Негосударственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение основных видов негосударственного контроля, а также механизма его функционирования. Основные задачи курсовой работы:
Определить сущность и задачи негосударственного финансового контроля;
Рассмотреть основные виды негосударственного контроля и проанализировать соотношение государственного и негосударственного видов контроля;
Дать оценку современному состоянию аудиторских услуг и изучить законодательную базу;
Определить дальнейшее развитие негосударственного контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1.Теоретическиое основы негосударственного финансового контроля…………5
1.1. Основные понятия и задача негосударственного финансового
контроля……………………………………………………………………………...5
1.2.Виды негосударственного финансового контроля……………………………6
1.3. Соотношение государственного и негосударственного видов финансового контроля………………………………………………………………………………9
2.Развитие аудита в России как вида негосударственного финансового
Контроля……………………………………………………………………………13
2.1. Юридические основы российского аудита…………………………………..13
2.2.Современный рынок аудиторских услуг……………………………………..16
3.Пути совершенствование негосударственного финансового контроля
в России…………………………………………………………………………….22
3.1. Совершенствование негосударственного финансового контроля
в России……………………………………………………………………………22
3.2.Реализация концепции негосударственного финансового контроля
в системе законодательства……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)
 

На 1.04.05

На 

1.01.06.

На 1.01.07

На 1.01.08

На 1.01.09

Лицензирование на осуществление  аудиторской деятельности-всего, тыс.

7,2

7,7

8,2

7,3

6,9

В том  числе:

   

7,1

   

Аудиторские организации

6,1

6,6

1,1

6,4

6,2

Индивидуальные  аудиторы

1,1

1,1

 

0,9

0,7


 

        

   Как видно из таблицы 1, начиная с 2007 года, наблюдалось сокращение количества лицензий: в 2007 году – на 0,9 тыс., в 2008 году – на 0,4 тыс. Данное сокращение во многом обусловлено тем, что не все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы продлевали срок действия своих лицензий. В 2008 г. за продлением срока действия лицензий обращалось в среднем порядка 60% аудиторских организаций и порядка 30% индивидуальных аудиторов, срок действий лицензий, которых истекал. С 1 января 2010 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается.       

В 2008 г. Минфин России поступило 842 заявления о предоставлении лицензий на осуществлении аудиторской деятельности, что на 164 заявления или на 24% больше, чем в 2007 г. Лицензии предоставлены 746 соискателям (89%), 96 соискателям (11%) отказано в предоставлении лицензии. Продлен  срок действия 1287 лицензий.     

Распределение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по федеральным округам  характеризуется следующими данными:

Таблица 2.

Распределение аудиторских организаций по федеральным округам [9]

Федеральный округ

Аудиторские организации

Индивидуальные  аудиторы

Кол-во лицензий, тыс.

В % от общего кол-ва

Кол-во лицензий, тыс.

В % от общего кол-ва

Российская  Федерация

 
6,2

100

0,7

100

В том  числе

       

Центральный

3,0

48,4

0,2

28,6

Северо-Западный

0,7

11,3

0,1

14,3

Южный

0,5

8,1

0,1

14,3

Приволжский

0,8

12,9

0,1

14,3

Уральский

0,5

8,1

0,05

7,1

Сибирский

0,5

8,1

0,1

14,3

Дальневосточный

0,2

3,1

0,05

7,1


 

                В 2008 г. распределение  аудиторских организаций и индивидуальных  аудиторов по федеральным округам  практически не изменилось по  сравнению с 2007 г.      

Подавляющее большинство аудиторских организаций  занимается аудиторской деятельностью  пять и более лет. Данная «возрастная» структура аудиторских организаций  сохраняется на протяжении достаточно длительного времени.

Таблица 3.

«Возрастная»  структура аудиторских  организаций[9]

Количество  лет ведения аудиторской  деятельности

Удельный  вес аудиторских  организаций в  общем количестве, в %

2005

2006

2007

2008

Менее года

2,1

3,3

3,2

3,5

1-2 года

8,3

11,5

10,0

10,4

3-4 года

22,3

17,7

12,9

10,5

5 и  более лет

67,3

67,4

73,9

75,6


 

      Однако, как в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от количества субъектов, имеющих  право вести такую деятельность. Наличие лицензии у ряда аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не сопровождается фактическим ведением аудиторской деятельности. Экспертная оценка показала, что на протяжении последних лет фактически вели аудиторскую деятельность порядка 4,5-5,0 тыс. субъектов. При этом доля индивидуальных аудиторов в данном показателе незначительна по сравнению с долей аудиторских организаций. Деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, масштабы ее не оказывают существенного влияния на показателя рынка аудиторских услуг.

На протяжении последних лет аудиторский сектор динамично развивается:

Таблица 4.

Динамика  аудиторских услуг [9]

 

За 2005 год

За 2006 год

За 2007 год

За 2008 год

Объем оказанных аудиторских услуг  – всего, млрд. руб.

28,9

34,4

41,7

50,1

Прирост по сравнению с прошлым годом, %

х

19,2

21,3

20,1


 

       

В 2008 году объем оказанных аудиторских  услуг увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,1% и составил 50,1 млрд. руб. Как и в предыдущие годы, среди  важнейших факторов роста данного показателя – рост цен на аудиторские услуги и расширение клиентской базы.      

