, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Согласно п. 3 ст. 346. 11 НК РФ
применение упрощенной системы налогообложения
индивидуальными
В Бюджетном послании Федеральному
Собранию РФ "О бюджетной политике
в 2005 году" Президент РФ, подводя
итоги бюджетной политики в 2003 году,
констатировал, что в стране - "В
целом завершено формирование основных
элементов современной
В 2004 году финансовое положение страны значительно укрепилось, доходы федерального бюджета, по данным Минфина, составили 20,4% ВВП, что на 0,8% ВВП выше показателя 2003 года, причем поступления в федеральный бюджет существенно превысили запланированный уровень. Увеличение доходов (прежде всего, налоговых) обусловлено ростом цен на топливно-сырьевые товары и ставок ресурсных налогов.
С 1 января 2004 года был сокращен с 20 до 18% НДС, был отменен налог с продаж. В целом налоговая нагрузка сократилась на один процентный пункт ВВП. Это значит, что в распоряжении предприятий, по оценкам Правительства РФ должно дополнительно оставаться около 150 млрд. руб., которые могут быть направлены на инвестиции, создание новых рабочих мест, повышение оплаты труда. При этом более существенное сокращение налогового бремени произошло для обрабатывающих отраслей и сферы услуг за счет добывающих отраслей, использующих природную ренту.
Президент РФ в бюджетном послании, определяя основные направления налоговой политики, отметил, что "в 2004 - 2005 годах предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов". При этом Президент РФ отметил, что в стране "Назрела необходимость усовершенствовать порядок взимания НДС: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений. С 2006 года целесообразно снизить ставку этого налога".
В соответствии с этим посланием Правительством РФ запланированы радикальные меры на 2005г. - предполагается снизить среднюю ставку ЕСН с 35,6 до 26%, что равнозначно снижению налоговой нагрузки еще на 0,5% ВВП. В то же время отмечает М. А. Шевелев, - "…При этом не обошлось, как говорится без "ложки дегтя в бочке меда". Одновременно со снижением основной ставки ЕСН законодателем увеличен порог регрессивной шкалы со 100 тысяч до 280 тысяч рублей. Тем не менее, снижение единого социального налога принесет предприятиям реальные дополнительные ресурсы в размере около 10% от существующего фонда оплаты труда, что составляет для среднего и крупного бизнеса миллионы рублей экономии каждый месяц".
Очевидно, что реформирование ЕСН, призвано обеспечить повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес.
В 2005 году Правительством страны планируется объявить о завершении налоговой реформы. Последним серьезным изменением должно стать снижение ставки налога на добавленную стоимость до 16% с одновременной ликвидацией льготной ставки налога в размере 10%.
С 2005 года признается утратившим
силу Закон РФ от 27. 12. 91 № 2118-1 "Об
основах налоговой системы в
Российской Федерации". С 2005 года перечень
налогов и сборов, взимание которых
в Российской Федерации допускается,
будет содержаться
С 2005 года не взимаются налоги и сборы, не установленные НК РФ. В том числе налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация", а также сборы за выдачу лицензий и - право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Вместе с тем, часть из названных обязательных платежей будет преобразована в сборы и отражена в главе "Государственная пошлина", а деятельность по распространению или размещению рекламы может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход. В систему налогов не вошли также таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, регулируемые специальными актами законодательства. Доходы от указанных платежей должны быть определены в группе неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Сегодня на территории страны
взимается несколько
Таким образом, в ходе реформирования налоговой системы, произошло немало позитивных, радикальных изменений. Многие недостатки прежней налоговой системы в ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы были устранены, и в настоящее время в Российской Федерации в целом существует оптимальная структура налогов, действия государства, направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от уплаты налогов. Все это способствует тому, что современная налоговая система выполняет главное предназначение - пополнение государственной казны. В то же время еще остается ряд нерешенных проблем, о которых мы скажем в заключении.
В настоящее время порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов регулируется нормами НК РФ и законодательства, действующего в части, не противоречащей Кодексу. Применение ряда положений Части первой НК РФ поставлено в зависимость от введения всех глав Части второй Кодекса в 2005 г. Таким образом, в полном объеме новая налоговая система начнет действовать с 2006 года.
Таким образом, налоговая система - это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).
По своему внутреннему содержанию, налоговая система, представляет собой совокупность предусмотренных в налоговом законодательстве - налогов, пошлин, сборов и пр., принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления посредством налоговых органов налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
В рыночной экономике хорошо отлаженная налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Основное предназначение налоговой системы - своевременное и полное формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов, за счет налоговых поступлений, являющихся их главным доходным источником.
На сегодняшний день, действующая российская налоговая система, по своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей, по размеру налоговых ставок, в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, применяемым в странах с рыночной экономикой, хотя и имеет свои специфические черты, обусловленные, как отсутствием опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, так особенностями экономического и политического устройства Российской Федерации.
Информация о работе Налоговая система РФ, особенности ее формирования и развития