Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:58, курсовая работа
Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;
Введение
1. Структура и принципы построения финансовой системы государства
1.1 Общее понятие о финансовой системе, экономические основы и принципы её построения
1.2 Структура построения финансовых систем и её виды
1.3 Роль государственного бюджета в финансовой системе государстве
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь
2.1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Республики Беларусь
2.2 Формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов финансовой системы Республики Беларусь
3. Основные направления развития и совершенствования финансовой системы Республики Беларусь
3.1 Оптимизация структуры финансовой системы
3.2 Повышение эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений
Заключение
Список использованных источников
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счёт обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. К таким фондам относятся: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд развития строительной науки, инновационный фонд и др. Указанные выше фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами. [19, 31]
Согласно законодательству,
областные и Минский городской
Совет депутатов также
Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком денежных средств и физическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.
В Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительства обеих стран все шире привлекают внешний, т.е. международный, государственный кредит [19, 32].
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами - финансовый аппарат - третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компенсацией.
Согласно Конституции
Республики Беларусь (ст. 90, 97, 98), высшим
законодательным и
Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь.
Наряду с Парламентом регламентация деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов, которые, безусловно, имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы.
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции Республики Беларусь, оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов.
Кроме указанных высших
органов государственной и
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Особенность третьей сферы состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства. [19, 32]
Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.
В современной экономической литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы: количества и наименования сфер финансовой системы; количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы. [19, 35]
Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.
Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов. [19, 39]
2.2 Формирование, распределение
и перераспределение
Финансовые ресурсы финансовой системы — совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает экономический субъект. Они направляются на осуществление расходов.
Рассмотрим более подробно состав и структуру финансовых ресурсов финансовой системы Республики Беларусь, в частности общегосударственные и субъектов хозяйствования.
Рис. 2.1 Динамика доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2008 - 2011 г. [12]
Основная доля доходов консолидированного бюджета (более 90%) формируется за счет налоговых поступлений (рис. 2.2). За I полугодие 2011 года в бюджет поступило 27,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 37,6% (в реальном выражении – на 12,7%).
Рис. 2.2 Структура доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2008 - 2011 г. [12]
Неналоговые доходы в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,9 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 58,4% (в реальном выражении – на 29,7%). Формирование налоговых доходов в I полугодии 2011 года на 82% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (27,8%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (17,8%), налога на прибыль (13,3%), подоходного налога (12,1%), акцизов (7,4%), налогов на собственность (4,0%) (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2008 - 2011 г. [12]
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2010 года вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7п.п.).
В структуре консолидированного бюджета 58,9% составляют доходы республиканского бюджета и 41,1% - доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (рис. 2.4).
Рис. 2.4 Структура консолидированного
бюджета по уровням бюджетной
системы за январь-июнь 2011 г. (без
учета безвозмездных
Второй группой бюджетных отношений являются расходы бюджета, представляющие собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Прежде всего, государство использует расходы бюджета: на ускоренное развитие отраслей материального производства, в том числе на финансирование прогрессивных подотраслей и сфер деятельности машиностроения, жилищное строительство, развитие экспорта продукции в другие страны, производство продовольственных товаров и др.; развитие непроизводственной сферы; финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые денежные средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны; на прямые и косвенные военные расходы, связанные с обеспечением обороны страны; финансирование мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономических связей с другими странами и регионами. [2, 24].
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2% ниже уровня января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7% ВВП (рис. 2.5).
Рис. 2.5 Динамика расходов консолидированного бюджета, % ВВП [12]
Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.
В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов, снижение дефицита консолидированного бюджета и поддержание макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в I квартале 2011 г. по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 4,5 п.п., во II квартале – на 6,6 п.п. (рис. 2.6).
Рис. 2.6 Расходы консолидированного бюджета, % ВВП [12]
Бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил свою социальную направленность. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы, составил 14,1 трлн. рублей, или 48,5% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с тем же периодом 2010 г. На 27% в реальном выражении, здравоохранение – на 18,8%, социальную политику – на 6%. Расходы на национальную экономику сократились на 26,1% и составили 5,8 трлн. рублей (19,9% от всех расходов) (рис. 2.7).
Рис. 2.7 Структура расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011г.[12].
В I полугодии 2011 года расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 10,4 трлн. руб. и возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32,6% в реальном выражении. В структуре расходов консолидированного бюджета в разрезе экономической классификации эти расходы занимали 36,2% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,4% в январе-июне 2010 г.). Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. сократились на 32,2% и составили 15% всех расходов (в первом полугодии 2010 г. – 21,9%).