Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 05:30, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических аспектов осуществления пассивных операций коммерческого банка и их практический анализ па примере Банка Home Credit.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть сущность и виды пассивных операций коммерческих банков;
2. Привести показатели оценки эффективности пассивных операций коммерческого банка;
Введение………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Сущность и роль пассивных операций в формировании ресурсов коммерческих банков……………………………………………….
1.1 Порядок формирования банковских ресурсов……………………..
1.2 Сущность и виды пассивных операций банков………………………
1.3 Депозитные операции банков………………………………………….
ГЛАВА 2. Управления пассивами в банке HOME CREDIT…………………
2.1 Краткая характеристика и общая оценка структуры имущества по
данным баланса Банка Home Credit………………………………………….
2.2 Анализ структуры ресурсов банка, состава и динамики собственных средств банка…………………………………………………………………..
2.3 Анализ структуры и качества управления привлеченными средствами……………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствование управлениями пассивами банка…………………………………………………………………………….
3.1. Политика согласованности активов с пассивами, важность наличия точной и достаточной информации при управлении…………….
3.2. Построение эффективной организационной структуры при совместном управлении пассивами и активами банка……………………..
Усложненное управление активами и пассивами означает разработку банком стратегии, которая позволяет наращивать баланс в соответствии с заданной структурой, обеспечивая: скорректированные по риску ориентиры доходности по всем направлениям деятельности; установление им внутренних целевых величин достаточности капитала, ликвидности и чувствительности процентных ставок, при этом требования регулирующих органов рассматриваются как "минимальные"; отслеживание кредитного риска и качества активов по всему банку, так как их низкое качество может привести к уменьшению капитала, сокращению способности к заимствованию и более высоким затратам на приобретение привлеченных средств. Преимущество усложненного управления активами и пассивами состоит в том, что оно соответствует конкурентной стратегии и предполагает способность банка "инициировать" и "влиять".
Основными задачами эффективного управления активами и пассивами являются:
- управление кратко- и долгосрочной ликвидностью банка;
- поддержание и повышение рентабельности банка;
- управление достаточностью и структурой капитала банка;
- управление затратами банка;
- оптимизация и снижение налогового бремени.
Цель эффективного управления активами и пассивами – предотвращение или исправление дисбаланса и защита от рисков банковской деятельности путем анализа последствий генеральной стратегии банка по структуре баланса и его рентабельности.
Процесс управления активами и пассивами можно представить следующим образом (Рис. 3.2).
Рис. 3.2.- Модель управления активами и пассивами
Следует отметить, что для осуществления эффективного управления активами и пассивами требует наличия точной и достаточной информации как из внутренних, так и внешних источников.
При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, а внутренняя – для отслеживания выполнения политики по управлению активами и пассивами, оценки необходимости изменений в политике и осуществления новых сделок.
Необходимая банкам управленческая информация по источникам ее получения представлена в Таблице 3.1
Таблица 3.1.- Необходимая информация для управления активами и пассивами
Внешние источники |
Внутренние источники |
Экономические отчеты: общие прогнозы; деловая активность в сфере услуг; правительственная политика; международные аспекты |
Анализ увеличения активов и пассивов: объемы и цены (абсолютный уровень и на основе спредов) активов/пассивов, увеличившихся за период; сравнение с планом/бюджетом и данными за прошлые периоды; тенденции объема и спреда |
Финансовые рынки: процентные ставки, валютный курс и цены акций; ситуация на вторичном рынке инструментов, выпушенных банком и основными конкурентами; распределение кредитного риска на вторичном рынке; отсутствие последовательности (инновации, институциональные изменения); поводы для прений и напряжения |
Соответствие регулирующим нормам: капитал; ликвидность; пределы по несовпадению сроков; пределы по валютной позиции; соответствие внутренним целям финансовой структуры. Ожидаемые меры по приведению фактических данных в соответствие с внутренними и внешними нормами и целевыми значениями |
Регулирование, налогообложение и учет: ожидаемое влияние изменений в регулировании на гибкость при УАП; издержки по изменениям в регулировании, налогообложении,'учете; защита от неблагоприятных изменений |
Позиция по процентному риску: текущая позиция; анализ чувствительности текущей позиции к изменениям в процентных ставках; ожидаемое изменение позиции от ожидаемого увеличения деятельности; чистая корректировка, необходимая для поддержания (гипотетической) нейтральной позиции по ставке; закрытие нейтральных позиций при различных сценариях движения процентных ставок |
Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы соответствующие подразделения банка, занимающиеся управлением активами и пассивами, могли:
- установить текущие и будущие риски;
- количественно определить величину рисков;
- проанализировать
результаты и определить
- разработать
дальнейшие сценарии для
Таким образом, управление активами и пассивами должно обеспечиваться всей финансовой политикой и стратегией банка, а усложнение его деятельности, быстрый рост процентных ставок и изменений валютного курса значительно обостряет влияние рыночных рисков на конечные результаты, что приводит к возникновению особой функции "управление активами и пассивами".
3.2. Построение
эффективной организационной
Для эффективной организации функции управления пассивами, а также активами и пассивами в целом необходимо:
- установить
четкие полномочия и круг
- выделить персонал и ресурсы с соответствующими полномочиями, навыками и квалификацией;
- определить процесс принятия решений;
- установить требования к управленческой информации;
- построить соответствующую организационную структуру.