На  объеме оказанных в 2008 г. аудиторских  услуг практически не сказалась  экономическая ситуация второй половины 2008 г. и начала 2009 г., поскольку, как  правило, основной объем этих услуг( в частности обязательный аудит) аудиторские организации оказывают в первой половине года. По мнению экспертов, последствия сложной экономической ситуации окажут влияние на показатели рынка аудиторских услуг за 2009 год. Среди негативных факторов называют: сокращение притока новых клиентов, сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов, снижение или, как минимум, фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги, платежеспособность клиентов. Вместе с тем в настоящее время основания для вывода о существенном сокращении объема рынка аудиторских услуг в 2009 г. отсутствуют.      

В 2008 году высокая динамика роста объема оказанных аудиторских услуг  наблюдалось в Москве (21,8%), в Санкт-Петербурге (11,5%) и других регионах рост объема услуга составил соответственно 9% и 16,6%.      

В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится более 48% всего объема оказанных услуг. Однако структура аудиторских услуг  в центре и регионах неодинакова. В Москве и Санкт-Петербурге преобладающими являются прочие услуги (соответственно 54,5% и 53%), других регионах основным видом услуг является проведение аудита (60,1%).

Так же неравномерность имеет место  в отношении федеральных округов. В Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах доля услуг  по проведению аудита превышает 60%. В Южном федеральном округе она составляет около 60%, в Центральном (без Москвы) и Уральском – порядка 57%, в Северо-Западном – 49%.      

В услугах по проведению аудита услуги по общему составили 92,2%, банковскому аудиту – 5,6%, аудиту бирж -1,2%, аудиту страховщиков -1,0%. Во всех федеральных округах, в том числе Центральном (без Москвы) доля услуг по общему аудиту колеблется между 96% и 98%. Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении.  Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении нескольких последних лет.     

Порядка 16% объема прочих услуг составляют услуги, оказанные клиентам, в отношении  бухгалтерской отчетности которых та же аудиторская организация проводила аудит. При этом доля таких услуг в крупных аудиторских организациях более чем в два раза превышает аналогичный показатель малых и средних аудиторских организаций.      

 В следующей таблице  приведены данные о распределение  аудиторских организаций, фактически  оказывающих аудиторские услуги, по объему таких услуг:

Таблица 5.

Распределение аудиторских услуг [9]

Объем аудиторских услуг, оказанных аудиторской  организацией, млн. руб.

Удельный  вес в общем  количестве аудиторских организаций, %

Удельный  вес в общем  количестве выданных аудиторских заключений, %

Менее 1,5

37,9

13,0

1,5-3,0

21,1

16,3

3,0-9,0

26,9

32,6

9,0-70,0

13,0

27,8

70,0-1500

1,0

8,4

Более 1500

0,1

1,9


 

       

В 2008 году количество аудиторских  организаций, которые оказали услуги в объеме более 1500 млн. руб. увеличилось  на 25% по сравнению с 2007 годом, в  объеме 9,0-70,0 млн. руб. на 21%, в объеме 3,0-9,0 млн. руб. на 18%. В месте с тем количество аудиторских организаций, которые оказали услуг в объеме менее 1,5 млн. руб. сократилось на 13% по сравнению 2007 годом.      

Из  общего количества аудиторских организаций, которые в 2008 году фактически вели аудиторскую  деятельность 83% относятся к малым (с численностью работающих не более 15 человек), более 15% - к средним (с численностью работающих от 16 до 50 человек) и около 2% - к крупным (с численностью работающих более 50 человек). При этом среди крупных аудиторских организаций выделяются 4 организаций, численность работающих в которых превышает 1200 человек. (Приложение №1)      

В следующей таблице сравниваются некоторые показатели деятельности малых, средних и крупных организаций:

Таблица 6.

Показатели  деятельности малых, средних и крупных  аудиторских компаний [9]

 

Малые

Средние

Крупные

Доля  в общем количестве аудиторских организаций, %

83,0

15,4

1,6

Доля  в общем объеме оказанных аудиторских  услуг, %

21,4

19,6

58,9

Доля  в объеме оказанных услуг по проведению аудита, %

25,1

21,6

53,7

Удельный  вес услуг по проведению аудита в  общем объеме оказанных аудиторских услуг, %

56,5

52,4

44,1

Доля  в общем количестве клиентов, отчетность, которых проаудирована, %

58,3

30,0

11,


 

 

 

  В 2008 году подавляющее количество  аудиторских заключений выдано  малыми аудиторскими организациями  – 58,6%, от общего количества выданных заключений. Средние аудиторские организации выдали 29,6% аудиторских заключений, крупные –11,8%. 

3.Пути  совершенствования  негосударственного  финансового контроля

3.1.Совершенствование  негосударственного финансового контроля в России     

В настоящее время большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности.      

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.       

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает  проблема повышения качества оказываемых  аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих  деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.     

В современных условиях своего решения  требует законодательное обеспечение  внутрихозяйственного финансового  контроля. Следует законодательно закрепить  основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности  и рациональному использованию финансовых ресурсов.     

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного  контроля должно способствовать осуществление  следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом; обеспечение возможности участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

3.2.Реализация  концепции негосударственного финансового  контроля в системе законодательства  РФ     

Реализация  концепции  негосударственного финансового  контроля  в системе законодательства Российской Федерации подразумевает  выработку рекомендаций по внесению необходимых изменений в действующие нормативные документы, а также учет влияния указанных изменений на смежные отрасли законодательства.     

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль