Нематериальные активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности.

Содержание

Введение___________________________________________________________2

ГЛАВА 1. Нематериальные активы_____________________________________5

ГЛАВА 2. Оценка нематериальных активов______________________________7

ГЛАВА 3. Рыночный (сравнительный) подход в оценке бизнеса ___________10

3.1. Общая характеристика сравнительного подхода в оценке бизнеса_______11

3.2. Метод компании-аналога_________________________________________15

3.3. Ценовые мультипликаторы________________________________________17

3.4. Формирование итоговой величины стоимости________________________18

3.5. Вывод_________________________________________________________20

Заключение________________________________________________________21

Список используемой литературы_____________________________________23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая нематериальные активы.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Положения гл.25 НК РФ практически  полностью повторяют требования к формированию стоимости НМА  в бухгалтерском учете, однако при  одинаковом составе расходов их величина может не совпадать в связи  с различиями в методике исчисления в бухгалтерском и налоговом учете.

Оценке подлежат нематериальные активы, как стоящие на балансе, так  и не включенные в баланс (например, те, по которым поданы заявки на оформление авторских свидетельств).

Следует подчеркнуть, что  оценке подлежат только те нематериальные активы, которые в будущем принесут чистый доход.

К перечисленным выше основным федеральным законам, регулирующим правоотношения в сфере использования  нематериальных активов, необходимо добавить закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (от 22.03.91 г.); закон РФ "О селекционных достижениях" (от 06.08.93 г.); постановление Правительства РФ № 822 от 14.08.93 г. "О порядке применения на территории РФ некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах". Этими действующими законодательными и нормативными актами также необходимо руководствоваться при оценке и использовании нематериальных активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Рыночный (сравнительный) подход в оценке бизнеса.

Особенностью сравнительного подхода к оценке бизнеса является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих  сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты. Особое внимание уделяется:

  • теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям применяемых методов;
  • критериям отбора сходных предприятий;
  • характеристике важнейших ценовых мультипликаторов и специфике их использования в оценочной практике;
  • основным этапам формирования итоговой величины стоимости;
  • выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Общая характеристика сравнительного подхода в оценке бизнеса.

Оценка имущества предприятий  базируется на использовании трех основных подходов: затратного, доходного и сравнительного.

Каждый из подходов предполагает применение своих специфических методов  и приемов, а также требует  соблюдения особых условий, наличия  достаточных факторов.  
Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либо настоящее положение фирмы, либо ее прошлые достижения, либо ожидаемые доходы. В связи с этим результат, полученный на основе всех трёх подходов, является наиболее обоснованным и объективным.

Сравнительный подход к оценке бизнеса  предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка.

Другими словами, наиболее вероятной  величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность  его применения, а также объективность  результативной величины, являются следующие  базовые положения:

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции).  
При наличии нового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия.  
К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли конкретные особенности предприятия и т. д.

Это, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход.  
Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. 
Стремление получить максимальный доход на размещённые инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия  отражает его производственные и  финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала.  
Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Основным преимуществом  сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.  
При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.

Сравнительный подход к  оценке бизнеса базируется на ретроинформации  и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время  как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения  на данный объект инвестирования, поскольку  цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный  подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование  в оценочной практике.

Во-первых, базой для  расчета являются достигнутые в  прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем. 
Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу похожих фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить  поправки в итоговую величину и промежуточные  расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.

Таким образом, возможность  применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках.

Второе условие - открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход к оценке бизнеса является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий  оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов:

  • Метод компании-аналога
  • Метод сделок
  • Метод отраслевых коэффициентов

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между неопределенными финансовыми параметрами.

Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2 - 2,0 месячной выручки. Цена предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75 чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Метод компании-аналога.

В данной пункте будет рассматриваться метод компании-аналога. Это связано с тем, что технологии применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадают, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.

Определенную сложность  представляет ситуация, в которой объект оценки и метод не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам представлена фактически проданными миноритарными пакетами. Следовательно, в данном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и увеличить предварительную стоимость на величину премии за контроль. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Суть сравнительного подхода при определении стоимости  предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное  оцениваемому, которое было недавно  продано. Затем рассчитывается соотношение  между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, так как предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.

Сравнительный подход к  оценке бизнеса во многом аналогичен методу капитализации доходов. В  обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода компании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных. Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлении с достигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения.

Процесс оценки предприятия  методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:

I этап. Сбор необходимой информации.

II этап. Сопоставление  списка аналогичных предприятий.

Ш этап. Финансовый анализ.

IV этап. Расчет оценочных  мультипликаторов.

V этап. Выбор величины  мультипликатора.

VI этап. Определение итоговой  величины стоимости.

VII этап. Внесение итоговых  корректировок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Ценовые мультипликаторы.

Определение рыночной стоимости  собственного капитала предприятия  сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. 
Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой.  
Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

В оценочной деятельности используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.

К интервальным мультипликаторам относятся:

  • цена/прибыль;
  • цена/денежный поток;
  • цена/ дивидендные выплаты;
  • цена/выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относятся:

  • цена/балансовая стоимость активов;
  • цена/ чистая стоимость активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Формирование итоговой величины стоимости.

Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

Информация о работе Нематериальные активы