Налоговые системы развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...4
История развития налоговой системы………………………………………………….6
Характеристика налоговых систем развитых стран………………………………….14
Понятие налоговой системы…………………………………………………….14
Содержание основных понятий налогового права…………………………….19
Функции налогов………………………………………………………………...23
Основные виды налогов…………………………………………………………26
Налоговые системы и тенденции их развития в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………………………...31
Налоговая система США………………………………………………………..31
Налоговая система Великобритании…………………………………………...35
Налоговая система Германии…………………………………………………...39
Налоговая система Франции……………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 111.78 Кб (Скачать файл)

В случае нарушения соотношения  между денежной массой, находящейся  в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в  сфере обращения средств, не подкрепленных  товаром, государство может усилить  роль косвенного налогообложения для  изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народнохозяйственными показателями.

С распределительной и  регулирующей функциями налога тесно  связаны его социальная и контрольная функции.

    1. Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
    • использования прогрессивной шкалы налогообложения;
    • применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
    • введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
    • введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т.п.

Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в  бюджет большие суммы налогов  и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся  за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения  национального дохода с целью  поддержания социального баланса  в обществе. Она базируется на сложной  системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть – плательщик, федерация – регион – муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономическими агентами, субъектами Федерации.

    1. Контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Поэтому полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины.

Полная реализация всех функций  налогообложения обеспечивает эффективность  финансово-бюджетных отношений и  налоговой политики государства.

                    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ

 

 

В каждой стране взимается  большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых  систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей,их классификаций.

Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Существует множество различных видов и типов  классификаций налогов. Чтобы избежать ошибок при сопоставлении налоговых систем разных стран, уровня налогообложения, тяжести налогового бремени по  отдельным группам налогов, необходим правильный подбор статистического или законодательного материала, учет особенностей подходов и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при проведении группировок налогов.

Однако все действующие  классификации налогов можно  свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три

класса:

  • прямые налоги;
  • косвенные налоги;
  • пошлины и сборы.

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов  или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и  налог  на  наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные  и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества.

Отметим, что правомерность отнесения всех видов данного типа налогов к прямым личным вызывает определенное сомнение. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. Такие налоги, несомненно, следует включать в группу личных налогов. Но налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не облагается. Поэтому вряд ли правомерно отнесение такого типа налогообложения к личным налогам.

Основные виды косвенного налогообложения – это акцизы, фискальные монополии, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, пошлины и сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу.

Узкое толкование термина  «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами.

Налог на добавленную стоимость  нередко рассматривают как разновидность

налога с оборота и  объединяют эти два налога в одну группу противопоставляя им индивидуальные акцизы.

В налоговых законодательствах разных стран можно встретить различные трактовки и определения этих налогов. Международные организации, проводящие

сопоставления налоговых систем и тенденций в динамике налоговых доходов, тоже применяют различные методики группировок. Но важно помнить об этих отличиях, особенно при сопоставлении данных из разных источников.

К недостаткам традиционной классификации следует отнести путаницу, которая порождается включением или не включением в число налогов взносов на социальное страхование и других взносов и сборов обязательного характера. В одних странах эти обязательные отчисления производятся в независимые от государственного бюджета фонды, в других – они поступают непосредственно в федеральный бюджет, в третьих странах сочетаются элементы двух вышеуказанных систем(смешанный вариант). Как сторонники включения, так и сторонники не включения обязательных взносов на социальное страхование и иные социальные цели в число налогов приводят весьма убедительные аргументы. Сторонники включения таких взносов в число налогов справедливо отмечают их обязательный характер,  жесткую законодательную регламентацию, говорят о том, что плательщику в принципе все равно, пойдут его деньги в бюджет или какой-нибудь независимый фонд. Сторонники не включения, несомненно, правы, когда напоминают о возвратном (в перспективе) характере таких отчислений, особенно для лиц, занятых наемным трудом, т.е. о том, что если все обязательные платежи называть налогами, то возникнет смешение понятий, определяющих разные предметы и процессы. Наконец, они указывают на то, что в ряде стран в системах взносов на социальное страхование есть элементы выбора и добровольности, что несовместимо с платежами налогового характера.

Сложности установления четкой классификации увеличиваются и в связи с тем, что в ряде стран параллельно со взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения.

Для международных сопоставлений обычно применяется система налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В тех же случаях, когда речь идет о налоговом законодательстве отдельной страны или  дается характеристика особенностей отдельных видов налогов, применяются методики и трактовки, принятые в национальном законодательстве. Если применяется вариант группировки, отличный от методики ОЭСР или национального законодательства страны, о которой идет речь, то эти отличия оговариваются особо и дается характеристика примененной методики.

Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Взносы на социальное страхование для целей обобщения статистических данных, их сопоставления и анализа тенденций по всем странам условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную группу. Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную заработную плату и  т.д. объединены в группу «Налоги на заработную плату и рабочую силу». Внутри групп  налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы, позволяют  не  только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Так, объединение групп «Взносы на социальное страхование» и «Налоги на заработную плату и рабочую силу» может дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату заработной платы и жалования в каждой отдельной стране. При этом, разумеется, следует помнить о возможной специфике взносов на социальное страхование.

С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая МВФ

(Международным валютным  фондом). В ней практически полностью  совпадают принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов по ОЭСР, но классификация МВФ менее подробна (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик.

Сильно отличается от классификаций  ОЭСР и МВФ классификация по Системе

национальных счетов (СНС) и по Европейской системе экономических  интегрированных счетов (ЕСЭИС). СНС  использует подход, очень схожий с  рассмотренной выше «традиционной» налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы.

ЕСЭИС выделяет следующие  налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.

Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются тем, что две первые системы подчинены задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов.

Преимущество системы  ОЭСР заключается в том, что первая классификация (это характерно и для системы МВФ) выделяет группы «Прочих налогов» и «Других налогов и сборов» самыми малочисленными притом, что сгруппированные в разделы  и подразделы, налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

 

 

 

 

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ  И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ В СТРАНАХ  С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США

 

Налоговая система США  отличается чрезвычайной сложностью и  находится в постоянном развитии. Опыт длительного развития налоговой  системы свидетельствует о том, что формирование ее было нацелено на выполнение двух основных функций - фискальной и стимулирующей, нахождению оптимальных соотношений между  ними. Многоступенчатая, разветвленная  налоговая система широко используется в интересах развития предпринимательства, развития научных исследований и  сферы услуг. С целью усиления стимулирующей функции предусмотрены  многообразные налоговые вычеты, льготные ставки, система освобождений от налога. Особенностью налоговой  системы США является предоставление права федеральным, местным и  органам власти штатов устанавливать  самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями  власти – федеральными, штатов и местными. К таким, например, относится индивидуальный подоходный налог.

Информация о работе Налоговые системы развитых стран