Направления совершенствования финансирования образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
Нехватка собственных финансовых ресурсов в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки специалистов, вызывает отток наиболее одаренной части научно-педагогического персонала, снижает уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособности на мировом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансирование учреждений образования.docx

— 46.85 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты  финансирования учреждений образования

1.1 Роль и значение образования  в социально-экономическом развитии  общества

1.2 Правовые основы деятельности  учреждений образования

1.3 Источники финансирования  системы образования

2. Действующая практика  финансирования учреждений образования  Азнакаевского муниципального района РТ

2.1 Общая характеристика  деятельности и структура расходов  учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ

2.2 Порядок финансирования  учреждений образования на муниципальном  уровне

2.3 Состав и структура  внебюджетных источников финансирования  учреждений образования на муниципальном  уровне

3. Направления совершенствования  финансирования образования

3.1 Основные проблемы финансового  обеспечения учреждений образования

3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования

3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства  неразрывно связано с уровнем  и качеством предоставляемых  образовательных услуг. Образование  в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может  существовать без взаимодействия с  другими сферами деятельности и  государством в лице государственных  институтов.

Роль образования на современном  этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления  опасности отставания страны от мировых  тенденций экономического и общественного  развития.

Образование как важнейшей  фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается  вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. При  этом необходимы широкая поддержка  со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования  с выделением необходимых для  этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образование  является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную  целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.

Институты (учреждения) образования  координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в  обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в  обществе сформирована система образовательных  учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую  играет образование в жизни высокоразвитого  рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

Нехватка собственных  финансовых ресурсов в образовательных  учреждениях отрицательно сказывается  на развитии материальной базы и качестве подготовки специалистов, вызывает отток  наиболее одаренной части научно-педагогического  персонала, снижает уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособности  на мировом рынке. В современных  условиях, когда финансирование учреждений образования ведется лишь по статьям  текущих расходов, региональным и  местным властям следует брать  на себя часть забот о развитии системы образования региона  и увеличении числа учащихся и  детей в учебных заведениях.

Право на образование - одно из наиболее важных социально - экономических  прав, реализация которого на практике во многом зависит от наличия соответствующих  финансовых возможностей и гарантий. Образование, являясь одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды  значительных финансовых ресурсов. Разворачиваемая  в образовательной сфере финансовая деятельность государства представляет собой процесс планового собирания, распределения и использования  денежных фондов с целью практической реализации образовательной функции  государства. Основополагающим принципом  финансовой деятельности является законность, обеспечивающее планомерное движение денежных средств в строгом соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Основываясь на общих принципах  государственной политики в сфере  образования важно уяснить, что:

1. Каждый имеет право  на образование;

2. Гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях;

3. Каждый вправе на  конкурсной основе бесплатно  получить высшее образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении и  на предприятии;

4. Основное общее образование  обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение  детьми основного общего образования;

5. Российская Федерация  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты, поддерживает  различные формы образования  и самообразования. Они устанавливают  наиболее общие принципы функционирования  системы образования. Все отношения  в образовании строятся исходя  из этих положений, в соответствии  с ними. В практической жизни  об этом зачастую забывают  или опираются на недостаточно  четкие определения конституционных  гарантий в области образования.

Сегодня современная экономика  поставлена в прямую связь с научно-техническим  прогрессом. Это приводит к массовому  порождению новых отраслей промышленности и техники. Следовательно, - к необходимости  большей интеллектуализации производства. Эффективность промышленного производства ныне в целом существенно определяется развитием науки и уровнем  высшего образования. А обеспечение  его функционирования требует все  более образованного и специально подготовленного персонала. Поэтому  кризисными явлениями в образовании  озабочены ныне широкие круги  деловой общественности во всем мире.

В условиях перехода к рыночной экономике актуальность финансирования образовательных учреждений остается одной из главных проблем государственного бюджета. Хроническая задолженность  работникам общеобразовательных учреждений по заработной плате имеет место  на протяжении ряда последних лет. Такая  ситуация приводит к негативным последствиям в виде оттока молодых специалистов из государственных общеобразовательных  учреждений в коммерческие структуры. Пока еще школы держатся на «старых» доперестроечных кадрах, а что будет через несколько ближайших лет?

