Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:49, курсовая работа
Оценочная деятельность является важнейшим инструментом регулирования отношений собственности в условиях рыночной экономики.
В настоящее время появилось большое количество литературы, как отечественной, так и переводной, которая посвящена методологическим проблемам оценки бизнеса. Очерчены нормативно-правовые рамки оценочной деятельности, продолжается работа по ее стандартизации.
1 Стоимость как критерий управления
2 Ресурсный потенциал предприятия
3 Методика финансового анализа деятельности предприятия.
4 Доходный подход к оценке стоимости предприятия
5 Затратный подход к оценке стоимости предприятия
6 Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия
Относительная "молодость" российского фондового рынка и его крайняя неустойчивость не позволяют получить стабильный и стационарный коэффициент бета акций, большинство из которых не имеет значительной ценовой истории. Испытывающие сильнейшие колебания темпы инфляции не позволяют использовать номинальные процентные ставки, что создает трудности и при определении прогнозных значений реальных ставок.
3. Методы, формирующие сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса, как было сказано ранее, основываются на сравнительном анализе предприятий и компаний. При их применении оцениваемое предприятие сравнивается с аналогичными предприятиями, рыночная стоимость и отдельные параметры деятельности которых известны и могут быть сопоставлены с параметрами объекта оценки.
К методам сравнительного подхода относятся:
• сравнительный анализ фундаментальных коэффициентов;
• разработка и анализ факторных моделей.
На практике процедура оценки сводится к выбору структуры факторной модели и входящих в нее факторов, выделению из них значимых и решению полученного регрессионного уравнения.
В период нестабильности и повышенной неопределенности будущего любому человеку свойственно опираться при принятии решений больше на интуицию и опыт, нежели на детальный анализ происходящего и долгосрочный прогноз. При постоянной новизне ситуаций готовых рецептов не существует. Именно такое состояние дел характерно для политической и экономической жизни России последнего десятилетия. Напротив, когда положение в стране приобретает все большую определенность и появляется возможность формулировать средне- и долгосрочные цели, а также строить планы по их достижению, подход к принятию решений на основе только интуиции и опыта не оправдывает себя и способен привести к неэффективному использованию ресурсов.
Для принятия обоснованных и хорошо продуманных решений в сфере бизнеса современный менеджер располагает значительным арсеналом средств, инструментов и технологий, однако количество не всегда есть свидетельство качества.
В условиях чрезвычайно острой конкуренции российского и иностранного бизнеса за существующие и только появляющиеся рынки в России постоянно ощущается нехватка современных знаний в сфере управления и новейших подходов к принятию эффективных управленческих решений.
Западная практика управления современным бизнесом показывает, что менеджмент уделяет все больше внимания концепции управления стоимостью, создаваемой бизнесом для собственников. Опыт последних лет показывает, что на сегодняшний день в рамках сложившихся целей существования современного общества и действующих законодательных, экономических и иных ограничений, налагаемых на деятельность любого бизнеса, показатель стоимости, рассматриваемый в качестве критерия оценки, является наиболее предпочтительным в сравнении с доходом, прибылью, рентабельностью и их динамикой.
Следует обратить внимание на то, что применение концепции стоимости только в рамках совершения сделок купли-продажи и оценки размера взноса в уставный капитал, как в большинстве случаев это происходит сегодня, значительно сужает круг решаемых с ее помощью задач. Из поля зрения выпадает широкий спектр проблем управления и управленческих процедур, использующих концепцию стоимости и позволяющих эффективнее управлять современным бизнесом.
Опишем процесс управления стоимостью бизнеса более детально.
Прежде всего обратимся к упрощенной схеме управления бизнесом. Весь процесс управления в общем виде представляется циклом непрерывно повторяющегося набора стандартных процедур, включающим следующие этапы:
1) оценку текущего состояния бизнеса и среды;
2) сравнение текущего состояния с эталонным с использованием критерия и корректировки последнего, если необходимо;
3) выработку управляющих воздействий;
4) применение их к бизнесу.
Далее цикл повторяется.
Стоимость согласуется с циклом управления следующим образом.
1. На первом этапе идентифицируют текущее состояние бизнеса и среды с использованием в качестве критерия стоимости бизнеса. При этом определяют:
а) рыночную стоимость бизнеса. В российских условиях определение ее для большинства компаний - довольно сложная и в большинстве случаев неразрешимая задача по причине узости рынка акций, отсутствия аналогов и котировок акций бизнеса;
б) внутреннюю стоимость бизнеса. Она рассчитывается по данным внутреннего финансового и управленческого учета в основном с применением экстраполяционных методов. Обязательным условием здесь выступает сохранение существующих тенденций деятельности бизнеса без учета каких-либо значительных возмущений, вызванных, например, реализацией новых проектов.
2. На втором этапе проводят сравнение текущего состояния бизнеса с эталонным, основываясь на условии максимизации (минимизации) значения критерия стоимости. В рамках данного этапа осуществляют:
а) сравнение рыночной и внутренней стоимости бизнеса. Делают вывод об адекватности оценки бизнеса рынком и о необходимости принятия дополнительных мер по доведению до рынка более полной информации о состоянии бизнеса. Расхождения в значениях стоимости могут быть вызваны неадекватной оценкой менеджментом текущего состояния дел внутри самого бизнеса, что потребует принятия соответствующих мер;
б) разработку проектов. Пересчитывают стоимость бизнеса с использованием данных, заложенных в бизнес-планы проектов. Кроме того, определяют изменение отдельных показателей деятельности бизнеса, например выручки, себестоимости и т. д.;
в) сравнение стоимости бизнеса, полученной ранее с учетом внутренних улучшений, и стоимости с учетом внешней реорганизации (продажа отдельных направлений бизнеса, развитие новых направлений деятельности за счет слияния и присоединения других бизнесов, выделение частей бизнеса в самостоятельные экономические субъекты). Решение о целесообразности проведения конкретных реорганизационных процедур принимают исходя из анализа роста стоимости бизнеса;
г) изменение структуры и форм финансирования бизнеса. На этом шаге, связанном с финансовым конструированием, кроме структуры и форм исследуют возможности влияния на объем долга и его стоимость.
3. На третьем этапе управления для полученных значений критерия стоимости прогнозируют будущие значения показателей деятельности бизнеса, определяют конкретные мероприятия по достижению запланированного состояния - выбирают наиболее важные направления управляющих воздействий.
4. И, наконец, на четвертом этапе реализуют план мероприятий. В процессе его выполнения или по его окончании вновь происходит переход к первому этапу, и цикл замыкается. В зависимости от размеров бизнеса, располагаемых ресурсов и сектора рынка, в котором действует бизнес, длительность цикла может варьироваться и составлять один день, неделю, месяц, год и т. д. Более короткие циклы характерны для сектора рынка услуг, банковского сектора, более продолжительные - для производственного сектора.
Шаги, обозначенные буквенными индексами, лежат в основе механизма управления бизнесом и используют в качестве критерия его стоимости для акционеров. Иными словами, речь идет об управлении стоимостью бизнеса.
В ряде изданий зарубежных авторов цикл управления стоимостью бизнеса изображают в виде пятиугольника (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Цикл управления стоимостью бизнеса
Принципиальной разницы между циклами управления стоимостью бизнеса, один из которых описан выше, а другой изображен на рис. 1.1 в форме пятиугольника, нет. Кажущиеся отличия возникают вследствие единственного обстоятельства: на рисунке нумерованные вершины - это моменты оценки стоимости бизнеса (расчета значения критерия), а нами перечислены шаги по управлению стоимостью, включенные в общий цикл управления бизнесом. В последнем случае соответствующие шаги могут требовать определения стоимости (все, кроме шага 2а) или не требовать (шаг 2а). Для удобства и сохранения преемственности терминологии, применяемой в других источниках, в дальнейшем будем пользоваться представлением о цикле управления стоимостью в виде пятиугольника.
Понятие цикла достаточно условно, поскольку совершенно не обязательно, чтобы мероприятия по финансовому конструированию начинались лишь после завершения шагов по внутреннему и внешнему улучшению. Они могут проводиться и непосредственно после сравнения рыночной и внутренней стоимости или одновременно с другими мероприятиями.
Ключевые понятия:
Основной капитал
Срок полезного использования
Амортизация
Первоначальная стоимость
Остаточная стоимость
Восстановительная стоимость
Оборотные активы
Издержки
Точка безубыточности
Финансы предприятий
Аккредитив
Кредитная линия
Необеспеченный заем
Автоматически возобновляемый кредит
Лизинг
Факторинг
Эмиссия
Основной капитал - это стоимостная оценка основных средств как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования на предприятии.
Основные средства переносят свою стоимость на произведенный продукт частями.
В соответствии с действующей
классификацией, в состав основных
средств входят объекты производственного
и непроизводственного
По натурально-вещественному признаку основные средства подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения, картографические издания и другие.
По степени участия в производственном процессе основные средства делятся на активные и пассивные. Активная часть (машины, оборудование) влияет непосредственно на количество и качество произведенной продукции (услуг). Пассивная часть (здания, сооружения) создает необходимые условия для производственного процесса. Рациональное соотношение активной и пассивной частей основных средств на конкретном предприятии может быть продиктовано лишь спецификой конкретного производства.
В зависимости от целей налогообложения основные средства классифицируются по амортизационным группам. Данная классификация утверждена Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002 г. В соответствии с указанной классификацией основные средства делятся на следующие амортизационные группы.
Первая группа. Недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно (дизели, молотки отбойные, строительно-монтажный ручной инструмент и другие).
Вторая группа. Имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно (насосы, инструменты медицинские, и другие).