Особенности организации финансов предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение особенностей финансов организации малого бизнеса
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание

Ведение
I. Особенности финансов организаций малого бизнеса
1. Значение и задачи малого предприятия
2. Основные критерии принадлежности к малому бизнесу
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности
1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре
1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства
1.4.3. Особенности целеполагания
1.4.4 Особенности менеджмента
1.4.5 Особенности финансирования деятельности
1.4.6 Особенности трудовых отношений
1.4.7 Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия
1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия
1.4.9 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

 Предприниматели пытаются  преодолеть узкие рамки внутрифирменного  финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На малой фирме этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант — ускорение оборота денежных средств — доступен главным образом малому предприятию непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм "размывают" профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.

 Ослабить, а тем более  снять финансовые ограничения  для малых предприятий без  вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной  раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка — лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса — залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование малых предприятий.                           

 

1.4.6 Особенности  трудовых отношений

 

В рыночной экономике для малого предприятия по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность,  малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой — интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела предприятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений — отношений членов большой семьи.

 Рыночная специфика  решения кадровых вопросов присуща и российским малым фирмам переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит трудовых ресурсов руководители малых предприятий отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина—не более низкая зарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные источники финансирования, малое предприятие не в состоянии содержать "лишних людей".

 Руководители малой  фирмы четко сознают, что успех  дела во многом определяется  взаимоотношениями внутри фирмы  как по линии руководитель—работник,  так и между работниками. От Степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы — установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как. победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс "переплавить" живой труд в фактор роста бизнеса.

 Тесные личностные  отношения, руководителя малого  предприятия и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, постоянного заработка до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее те малые фирмы, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

Дружеские отношения между  работниками также необходимы для малого предприятия с их спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные внутренние отношения — реальность большинства малых фирм: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.

В целом в представлении  большинства предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стереотипом "большой семьи", где глава — руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепаратизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения работников, формальные или неформальные, есть лишь на тех предприятиях, руководители которых сумели использовать их в своих интересах. Например, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень его мотивированное. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений — перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.

 Реализовать принцип  "большой семьи" несложно, так  как дореформенный стереотип  работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке.

Проблема заключается  в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность.

 Уровень мотиваций  к самореализации, карьерному росту  был невысок. Работа на малом  предприятии дает возможность  и предполагает необходимость  пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: "никто мне  не должен".

Оптимальная ситуация, когда  работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы.

Тесные отношения руководителей  с работниками подразумевают необходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда.

 

1.4.7 Особенности  налоговой политики государства  по отношению к деятельности малого предприятия

 

Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике — налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует фискальную функцию.

 С 1992г. во всех  опросах представителей малого  бизнеса в целом и его различных групп проблема налогообложения прочно занимает первое место. Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, — это болевая точка предпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российских предпринимателей налоги — это "государственный рэкет", поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители малых предприятий также подвергают критике налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.

 Так, в результатах  проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и нормативных актов, нечеткость формулировок, сложность восприятия инструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введения их "задним числом". Обращалось внимание на зависимое положение малых фирм во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому бизнесу.

 Эта характеристика  относилась собственно к периоду  становления налоговой системы,  создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие издержки. Для начинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности.

 Материалы интервью  показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути адаптации, уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением оценок остроты налогового бремени и экономического положения малого предприятия, данных их руководителями. Оказалось, что в 1999г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положение своих малых предприятий. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти же интервью показали, что примерно с начала 1995г. предприниматели переместили основное острие своей критики на налоговую систему в целом.

 Негативные оценки  разных сторон налоговой системы  были получены по трем важнейшим  аспектам: механизм налогообложения  (сюда включены нестабильность  налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы, информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками).

Что касается селективной  функции налоговой политики, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяются на малом предприятии в первые годы работы, а также в приоритетных видах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% малых фирм. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне предпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего предприятия, тогда как каждый второй придерживался противоположного мнения.

 

1.4.8 Качественные  характеристики российского малого  предприятия

 

Используемые количественные критерии определения типа предприятия — это операционный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран. Специфика малого предприятия в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки — объективная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в нашей стране.

 Помимо преимуществ,  у малых предприятий имеются  и уязвимые места. Главное для них — малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых фирм основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупного, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

 Вследствие названных  причин отличительной чертой  малого предпринимательства является  его неустойчивость, проявляющаяся  в массовом разорении, "вымывании", вытеснении их из производства  в процессе жёсткого "естественного отбора" в условиях рыночной конкуренции. По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда, разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американское законодательство стимулирует "добровольное банкротство" малых предприятий: — обмен или продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.

Информация о работе Особенности организации финансов предприятия малого бизнеса