Целью дипломной работы является рассмотрение практики финансирования образования Азнакаевского муниципального района РТ и разработка предложений по совершенствованию финансирования образования.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:

- определить роль образования  в социально-экономическом развитии  общества;

- рассмотреть законодательные  основы на которых действуют образовательные учреждения;

- выявить источники финансирования  образования;

- показать действующую  практику финансирования образовательных  учреждений из бюджета на примере  Муниципального учреждения образования  Азнакаевского муниципального района РТ;

- выявить основные проблемы  финансового обеспечения учреждений  образования.

Предметом исследования выпускной  квалификационной работы является процесс  финансирования учреждений образования. Объектом же исследования являются расходы, финансирование учреждений образования  Азнакаевского муниципального района РТ.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрыта актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулированы его цель и задачи.

В первой главе раскрываются вопросы значения образования, финансирования образовательных учреждений и правовых основ образования.

Во второй главе затронуты  вопросы, связанные с анализом финансирования бюджета и внебюджетных источников финансирования Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ.

Третья глава посвящена  разработке мероприятий по повышению  эффективности деятельности образовательных  учреждений, современным проблемам  и путям их решения.

С базы практики использовались: смета расходов Управления образования  Азнакаевского муниципального района РТ за 2007, 2008 и 2009 годы; отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств за 2008 и 2009 годы; отчеты об исполнении смет главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета за 2007, 2008 и 2009 годы.

1. Теоретические  аспекты финансирования учреждений  образования

1.1 Роль и значение  образования в социально-экономическом  развитии общества

Место образования в жизни  общества во многом определяется той  ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих  профессиональных и личностных качеств.

История образования началась задолго до того, как она стала  государственной системой. Уже в  первобытном обществе, когда не было еще никаких государств, люди учились  объясняться друг с другом сначала  жестами, а потом с помощью  языка. Библейская легенда о Вавилонской  башне рассказывает о том сказочно прекрасном времени, когда все люди понимали друг друга, потому что говорили на одном языке. Вероятно, человечество нарушило какие-то законы Природы, потому что, рассердившись, Бог смешал все языки. Каждому народу пришлось веками трудиться над формированием своего родного языка. Дальнейшая потребность в общении привела к возникновению письменности, которая развивалась параллельно в различных культурах. Появление письма дало возможность обучаться грамоте самим и учить других. Так от берестяных грамот и рукописных азбук к первым русским букварям, от первых школ к первым высшим учебным заведениям и университетам, от начала Петровского профессионального образования к учреждению первого органа государственного управления образованием и ведет нас "история – учительница жизни".

Информационная революция и  формирование нового типа общественного  устройства – информационного общества – принципиально изменяют роль информации и знаний в социальном и экономическом  развитии [24;58].

Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система  учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование  всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек  как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать  уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование  выступает фактором воспроизводства  социально-профессиональной структуры  общества. Система образования формирует  гражданина, тем самым оказывает  воздействие на политическую сферу  общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает  влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и  предпосылки для социальной мобильности  человека или социальной группы, сохраняет  и передает культурное достояние  общества из поколения в поколение.

Современное образование - это одно из средств решения важнейших  проблем не только общества, но и  отдельных индивидов. В любом  государстве характер системы образования  определяется социально-экономическим  и политическим строем, а также  культурно-историческими и национальными  особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе  принципов государственной образовательной  политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий  для реализации гражданами своих  прав на образование, по своей структуре  и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества [43;26].

В традиционном обществе получение  образования в учебных заведениях было доступно не многим. В основном, это были религиозные деятели, священники, т.е. социальная группа, представителям которой грамотность была просто необходима для чтения и толкования священных текстов. Для большинства  же членов общества процесс образования  ограничивался спонтанным перениманием социального опыта и профессионального  мастерства у старшего поколения.

Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования