Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;
Рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;
Сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.
Определить выигрыши и потери от государственного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 188.17 Кб (Скачать файл)

Поэтому особенно важно, чтобы работники  регулирующих агентств проявляли активный интерес к эффективности работы регулируемых или находящихся в государственной собственности фирм. Работники регулирующих агентств должны следить за эффективностью работы этих фирм путем проверки исполнения важных управленческих решений и сравнений с любыми предприятиями коммунального обслуживания, оказывающими аналогичные услуги. Возможно, временами необходимо обеспечивать прибыли выше нормальных, а временами- ниже нормальных, с тем чтобы поощрить за хорошую работу или наказать за неэффективную.

 

1.3.4. Государственное регулирование  естественной монополии.

 

Регулирование цены зачастую применяется по отношению  к естественным монополиям.

Заметим, что, так как в случае естественной монополии мы находимся на участке  убывания средних издержек, то в  этом случае средние издержки всегда больше предельных издержек. [Приложение «И»] Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Pm. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение цены фирмы до уровня Pc, соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из отрасли. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Рr, при которой пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в отрасли. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере развития рынка.

Таким образом, существуют другие методы государственного регулирования монополии. Это регулирование  доходности естественной монополии  и внедрение конкуренции на рынок  естественной монополии.

Прямое регулирование  цен на продукцию естественной монополии  государством из-за трудностей определения  этих цен может быть заменено контролем  над уровнем доходности. В итоге  регулирование цен монополии  основывается на норме прибыли, получаемой ею на вложенный капитал. В этом заключается  регулирование нормой прибыли: максимальная допустимая цена основывается на ожидаемой  норме прибыли, которую получит  фирма. Установление максимальной границы  нормы доходности по сравнению с  нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту  объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.

Однако регулирование  доходности естественной монополии  приводит к изменению пропорций  использования ресурсов: фирма делает выбор в пользу более капиталоемкого метода производства. Фирмы выбирают технологию, не обеспечивающую эффективное  размещение ресурсов.

Одним из возможных  способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции  на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты  конкуренции. Полное отсутствие конкуренции  ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности производства. Государственная политика по внедрению конкуренции на рынок естественной монополии состоит из методов:

  1. Стимулирование входа новых фирм и снижение барьеров входа на рынок.
  2. Реорганизация отрасли естественной монополии.
  3. Развитие конкуренции за право доступа в отрасль.

Таким образом, мы рассмотрели государственное  регулирование монополии и пришли к выводу о том, что регулирование цен государством может устранить безвозвратные потери, связанные с существованием монопольной власти, в отличие от регулирования совершенно конкурентного рынка, где государство наоборот способствует возникновению этих безвозвратных потерь. Следовательно, можно сделать вывод о том, формы государственного вмешательства и их эффективность зависят от структуры рынка.

 

 

 

1.3.5. Государственное регулирование цен в естественной монополии ОАО «Газпром»

ОАО «Газпром»  – крупнейшая газовая компания в  мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» – 50,002%.

«Газпром» располагает  самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах  газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа «Газпрома» оцениваются  в 29,1 трлн. куб. м, а их текущая стоимость  – в 138,6 млрд. долларов.

«Газпрому» принадлежит  крупнейшая в мире система транспортировки  газа – Единая система газоснабжения  России. Ее протяженность составляет 155 тыс. км. Предприятия Группы «Газпром» обслуживают также 463,4 тыс. км (77%) распределительных газопроводов страны. «Газпром» экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.

Так как газовая  промышленность является естественной монополией, то она находится под  контролем государства. Основные принципы государственной политики в области  газоснабжения в Российской Федерации  в соответствии со статьей 4 Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации:

  • государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;
  • государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;
  • повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации;
  • определение основ ценовой политики в отношении газа;
  • создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;
  • обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;
  • обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Одним из принципов государственной  ценовой политики в области газоснабжения  является контроль за соблюдением регулируемых государством цен и тарифов в области газоснабжения.

Рынок природного газа традиционно  относится к естественной монополии. В действительности естественной монополией в полном смысле этого слова является лишь газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа потенциально могут быть рынками с достаточно высоким уровнем конкуренции.

Таким образом, именно на уровне транспортировки газа приемлемо  государственное регулирование  цен на газ. Это прописано в  Федеральном законе о газоснабжении  в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов  на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным  регулированием цен на газ для  конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых  организаций в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

Статья 23. Регулирование  тарифов на услуги газораспределительных  организаций

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования  тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных  систем по транспортировке газа и  порядок их применения. Указанные  тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба по тарифам является федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование  в сфере государственного регулирования  цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также является федеральным  органом исполнительной власти по регулированию  естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, выше перечисленные статьи Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации разрешают проблему определения  оптовой цены на газ в зависимости  от территориального расположения газораспределительных  станций (ГРС) системы магистрального газопроводного транспорта.

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования  цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, «регулируемая  оптовая цена на газ» - утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться  на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива  и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.

Государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется исходя из учета  разницы в стоимости услуг  по транспортировке газа в различные  районы.

Исходя  из этого принципа оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и  его аффилированными лицами, устанавливаются  дифференцированно по ценовым поясам с учетом протяженности и, соответственно, стоимости транспортировки газа от мест добычи до ценовых поясов.

Протяженность транспортировки, в свою очередь, рассчитывается исходя из расположения точек входа  газа в систему магистрального трубопроводного  транспорта, подземных хранилищ газа, схемы потоков газа, а также  точек выхода газа из системы магистрального трубопроводного транспорта (ГРС).

Учитывая изложенное, уровень  регулируемой оптовой цены газа определяется тем, на территории какого субъекта Российской Федерации находится данная ГРС, от которой осуществляется газоснабжение конечного потребителя.

 

Глава 2. Практическая.

Задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Итак, мы изучили  государственное вмешательство  в ценообразование, государственный  контроль над ценами. Поставленные в ходе создания курсовой работы задачи были выполнены.

Мы рассмотрели  формы государственного контроля над  ценами в условиях совершенной конкуренции  и монополии, выявили последствия  установления такого контроля и пришли к выводу, что формы государственного контроля над ценами и их эффективность  зависят от структуры рынка.

Если на совершенно конкурентном рынке государственный контроль над ценами во многих случаях не эффективен и приводит к возникновению безвозвратных потерь, то на монопольном рынке такой же государственный контроль над ценами устраняет безвозвратные потери, что повышает благосостояние общества. Таким образом, государственный контроль не только эффективен, но и необходим при монополии.

Поэтому сказать  о роли государства на рынке однозначно не возможно, последствия его вмешательства  противоречивы.

Государственное вмешательство – это данность, без которой не существует современный  рынок. Задача общества – не устранять  вмешательство государства, а сводить  к минимуму негативные его последствия.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд.- М.: «Дело ЛТД», 1993.-864 с.
  2. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – XXXVI, 940 с.
  3. Роберт С. Пиндайк, Дэниел Л. Рубинфельд. Микроэкономика: пер. с англ. Издательство «Дело» Москва 2001.
  4. Гальперин, В.М. Микроэкономика. В 2 т. / Общая редакция В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1997. Т. 2. 503 с.
  5. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 304 с.
  6. Курс микроэкономики : учеб. для вузов / Р. М. Нуреев. -2-е изд., изм.- М. : Норма, 2007.- 576 с. 

 

 

Приложения.

 

 

Приложение А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования