Налоговая система как составная часть бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения,
Рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования,
Описать формирование налоговой системы Российской Федерации,
Раскрыть основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Бюджетная система государства и методы формирования ее доходной части…………………………………………………………………………………..5
2. Понятие налоговой системы и ее роль в формировании доходной части бюджетов……………………………………………………………………………10
3. Проблемы становления и развития налоговой системы в РФ и пути их решения……………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

2 (Автосохраненный).docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

 В Российской Федерации  взимаются:

. Федеральные налоги;

. Налоги субъектов федерации;

. Местные налоги.

 К Федеральным относятся следующие налоги:

. Подоходный налог с  физических лиц

. Платежи за пользование  природными ресурсами

. Налоги, зачисляемые в  дорожные фонды

. Налог на добавленную  стоимость

. Налог на прибыль  предприятий

. Акцизы на отдельные  группы и виды товаров

. Налог на операции  с ценными бумагами

. Таможенная пошлина

. Сбор за использование  наименований «Россия», «Российская  Федерация»...

. Сбор за перекачку,  перевалку и налив нефти

. Сбор за отпускаемую  электроэнергию предприятиям материального  пр-ва

. Сбор за регистрацию  банков и их филиалов

. Отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

. Транспортный налог

. Налог на имущество,  переходящее в порядке наследования  или дарения

. Государственная пошлина

. Гербовый сбор

. Платежи во внебюджетные  фонды РФ

 К налогам Субъектов  Федерации относятся:

. Налог на имущество  предприятий

. Сбор на нужды образовательных  учреждений, взимаемый с юридических  лиц

. Сбор за регистрацию  предприятий

. Плата за воду, забираемую  промышленными предприятиями из  водохозяйственных систем

. Лесной доход

 К местным налогам,  установленным Федеральным законодательством  (ставки которых определяются  региональными и местными органами  власти), относятся:

. Налог на имущество  физических лиц

. Регистрационный сбор  с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью

. Земельный налог

 К местным налогам,  которые могут вводиться органами власти курортной зоны относятся:

. Курортный сбор

 . Налог на промышленной строительство в курортной зоне

 К местным налогам,  которые могут вводиться местными органами власти относятся:

. Налог на рекламу  (до 5 %)

. Налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и компьютеров

(до 10 %)

. Лицензионный сбор за  право торговли винно-водочными  изделиями

. Сбор за открытие  игорного бизнеса

. Сбор за участие в  бегах

 . Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10

% стоимости товаров)

. Целевые сборы на  содержание милиции, на благоустройство,  нужды образования и др.

. Сбор с владельцев  собак (до 1/7 от размера мин.  зарплаты)

. Сбор за уборку территории

. Сбор за выдачу ордера  на квартиру (3/4 от размера мин.  зарплаты)

. Сбор с биржевых сделок  ( до 0,1 %)

. Налог на содержание  жилищного фонда и объектов  социально-культурной сферы

(до 1,5 %)

. Сбор за право торговли

. Сбор за право использования  местной символики (0,5 %)

. Сбор за выигрыш на  бегах ( до 5 %)

. Сбор с лиц, играющих  на тотализаторе на ипподроме (до 5 %)

. Сбор за проведение  кино- и телесъёмок

. Сбор за парковку  автотранспорта

. Гостиничный сбор

Оптимально построенная  система налогообложения должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Научно доказано, что при  увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот) эффективность  системы налогообложения сначала  повышается и достигает своего максимума, но за тем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы  становятся невосполнимыми, так как  определенная часть налогоплательщиков или разорятся, или сворачивает  производство, другая часть находит  как законные, так и незаконные пути минимизации установленных  и подлежащих к уплате налогов. При  снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного  производства потребуются годы. Кроме  того, тот налогоплательщик, который  нашёл реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому»  уровню налогового изъятия, уже не будет  платить налогов в полном объёме.

В этой связи проблема оптимальной  налоговой нагрузки на налогоплательщика  играет важную роль в построении и  совершенствовании системы налогообложения  любого государства – как с  развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Многовековая практика построения систем налогообложения в странах  с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами  которых невозможна эффективная  предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятия у налогоплательщика  до 30 – 40 % наживы – та черта, за пределами  которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов  и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается  более 40–50% его доходов, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.

 

 

3. Проблемы становления и развития налоговой системы в РФ и пути их решения

 

Основополагающую роль в  формировании благоприятной экономической  атмосферы играют налоги, им отводится  важное место среди экономических  рычагов, посредством которых государство  воздействует на рыночную экономику. С  помощью налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях кризиса резко  возрастает роль и значение налогов  как регулятора экономической, поощрения  и развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, через налоги государство  может проводить активную политику в развитии наукоемких производств  и ликвидации убыточных предприятий.

Процесс становления современной  налоговой политики Российской Федерации  принято делить на три этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» (утратил  силу с 01.01.2005 на основании Федерального  закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Фактической датой рождения налоговой системы Российской Федерации  можно считать декабрь 1990г., когда  был принят свод законопроектов о  налоговой системе, устанавливающий  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также  права и обязанности налоговых  органов. Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно  ослаблять налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создавать им предпосылки для  восстановления утраченных оборотных  фондов, для повышения уровня выпуска  продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета  по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых  поступлений. Основным курсом налоговой  реформы было снижение федеральных  налогов, перенос их центра тяжести  с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между  налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - можно отнести  к периоду дестабилизации налогового  положения страны. Вносится большое  число дополнений к существующему  своду законов. 

Сложившийся в конце 90-х  гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической  ситуации. И, в-третьих, от того, насколько  сильна налоговая служба страны.

Кризис позволил выявить  масштабные пробелы в системе  существующего налогового законодательства, к явно выраженной противоречивости и фрагментарной двоякости законодательной  базы, допускающей возможность ухода  от налогообложения, прибавилась необходимость  пересмотра ряда законов и инструкций в виду их чрезмерной жестокости в отношении даже незначительных нарушений. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы.

3 этап (1998-наше время) - этап  введения в действие единого  документа по налогам.

Первый проект кодекса  был внесен в Государственную  Думу еще в начале 1996 года Распоряжением  Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При  этом к тому времени в правительстве  была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После  многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом  следующего года кодекс был впервые  вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть  кодекса была принята Думой уже  в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением  антикризисного налогового пакета в  Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем  чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное  голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись  Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые  официально опубликована Первая часть  Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ  был направлен Госналогслужбой  России для ознакомления и  использования в работе во  все инспекции.

1 января 1999 года Первая  часть Налогового кодекса РФ  вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной  Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом  Федерации 26 июля 2000 года.

Последние изменения в  действующий НК РФ были внесены 29 декабря 2009 года и вступили в силу 29 января 2010 года.

К настоящему времени в  Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Следует, однако, отметить, что  переходный характер российской экономики  характеризуется наличием множества  специфических для данного этапа  проблем, среди которых можно  выделить недостаточный уровень  развития базовых институтов, обеспечения  исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов.

Однако проведение институциональных  реформ, направленных на повышение  конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой  экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена  динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических  преобразований, включения России в  мировые экономические процессы.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы  с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения  номинального налогового бремени  в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы. При этом  не снимается с повестки дня  вопрос дальнейшего снижения  налоговой нагрузки на экономику,  которое будет возможно в рамках  обеспечения устойчивости бюджетной  системы. С учетом роста расходных  обязательств бюджетной системы,  изменчивости прогнозов внешнеэкономической  конъюнктуры снижение налоговой  нагрузки на экономических агентов  предполагается как за счет  сбалансированного снижения налоговых  ставок, так и путем проведения  структурных преобразований налоговой  системы - повышения качества  налогового администрирования, нейтральности  и эффективности основных налогов.

Информация о работе Налоговая система как составная часть бюджетной системы