Оценка стоимости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Основными факторами, которые влияют на оценку стоимости предприятия (бизнеса) это время и риск. Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами или периодами. Интервал или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году. Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, потому, что учитывается при дисконтировании.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы оценки стоимости предприятия
1.1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия
1.2 Особенности предприятия как объекта оценки
1.3 Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия
2.Оценка стоимости предприятия
2.1 Общая характеристика ОАО «НЗРМК им.Н.Е.Крюкова»
2.2 Затратный подход к оценке стоимости п.п
2.3 Доходный подход к оценке стоимости п.п
2.4Согласование результатов оценки стоимости ОАО «НЗРМК им.Н.Е.Крюкова»
3 Управление стоимостью предприятия 29
3.1.Анализ основных средств 29
3.2.Амортизационная политика 36
3.3 Управление финансированием основных средств 39
4.Пути совершенствования политики управления основными средствами 41
Заключение 43
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 56.25 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса  объединяются несколько дочерних компаний, отделений, филиалов.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что  предприятие будучи юридическим  лицом одновременно является и хозяйствующим  субъектом, поэтому его стоимость  должна учитывать наличие определенных юридических прав.

Это является одной из основных особенностей бизнеса  как объекта оценки. Другая отличительная  особенность заключается в том, что оценивая бизнес оценщик должен определить стоимость как имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) так и эффективность  самого процесса получения дохода и  создания увеличения стоимости в  рамках оцениваемого объекта (финансовую, управленческую составляющую).

Основу  любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур — предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и  как фактора производства, и как  квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill.

Владелец  бизнеса имеет право продать  его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими  ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью  для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности  в получении доходов. Как и  у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании.

Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы использования  бизнеса, иные возможности получения  дохода, то возникает спрос на бизнес, и он становится товаром.

В то же время получение дохода, воспроизводство  или формирование альтернативного  бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами.

Полезность  и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой  рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес как определенный вид деятельности и предприятие  или организация как его организационная  форма в рыночной экономике, удовлетворяют  потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются  определенные ресурсы.

Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но это — товары особого рода их особенности обуславливают принципы, подходы и методы их оценки.

Резюмирую вышесказанное, можно выделить несколько  особенностей бизнеса как товара:

Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты  и получение доходов разъединены  во времени. Причем размер ожидаемой  прибыли неизвестен, имеет вероятностный  характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени  их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного  товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник  от данного бизнеса, представляет собой  его рыночную стоимость.

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.

В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании как самого бизнеса, так и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.

В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно, если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.

 

1.3 Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса)

 (отрывок из курсовой с сайта «T» )В зависимости от факторов стоимости методы (подходы) оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый из подходов позволяет «уловить» определенные факторы стоимости.

Доходный подход — это определение  текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование  и возможная дальнейшая продажа  собственности. Доходный подход является общепринятым подходом к оценке рыночной стоимости предприятия (бизнеса), доли акционеров в капитале предприятия  или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых  доходов в стоимость. В данном случае применяется оценочный принцип  ожидания. Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно  бывает использовать также сравнительный  и затратный подходы. В некоторых  случаях затратный или сравнительный  подходы могут быть более точными  или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости объекта, полученной другими подходами. [22, с.108]

Подход с точки зрения дохода – это процедура оценки стоимости  предприятия, исходя из того что стоимость  бизнеса непосредственно связана  с текущей стоимостью будущих  чистых доходов, которые принесет этот бизнес. Текущая стоимость суммы  будущих доходов служит ориентиром того, сколь много готов заплатить  за оцениваемое предприятие потенциальный  инвестор.

Ожидаемые доходы, как они понимаются в рамках доходного подхода, имеют  только денежное выражение. В зависимости  от характера оцениваемого предприятия (бизнеса), доли акционеров в его  капитале или ценных бумаг, а также  других факторов ожидаемые доходы могут  быть достаточно точно выражены через  такие показатели, как чистый денежный поток, дивиденды, различные формы  прибыли. Ожидаемые доходы должны оцениваться  исходя из таких характеристик, как  природа данного предприятия (бизнеса); структура его капитала; показатели деятельности родственных ему предприятий, взятые в ретроспективе; перспективы  развития данного предприятия и  отраслей, с которыми оно связано, а также других экономических  факторов. [9]

Пересчет ожидаемых доходов  в стоимость предприятия осуществляется с помощью процедур, которые позволяют  учесть ожидаемые темпы роста, время  и периодичность получения доходов, степень риска получения доходов  в планируемое время и в  ожидаемом объеме, а также стоимость  денег во времени. При пересчете  ожидаемых доходов в стоимость, обычно требуется определить величину коэффициента капитализации или  ставки дисконтирования. При определении  соответствующей ставки необходимо учитывать действие таких факторов, как уровень ставки банковского  процента, ставки дохода для аналогичных  предприятий согласно ожиданиям  инвесторов, а также характеристики риска, связанного с получением ожидаемых  доходов.

При использовании методов дисконтирования  будущих доходов ожидаемые темпы  роста учитываются при оценке размеров поступлений доходов в  будущем. При использовании методов  капитализации доходов от ожидаемых  темпов роста непосредственно зависит  величина ставки капитализации.

В рамках доходного подхода к  оценке бизнеса традиционно выделяют два основных метода (или две группы методов, в зависимости от степени  детализации): методы, основанные на пересчете  будущих ежегодных доходов компании в текущую стоимость (методы дисконтирования  доходов); методы, базирующиеся на средней  величине дохода (методы капитализации  доходов).

