Особенности формирования расходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, а также экономической основой для осуществления традиционных функций государства, а именно поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка и ряд других возложенных на него функций.
Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_za_3_kurs_osobennosti_formirovania_raskho (2) - копия.docx

— 85.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ  ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

2.1 Особенности формирования расходной части  федерального бюджета Российской Федерации

 

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 гг. осуществлялось исходя из следующих основных подходов:

– определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 г. на основе утвержденных Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.»;

– определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 г., исходя из необходимости финансового обеспечения расходных обязательств;

– уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 – 2014 гг. с учетом:

– осуществления с 2012 г. финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета;

  – передачи субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющие дезинфекционную деятельность;

– передачи субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), в части выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью;

– передачи субъектам Российской Федерации финансового обеспечения содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;

– компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 гг. тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. руб. в 2012 г. и 573 тыс. руб. в 2013 г. в размере 10%), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения,  – до 20%;

–  индексации с 1 января 2012 г. на 6%, с 1 января 2013 г. на 5,5%, с 1 января 2014 г. на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

  • проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
  • увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;
  • формирования Федерального дорожного фонда;
  • завершения реализации отдельных проектов (подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 г., отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);
  • реализации новых федеральных целевых программ.

На основе имеющихся данных проанализируем структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации в сопоставимых условиях и полученные результаты представим в таблице 1.

Таблица 1 − Структура расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям)

 

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

11 027,1

12 656,4

114,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

     

343,3

 

833,6

 

Всего (без учета условно утвержденных)

11 027,1

12 656,5

114,8

13 387,4

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

Общегосударственные вопросы

844,6

832,9

98,6

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 537,4

1 853,3

120,5

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 242,1

1 822,0

147,4

1 981,3

108,8

2 072,5

104,7

Национальная экономика

1 784,9

1 797,2

100,7

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,1

136,0

58,1

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,6

21,7

123,3

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

560,0

603,5

107,8

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

88,0

86,2

98,0

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

503,7

551,1

109,4

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 135,3

3 895,9

124,3

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

44,0

40,8

92,8

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

120,0

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

110,8

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

623,4

553,9

88,9

503,0

90,8

494,7

98,3


На основе данных таблицы 1 можно сделать вывод, что в структуре расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетным учреждениям) наибольший удельный вес занимает ассигнования в национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

 

2.2 Анализ структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг. и направления его совершенствования

 

Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2011 г. и   на плановый период   2012 и 2013 гг. являются социальная политика, национальная экономика, национальная   оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

При увеличении расходов федерального бюджета необходимо принять во внимание уровень исполнения расходов, а также эффективность их использования в 2009 г.

В 2011 г.  по сравнению с 2010 г. увеличение расходов федерального бюджета предусматривается по подразделу «Лесное хозяйство» – на 64% (неисполнение в 2009 г. составило 11% к сводной бюджетной росписи с изменениями), по подразделу «Топливно-энергетический комплекс» – на 57,9% (15,4%), по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга»  – на 39,1% (13,1%), по разделу «Охрана окружающей среды» – на 26,7% (2,5%), по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» – на 20,8% (6,1%).

Приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы   вооружения на 2011   - 2020 гг., которая предполагает  комплексное переоснащение войск  современными видами вооружения  и военной техники начиная с   2011 г. При   этом основной прирост   расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.

 

 

Рисунок 3 – Реестр расходных обязательств, %

 

Согласно выше представленной диаграмме, анализ реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, показывает, что объем бюджетных ассигнований, включенных в реестр, соответствует ведомственной структуре расходов федерального бюджета, приведенной в приложениях 8 и  11 к законопроекту (открытая часть), и составляет в 2011 г. 87,7%,  в 2012 г. –  83,6%, в 2013 г.  – 78,1% общих расходов федерального бюджета, по остальной части расходов (12,3%, 16,4%, 21,9% соответственно) реестр не представлен.

Анализ перечня публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетов по ним на 2011 г. и на плановый период 2012 и  2013 гг. показал, что объем  бюджетных ассигнований, подлежащих индексации, в  общем объеме бюджетных ассигнований,  направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, в 2011-2013 гг.  составляет 8 - 9%.

При этом индексация социальных выплат запланирована на уровне инфляции, установленной на 2011 г. в 6,5%. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. предусмотрен механизм индексации социальных выплат по фактическому уровню инфляции, сложившемуся в предыдущем году (в 2010 г.– по оценке, 8%).

 

 

 

Рисунок 4 – Распределение расходов федерального бюджета по государственным программам, %

 

Согласно выше представленной диаграмме, анализ распределения расходов федерального бюджета по государственным программам показал, что программная часть расходов федерального бюджета составляет в 2011 г. – 84,8%, в 2012 г.  – 81,1%, в 2013 г. – 75,8% общего объема расходов федерального бюджета и сгруппирована она по пяти направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики;  обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство. Наибольший объем расходов федерального бюджета предусматривается по направлению «Новое качество жизни» - более 50%.

 

Таблица 2 – Бюджетные ассигнования федерального бюджета «Общегосударственные вопросы»

 

2010 г. (сводная бюджетная роспись)

2011 г. (проект)

2012 г. (проект)

2013 г. (проект)

1

2

3

4

5

Объем, млрд. руб.

800,2

863,8

794,5

771,7

Изменения к предыдущему году:

 

 

     

млрд. руб.

 

63,6

-69,3

-22,8

в %

 

7,9

-8

-2,9

доля в общем объеме расходов, %

7,82

8,10

7,07

6,34

доля в ВВП, %

1,77

1,71

1,42

1,25

Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. руб.

797,3

858,6

790,8

768,0

изменения к предыдущему году:

       

млрд. руб.

 

61,3

-67,8

-22,8

в %

 

7,7

-7,9

-2,9

Межбюджетные трансферты, млрд. руб.

2,9

5,2

3,7

3,7

доля в разделе, %

0,4

0,6

0,5

0,5


 

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются в 2011 г. по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 г. и снижаются в 2012 и 2013 гг. по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. снижение составит 3,6%, в том числе без учета межбюджетных трансфертов - 3,7%.

Расходы федерального бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 г. будут осуществлять 69 главных распорядителей бюджетных средств, в 2012 и 2013 гг. – 68. Наиболее крупные из них Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Российская академия наук, на которые в 2011 г. будет приходиться 76% расходов по данному разделу, в 2012 и 2013 гг. – 79%.

В структуре раздела основное место занимают расходы по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» и по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» в 2011-2013 гг. на них приходится по 24-25% объема расходов по данному разделу.

По данным отчета об исполнении федерального бюджета за 2009 г. (далее – по данным отчета за 2009 г.), исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Общегосударственные расходы» составило 853,1 млрд. руб., что на 79,9 млрд. руб., или 8,6%, меньше расходов, утвержденных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.» (далее - Федеральный закон № 204-ФЗ (с изменениями), и на 119,6 млрд. руб., или на 12,3%, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 г.

Основными факторами, влияющими на формирование объемов бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов в 2011-2013 гг., являются:

– сохранение условий оплаты труда (денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (за исключением судей Российской Федерации) и федеральных государственных гражданских служащих, действующих в текущем году;

– сокращение предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов в течение 2011 - 2013 гг. на 20% с сохранением 50-процентной расчетной экономии по фонду оплаты труда в распоряжении соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

– повышение с 2011 г. тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование с 26% до 34% фонда оплаты труда (с сохранением тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%);

Информация о работе Особенности формирования расходной части бюджета