Организация финансового планирования и прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 04:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. эффективность принятия управленческих решений в области финансов основана на научном подходе обоснования методики финансового прогнозирования и планирования. А научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятельности организаций и в совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства. Исходя из этого, целью данной работы является определение особенностей организации финансового планирования и прогнозирования в России в современной системе управления финансами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ……..6
Необходимость, содержание и значение финансового планирования и прогнозирования……………………………………………….6
Этапы финансового планирования и прогнозирования в РФ…...12
Методы финансового планирования и прогнозирования, их характеристика…………………………………………………………………...15
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ОСНОВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ГОСУДАРСТВА.…………19
2.1 Оценка плановых показателей федерального бюджета РФ на 2011, 2012 гг.……………………………………………………………………………19
2.2 Оценка доходной части федерального бюджета РФ……….............22
2.3 Оценка расходной части федерального бюджета РФ………..……..26
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ…….31
3.1 Проблемы в области организации финансового планирования и прогнозирования в РФ…………………………………………………………..31
3.2 Мероприятия по повышению эффективности организации финансового планирования и прогнозирования в РФ………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Организация фин планир-ия и прогноз-ия.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Предельный объем расходов федерального бюджета на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 4).

 

Таблица 4 – Прогнозный расчет предельного объема расходов федерального бюджет (млрд. руб.)

Показатель

Прогноз на 2011 г.

Прогноз на 2012 г.

Доходы

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

15,7

15,5

Источники покрытия дефицита

2 011,7

1 563,8

%% к ВВП

4,3

3,0

Расходы (предельный объем) (1+2)

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

20,0

18,5

в том числе нераспределенные ресурсы 

234,0

483,1

%% к общему объему  расходов

2,5

5,0

Изменения к  предыдущему году

- 464,2

302,6

% (в номинальном выражении)

- 4,7

3,2

% (в реальном выражении)

- 5,1

3,0


 

Как свидетельствуют  данные таблицы 4, принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2011 г. и некотором увеличении в 2012 г.

При этом, несмотря на  увеличение общего объема расходов в реальном выражении, объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2011, 2012 гг. будет снижен с 20 до 18,5%. Данное обстоятельство вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

На основании данных таблицы 5 рассмотрим динамика расходов по группам расходных обязательств.

Таблица 5 иллюстрирует формирование структуры федерального бюджета  с учетом задачи поэтапной адаптации  бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в % к ВВП, которое осуществлялось на основе следующих подходов:

  1. выделение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются: обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации, пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты), формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях, финансовое обеспечение судебной системы, обслуживание государственного долга Российской Федерации, выполнение международных и  налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации, предоставление субвенций субъектам на выполнение «делигированных» полномочий;
  2. выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых являются: обеспечение федеральных обязательств по оплате труда и денежному довольствию военнослужащих, обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности, реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций, развитие транспортной системы, поддержка агропромышленного комплекса и развитие села, обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих, подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году), предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера;
  3. определение объема бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизация расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направленных на поддержку реального сектора экономики.

 

 

 

 

Таблица 5 – Прогнозная динамика расходов федерального бюджета по группам расходных обязательств

 

2011 год (прогноз)

2012 год (прогноз)

млрд. руб.

% к 2010 году

Доля в общем объеме расходов

млрд. руб.

