Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 04:10, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. эффективность принятия управленческих решений в области финансов основана на научном подходе обоснования методики финансового прогнозирования и планирования. А научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятельности организаций и в совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства. Исходя из этого, целью данной работы является определение особенностей организации финансового планирования и прогнозирования в России в современной системе управления финансами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ……..6
Необходимость, содержание и значение финансового планирования и прогнозирования……………………………………………….6
Этапы финансового планирования и прогнозирования в РФ…...12
Методы финансового планирования и прогнозирования, их характеристика…………………………………………………………………...15
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ОСНОВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ГОСУДАРСТВА.…………19
2.1 Оценка плановых показателей федерального бюджета РФ на 2011, 2012 гг.……………………………………………………………………………19
2.2 Оценка доходной части федерального бюджета РФ……….............22
2.3 Оценка расходной части федерального бюджета РФ………..……..26
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ…….31
3.1 Проблемы в области организации финансового планирования и прогнозирования в РФ…………………………………………………………..31
3.2 Мероприятия по повышению эффективности организации финансового планирования и прогнозирования в РФ………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...42
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ОСНОВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ГОСУДАРСТВА.…………19
2.1 Оценка плановых показателей федерального
бюджета РФ на 2011, 2012 гг.………………………………………………………………………
2.2 Оценка доходной
части федерального бюджета РФ…
2.3 Оценка расходной
части федерального бюджета РФ…
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ…….31
3.1 Проблемы в области
организации финансового
3.2 Мероприятия по повышению эффективности организации финансового планирования и прогнозирования в РФ………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т.е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации.
Содержание процесса управления финансами раскрывается в таких важных функциональных элементах, как финансовое планирование и прогнозирование.
Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.
В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.
На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. эффективность принятия управленческих решений в области финансов основана на научном подходе обоснования методики финансового прогнозирования и планирования. А научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятельности организаций и в совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства.
Исходя из этого, целью данной работы является определение особенностей организации финансового планирования и прогнозирования в России в современной системе управления финансами.
Согласно поставленной цели, в работе необходимым представляется решение следующих задач:
В качестве предмета исследования в данной работе выступает действующая система разработки и реализации финансовых планов и прогнозов в России, а также система показателей федерального бюджета как основного финансового плана государства.
Информационную базу исследования составили действующие нормативно-правовые и законодательные акты; учебная, учебно-методическая и научно-практическая литература; издания периодической печати; аналитические и статистические данные Правительства РФ, Министерства Финансов РФ, Центрального Банка РФ, Федеральной Службы государственной статистики РФ, Федеральной Налоговой Службы РФ; ресурсы сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ
Эффективность принятия управленческих решений в области функционирования финансовой системы РФ во многом определяется содержанием и особенностями организации финансового прогнозирования и планирования.
Необходимость финансового прогнозирования и планирования обусловлена тем, что это важнейшие и первоочередные функциональные элементы процесса управления финансами.
Рассмотрим содержание, цели и задачи финансового прогнозирования и планирования в РФ.
Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу [23, 95]. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления [2].
Задачами финансового прогнозирования являются:
Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных
вариантов развития организации, отдельной
административно-
Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений [6, 125]. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п.
На общегосударственном и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муниципального образования) (ст. 172, 174, 175 БК РФ).
Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов [4, 93].
Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год – это год, на который составляется бюджет; следующие два – период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики.
Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность целей и задач финансово-экономической политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени [7, 209].
Прогноз социально-экономического развития и формирование финансовых резервов предусматривает составление баланса финансовых ресурсов.
Баланс финансовых ресурсов
представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного
бюджета, бюджетов государственных внебюджетных
фондов, прибыли и амортизационных отчислений
субъектов хозяйствования на территории
конкретной административно-
Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к составлению проекта бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой – является его составной частью, т.к. разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.
В процессе финансового планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач [24, 41].
В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций [9, 53].
Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства [5, 112].
Информация о работе Организация финансового планирования и прогнозирования в РФ