Особенности финансов различных форм предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной в силу того, что на данном этапе развития страны вопрос о финансировании предпринимательской деятельности еще не достаточно разработан, однако, необходимо отметить и то, что все-таки не смотря ни на что, кое какие шаги в этом направлении все же делаются.
Предпринимательство - одна из форм профессиональной деятельности человека. Оно исторически обусловлено и прямо за¬висит от многих факторов, не только экономических.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………..................3
1. Предпринимательская деятельность
1.1. Предпринимательство – определение, организационно-правовые
формы организаций (предприятий) ………………..………………. ……..6
1.2. Особенности субъектов малого предпринимательства……………………9
2.Финансы коммерческих предприятий
2.1 Особенности финансов производственных кооперативов…………………13
2.2 Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий…17
2.3 Финансы финансово-промышленных групп……………………………….20
3.Финансы некоммерческих организаций
3.1 Финансы потребительских кооперативов……………………………...........25
3.2 Финансы общественных некоммерческих организаций,
фондов, учреждений………………………………………………………….34
3.3 Финансы профессиональных союзов………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………........... 43
Список использованных источников……………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсов финсреда т 21.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Иными словами, унитарное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

При создании унитарного предприятия ему выделяются средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

В уставе определяются предмет и цели деятельности унитарного предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий. Правительство РФ своим постановлением утвердило Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств). В документе установлено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Он вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную государственным уполномоченным органом. Взаимоотношения завода с поставщиками ресурсов и потребителями продукции строятся на договорной основе.

Продукция, произведенная в соответствии с планом-заказом, реализуется по ценам, устанавливаемым уполномоченным органом. Принципы и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, периодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием уполномоченного органа. Продукция, произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам, устанавливаемым заводом самостоятельно или на договорной основе.

Финансирование завода осуществляется в следующем порядке. Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг).

При недостаточности доходов заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

- реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке);

- содержание объектов социальной инфраструктуры;

- компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Решение о выделении средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ на основании обращения уполномоченного органа. Не использованные заводом по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления указанных нормативов утверждается Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ.

Свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на цели, указанные выше, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Завод представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований и амортизационных отчислениях. Аналогично осуществляется финансирование казенных фабрик, казенных хозяйств.

 

2.3 Финансы  финансово-промышленных групп

 

          Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы. Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании такой группы.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Законом предусмотрено среди участников финансово-промышленной группы обязательное наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом. В состав финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, страховые организации.

Взносы в уставный капитал создаваемой финансово-промышленной группы могут    быть представлены:

- денежными средствами в рублях;

- зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другими материальными ценностями;

- ценными бумагами, правами пользования землей, другими природными ресурсами.

Центральная компания финансово-промышленной группы в соответствии с Федеральным законом «О финансово-промышленных группах» выполняет следующие функции:

- выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

- ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

- готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

- выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности.

Другие виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом и договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства РФ, могут быть:

- зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;

- предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность данной группы;

- передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников данной группы;

- предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

- предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам.

Центральным банком РФ могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Контроль за деятельностью финансово-промышленной группы осуществляют полномочные государственные органы методом анализа отчетов о деятельности финансово-промышленной группы, а также контрольными и аудиторскими проверками.

Создание финансово-промышленных групп в Российской Федерации обусловлено двумя факторами:

- во-первых, многие предприятия, банки и другие финансово-кредитные учреждения осознали необходимость объединения усилий в решении проблем финансирования инвестиционных проектов и программ, что способствует объединению капитала;

- во-вторых, государство признало целесообразность такого объединения капитала и придало законодательную форму финансово-промышленным группам, предоставляя им льготы, стимулирующие их деятельность.

Первым актом в этом направлении был Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». Затем последовало постановление Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 508 «О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 48 «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп». И наконец, принятие Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ.

По данным Госкомстата России, в стране на 1 января 1998 г. насчитывалось 72 финансово-промышленные группы, которые объединяли 1500 предприятий и кооперативных организаций.

В печати освещался положительный опыт работы следующих финансово-промышленных групп (ФПГ):

- ФПГ «Сокол» (г. Воронеж), в которую входят 15 организаций и предприятий, в том числе 12 промышленных предприятий (государственных и акционерных), коммерческий банк, научно-исследовательский институт, научно-производственный концерн. Головная организация «Промышленно-торговое объединение Сокол». Главная задача ФПГ - самолетостроение, машины горно-добывающей промышленности, видеомагнитофоны и др.;

- ФПГ «Уральские заводы» (г. Ижевск) объединяет 12 промышленных заводов, НИИ, 3 банка. Задача - оборудование для развития АПК, оборудование систем связи, линии передачи информации;

- ФПГ «Драгоценности Урала» (г. Екатеринбург), объединяет 9 предприятий, в том числе 3 промышленных предприятия, 3 банка. Задача - производство ювелирных изделий, компьютерные системы;

- ФПГ «Сибирь» (г. Новосибирск), объединяет 16 предприятий, в том числе 3 промышленных предприятия, НИИ, 2 банка. Производство полупроводниковых приборов, автомобильная электроника, тепловые насосы.

Роль финансово-промышленных групп является особенно заметной в условиях спада экономического развития, когда необходима мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники, производства.

Основными задачами создания финансово-промышленных групп являются:

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

- обеспечение финансовыми ресурсами промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ускорение научно-технического прогресса;

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

- формирование рациональных хозяйственных связей в условиях перехода к рыночной экономике.

Образование финансово-промышленных групп - это закономерное явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Создание финансово-промышленных групп должно стать одним из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе финансово-промышленные группы видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.

 

3. Финансы некоммерческих организаций.

 

3.1. Финансы потребительских  кооперативов

 

          Некоммерческие организации имеют существенные отличия от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Информация о работе Особенности финансов различных форм предпринимательства в России