В качестве дохода в оценке бизнеса  могут выступать прибыль предприятия, выручка, выплачиваемые или потенциальные  дивиденды, денежный поток. В зависимости  от того что, выбрано оценщиком в  качестве дохода, различают такие  методы дисконтирования и капитализации: метод дисконтирования прибыли, метод дисконтированных дивидендных  выплат, метод дисконтированного  денежного потока; метод капитализации  нормализованной прибыли; метод  капитализации выручки; метод капитализации  дивидендных выплат, метод капитализации  нормализованного денежного потока.

Метод дисконтирования денежных потоков  может быть использован для оценки любого предприятия. По отзывам западных специалистов, в 90% случаев применения доходного подхода для оценки средних и крупных предприятий  применяется именно этот метод. Данный метод является самым трудоемким и дорогим, но в существующих российских условиях самым корректным. Преимущество дисконтирования денежного потока над дисконтированием прибыли и  дивидендов заключается в том, что  в настоящее время ни прибыль, ни дивиденды не отражают в достаточной  степени состояния российских предприятий  и организаций, а также предпочтений инвесторов.

Методы дисконтирования доходов  предполагают составление четкого  прогноза динамики развития предприятия, как правило, на ближайшие 3-7 лет, то есть вплоть до момента, когда колебаниями  в темпах роста можно пренебречь. Все спрогнозированные доходы затем  дисконтируются, то есть их будущая  величина приводиться к стоимости  этих денег на дату оценки. Таким  образом, основные задачи при использовании  методов дисконтирования состоят  в следующем: а) правильно спрогнозировать  будущие доходы предприятия; б) учесть возможные факторы риска в  ставке дисконтирования.

Метод дисконтированных денежных потоков  используется тогда, когда можно  обоснованно прогнозировать будущие  денежные потоки, эти потоки будут  существенно отличаться от текущих, ожидается, что денежный поток в  последний год прогнозного периода  будет значительной положительной  величиной. Другими словами, метод  более применим к приносящим доход  предприятиям, имеющим нестабильные потоки доходов и расходов. [8, с. 85]

Отличительной особенностью и главным  достоинством данного метода является то, что он позволяет учесть несистематические  изменения потока доходов, которые  нельзя описать какой либо математической моделью. Данное обстоятельство делает привлекательным использование  метода дисконтированных денежных потоков  в российских условиях, характеризующихся  сильной изменчивостью цен на продукцию, сырье, материалы, существенным образом влияющие на стоимость оцениваемого бизнеса. Еще одним аргументом, выступающим  в пользу применения указанного метода, является наличие информации, позволяющей  обосновать модель доходов и расходов в прогнозный период (финансовая отчетность предприятия, данные исследования рынка, ретроспективный анализ оцениваемого предприятия, позволяющий выявить  тенденцию его развития ).

Численной мерой инвестиционного  риска, в модели расчета методом  дисконтирования, является ставка дисконтирования. Как известно, стоимость денежной единицы с течением времени уменьшается, то есть для получения достоверной оценки необходимо привести будущие денежные потоки к эквивалентной текущей стоимости. И, наконец, по прошествии прогнозного периода бизнес способен еще приносить доход и поэтому обладает еще и некоторой остаточной стоимостью. Сумма текущей стоимости денежных потоков в прогнозный период и текущего значения остаточной стоимости и будет равна рыночной стоимости оцениваемого предприятия (бизнеса). [19, с. 166]

В отличие от метода дисконтирования, метод капитализации предполагает, что в будущем все доходы предприятия  будут либо одного размера, либо будут  иметь постоянную величину среднегодовых  темпов роста. Подобный подход, в определенной степени более прост, поскольку  не требуется составления средне- и долгосрочных прогнозов доходов. Однако время метода, основанного  на капитализации дохода, придет несколько  позже: когда наступит этап стабильного  развития страны. На сегодняшний день применение капитализации в оценке бизнеса ограничено кругом крупнейших российских предприятий с относительно стабильными доходами, находящихся на стадии зрелости своего жизненного цикла, рынок сбыта которых устоялся и не претерпит значительных изменений в долгосрочной временной перспективе.

Некоторой противоположностью доходного  подхода является затратный подход к оценке бизнеса, который рассматривает  стоимость предприятия с точки  зрения понесенных издержек (по сути рассчитывается размер затрат на создание оцениваемого предприятия в его текущем  состоянии и в рыночной среде, или выручка от реализации имеющихся  активов). [13, с. 35]

Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для  определения варианта наилучшего и  наиболее эффективного использования  земельных участков, а также в  целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта.

Затратный подход к оценке стоимости предприятия  основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической  величины и экономического разделения. Балансовая стоимость активов и  обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры  рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует их реальной стоимости. В результате возникает  необходимость проведения корректировки  баланса предприятия. Для осуществления  этого предварительно проводится оценка рыночной (или иной) стоимости каждого  актива баланса предприятия отдельно, затем определяется рыночная (или  иная) стоимость обязательств. После  этого, из скорректированной стоимости  активов вычитается стоимость обязательств, в результате чего образуется рыночная стоимость собственного капитала предприятия. Для проведения таких расчетов используются данные баланса предприятия на дату оценки (либо на последнюю отчетную дату), статьи которого корректируются с учетом рыночной (или иной) стоимости  его активов и пассивов.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия