Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 16:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современном мире бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, а также экономической основой для осуществления традиционных функций государства, а именно поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка и ряд других возложенных на него функций.
Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Актуальность темы исследования. В современном мире бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, а также экономической основой для осуществления традиционных функций государства, а именно поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка и ряд других возложенных на него функций.
Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Государство непрерывно использует денежные средства из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами организаций. Размер расходов государства определяется его задачами и потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планах государства. В нынешних условиях существования рынка и предпринимательства государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и других негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой Российской Федерации, осуществляющей проведение экономических реформ. Содержание и структура государственных расходов определяются программами российского государства и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом отчётном году.
Немаловажным будет отметить то, что государственные расходы являются ведущим звеном финансовой системы государства, и играют важную роль в экономической и политической жизни любого государства.
1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ
1.1 Понятие и сущность расходов федерального бюджета
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Мы видим, что акцент делается на управленческие, процедурные моменты. Действительно, в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов, которые можно представить в виде схемы.
Рисунок 1 – Источники расходов федерального бюджета
На основании российского законодательства федеральные расходы имеют две составляющие:
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, финансируемые совместно
из федерального бюджета и
бюджетов субъектов РФ и (или)
бюджетов местного
По согласованию с органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов финансируются следующие виды расходов, которые наглядно представим в виде схемы 2.
Рисунок 2 – Расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, указанных на рисунке 2, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В законодательных или иных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет.
1.2. Особенности расходов федерального бюджета
Одним из факторов, влияющих на изменение структуры расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов является, начавшаяся с 2012 г., особенность планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям в рамках реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Планирование бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ) в случае, если указанные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, осуществляется по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджетов исходя из основного вида деятельности учреждения с отнесением на него общей суммы бюджетных ассигнований, либо по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, по которым планируется предусмотреть наибольший объем бюджетных ассигнований.
Аналитическая информация по распределению бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям между соответствующими разделами, подразделами классификации расходов бюджета в разрезе видов деятельности федеральных государственных учреждений представлена в приложении № 8 к настоящей пояснительной записке.
Основание для расходов - закон о бюджете на соответствующий год. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:
Совершенно очевидно, что все расходы бюджета, так или иначе, предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств федерального бюджета расположены на территориях, т.е. там, где созданы органы федерального казначейства.
Таким образом, огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета
Структура бюджетных расходов
в течение многих лет была
в нашей стране относительно стабильной,
демонстрируя давно
установившиеся приоритеты в распределении
средств бюджета. Основная
масса ресурсов (около половины всех
бюджетных средств) направлялась на
народное хозяйство и поддержку экономики,
что обеспечивало выполнение
экономической функции государства;
и только около трети бюджетных
средств расходовалось на социально-культурные
мероприятия.
Основой отраслевой группировки
расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики
на отрасли и виды деятельности. Расходы
в производственной сфере подразделяются
по отраслям народного хозяйства: на развитие
промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, связи и др.; в непроизводственной
– по отраслям и видам общественной
деятельности: на образование, культуру,
здравоохранение, социальное
обеспечение, государственное управление
и т.п. Такое деление
государственных расходов (также как
и по роли в воспроизводстве)
помогает выявлять пропорции в распределении
бюджетных средств, но уже по
отраслям. Изменяя эти пропорции, государство
может добиваться нужных
сдвигов в отраслевой структуре общественного
производства.
Классификация расходов по целевому
назначению (экономическому
содержанию) является необходимой базой
для осуществления финансового
контроля за использованием бюджетных
средств.
В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической
классификацией расходов бюджета
используются и другие группировки, в
том числе и организационная, в
основе которой лежит распределение
ассигнований по целевым программам и
уровням управления. Группировка расходов
по целевым программам указывает
на конкретных получателей бюджетных
средств, ответственных за
эффективное использование выделяемых
бюджетных ресурсов.
В соответствии с уровнем государственного управления
расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные,
субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно
встретить классификацию государственных расходов по
источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых
фондов, кредитные источники финансирования (в государственном
секторе экономики может быть
использован и такой источник, как самофинансирование).
Структура государственных
расходов, т.е. соотношение между группами
расходов на народное хозяйство, социально-культурные
нужды, военными
расходами и расходами на управление
в бюджете государства, не одинаково
в разных странах и даже в одной стране
в разные периоды ее развития.
Структура расходов меняется
под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут
быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. Перечисленные группы
расходов определены по предметному признаку.
Но, как уже упоминалось, государственные
расходы можно классифицировать и по
другим признакам (по роли в воспроизводственном
процессе, по целевому
назначению и др.)
Анализ расходов федерального
бюджета по разделам функциональной
классификации показывает, что наиболее
значительны расходы на оборону,
народное хозяйство. Социально-культурная
же сфера в последние годы
испытывает ощутимый недостаток ассигнований,
исходя из разумных и
желаемых потребностей современного
общества.
Таким образом, изучив социально-экономическую сущность расходов федерального бюджета можно сделать вывод:
На основании российского законодательства федеральные расходы имеют две составляющие:
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, финансируемые совместно
из федерального бюджета и
бюджетов субъектов РФ и (или)
бюджетов местного
2. Расходы бюджета, так или иначе, предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной и судебной власти. Они играют огромную роль в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы
3. Структура расходов меняется
под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут
быть экономическими, военными, социальными, политическими. Расходы можно классифицировать
по предметному признаку по роли в воспроизводственном
процессе, по целевому
назначению и др.
Во второй главе, мы проанализируем динамику, структуру расходной части федерального бюджета Российской федерации на плановый период 2012-2013 гг., рассмотрим особенности его формирования, проблемы и направления совершенствования.
Информация о работе Особенности формирования расходной части бюджета