% к 2011 году

доля в общем объеме расходов

Расходы, всего

9 358,6

95,3

 

9 661,2

103,2

 

Расходы без учета условно утвержденных,

в том числе:

9 124,6 

92,8 

100,0 

9 178,1 

98,1 

100,0 

Публичные и приравненные к ним расходные обязательства

3 657,7

93,2

40,0

4 007,6

109,6

43,7

Приоритетные направления государственной политики (мероприятия)

3 3346,9

100,2

36,7

3 160,3

94,4

34,4

Иные расходные обязательства

2120,0

83,0

23,3

2 010,2

94,8

21,9


 

          Таким образом, во второй главе  работы, изучив плановые параметры проекта федерального бюджета на 2011-2012 годы, стало очевидно, что в перспективе бюджет ожидается с дефицитом. Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета и необходимость поддержания финансовой стабильности, в целом планируется снижение объема расходов федерального бюджета. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации. Также бюджет на 2011-2012 годы должен использоваться в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

 

ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ

 

3.1 Проблемы в области  организации финансового планирования  и прогнозирования в РФ

 

При организации финансового планирования в РФ возникают некоторые проблемы. По нашему мнению, эти проблемы возникают из-за трудностей в организации процесса прогнозирования.

На наш взгляд, существует две ключевые проблемы – трудность  в прогнозировании доходов (по причине  высокой волатильности их части вследствие высоких ценовых и валютных рисков) и постоянный рост социальных расходов бюджета (как следствие ухудшения демографической ситуации). Указанные вызовы угрожают бюджетным дисбалансом – дефицитом бюджета, который в свою очередь покрывается заимствованиями и трансфертами из накопленных бюджетных нефтегазовых фондов страны. Подобные действия государства непосредственно влияют не только на текущую стабильность бюджета, но и на его долгосрочную устойчивость.

Первым вызовом составления долгосрочных прогнозов государственных финансов является прогнозирование доходов бюджета в случае их существенной зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. Разделение бюджета на нефтегазовый и ненефтегазовый стало новым этапом в развитии страны – в формировании государственных финансов и позиционировании России на мировой финансовой арене. Планировалось, что дефицит ненефтегазового бюджета будет покрываться фиксированным нефтегазовым трансфертом.

Отметим три аспекта, связанные с существованием доходов от невозобнавляемых природных ресурсов: «…доходы добывающего сектора могут быть слишком значительными по сравнению с прочими доходами и экономикой в целом, но имеет непредсказуемый характер, так как ресурсы, зачастую, истощаемы и цены на них подвержены не всегда предсказуемым изменениям; размер доходов может быть настолько большим в рамках экономики, что определить ожидаемую финансовую эффективность от использования всех полученных доходов и своевременно понять необходимость их немедленного расходования является практически нерешаемой задачей; волатильность цен на ресурсы и непостоянство объемов добычи могут из года в год приводить к существенным изменениям в государственных ресурсных доходах». [16]

Безусловно, цена на нефть  играет значимую роль в формировании доходной части бюджета, ее прогнозированию уделяется огромное внимание с одной стороны, с другой стороны – это один из тех показателей, которые невозможно спрогнозировать на длительный срок и это создает проблемы и дополнительные расходы в дальнейшем. Этот показатель настолько волантилен, что не одна исследовательская организация (государственная или негосударственная) не способна достоверно его прогнозировать.

Для экономики России основным потрясением вследствие текущего финансового кризиса стало резкое снижение цены на нефть.

В период кризиса наблюдается  то, что раньше можно было только предполагать, не представляя истинного  масштаба возникающих проблем –  во время падения цен на нефть  доходы бюджета резко сократились, в то время как расходы бюджета сократить оказалось гораздо сложнее. Это еще обуславливается тем, что природа механизма снижения доходов и расходов разная. Так, в случае падения цен на нефть на мировых рынках, доходы сокращаются естественным образом, то есть правительство конкретной страны не может повлиять на поведение всего рынка, впрочем, как и если все страны сплотятся вместе, их действия также будут безнадежными. Мировой финансовый кризис проиллюстрировал все это в полной мере. И, наоборот, расходную часть бюджета страны правительство будет вынуждено сокращать, то есть снижение уровня расходов будет принудительным, искусственным по сравнению с причиной – падением уровня доходов. Доходная часть федерального бюджета России ежегодно пересматривается и заново прогнозируется на ближайшую п


Информация о работе Организация финансового планирования и прогнозирования в РФ