Правильное построение организационной структуры управления как пассивами, так и активами обеспечивает адекватное распределение полномочий и обязанностей между соответствующими подразделениями банка и уровнями управления рисками, что позволяет полнее реализовать возложенные на них функции.
Процесс принятия решений по управлению пассивами показан на Рисунке 3.3.
Рис. 3.3.- Принятие решений по управлению пассивами
Принятые решения должны выполняться функциональными подразделениями или подкомитетами.
Реализация функции эффективного управления пассивами предполагает в современных условиях создание особой организационной единицы – специального комитета при Совете директоров (Правлении банка) – Комитета по управлению активами и пассивами (КУАП) или ALCO.
В развитых странах первоначально функция управления пассивами реализовывалась путем введения должности старшего финансового сотрудника (СФС). Требования к знаниям и навыкам лица, выдвигаемого на должность СФС, менялись по мере укрепления этой функции в банке. Первоначально должностные обязанности предусматривали расширенный контроль в области учета, налогов, планирования доходов, управления активами и пассивам. По мере эволюции роли СФС в направлении стратегического планирования, финансирования капитала и казначейства первостепенной его задачей становится управление стратегией, развитие и внедрение финансовой политики, умение разбираться в торговых операциях банка, хеджировании.
Комитет по управлению активами и пассивами несет ответственность за определение совокупного объема рисков и их распределение, санкционирование стратегии риска, политики по управлению рисками и общего предела риска. Иными словами, Комитет по управлению активами и пассивами несет ответственность за положение банка в области риска и прибыли. Он анализирует условия функционирования банка и определяет стратегию, отвечающую целям банка.
В структуру Комитета по управлению активами и пассивами должны входить: комитет по управлению рыночными рисками с отделом по управлению рыночными рисками; комитет по кредитному риску с отделом по управлению кредитными рисками, казначейство.
Структуру Комитета по управлению активами и пассивами можно представить следующим образом (Рисунок 3.4).
Рис. 3.4.- Структура Комитета по управлению активами и пассивами
Комитеты по управлению рыночными, кредитными рисками и казначейство подчиняются ALCO, каждый из них несет ответственность за управление рисками, входящими в их компетенцию. Отделы по управлению рыночными и кредитными рисками выполняют всю необходимую работу, связанную с анализом, отслеживанием рисков, установлением допустимых пределов риска и т.д.
Казначейство осуществляет управление ликвидностью банка. Его основной целью является формирование баланса финансовых ресурсов, исходя из задач текущего планирования и стратегического развития, их оптимальное распределение по видам активов и пассивов на основе ликвидности, максимальной доходности и минимальной стоимости, сбалансированного графика платежей и поступлений, а также контроль за обеспечением планируемого уровня прибыли.
Концепция казначейства предполагает два подхода. При следовании первому казначейство создается как технологически замкнутая система, которая осуществляет планирование и управление финансовыми потоками. При втором подходе казначейство рассматривается как надстроечная система с теми же задачами, но управляющая финансовыми потоками в режиме взаимодействия с самостоятельно функционирующими подразделениями в структуре банка.
Рис 3.5.- Функции отдела управления рыночными рисками
Заседания ALCO должны проходить не реже двух раз в месяц. Ход заседаний необходимо фиксировать в подготавливаемых по специальной форме протоколах. Разработанные комитетом документы утверждаются Советом директоров (Правлением банка).
В состав участников ALCO должны входить руководители различных подразделений и отделов, ответственные за привлечение и размещение средств и управление рисками. Потенциальных участников АЛКО можно представить следующим образом:
- председатель
банка (главный исполнительный
- заместитель председателя банка;
- финансовый директор;
- руководитель казначейства;
- руководитель отдела рыночных рисков;
- руководитель отдела кредитных рисков;
- руководитель кредитного отдела;
- руководитель
отдела стратегического
- руководитель службы внутреннего контроля;
- другие руководители высшего уровня.
Необходимым условием успешного управления активами и пассивами является организация системы точной и регулярной информации и отчетности. При ее отсутствии ALCO будет не в состоянии реализовывать цели своей деятельности. Не существует идеального, единого для всех банков набора требований, предъявляемых к предоставляемой информации и отчетам. Однако ALCO должен иметь в обязательном порядке следующие документы:
1) Отчет о чувствительности
баланса к изменению
2) График сроков
погашения активов и пассивов,
чувствительных к изменению
3) Управленческая информация по ликвидности, и в частности:
- отчет о состоянии
позиции по первичным и
- график погашения активов и пассивов;
- ретроспективные
данные по источникам и
4) Отчетность по проблемным активам:
- отчет о просроченных
кредитах по срокам
- отчет о созданных
резервах на покрытие
- отчет о списании кредитов и других активов.
5) Информация по процентным ставкам:
- анализ стоимости привлеченных средств;
- обзор текущих банковских процентных ставок;
- информация
о процентных ставках у
6) Экономическая информация:
- анализ состояния кривой рыночной доходности;
- прогноз инфляции;
- анализ развития рынка ценных бумаг в разрезе секторов (рынок государственных, корпоративных ценных бумаг).
Таким образом, правильное построение организационной структуры управления пассивами (также активами и пассивами в комплексе) обеспечивает более полное распределение полномочий и обязанностей между соответствующими подразделениями банка и уровнями управления рисками, что позволяет полнее реализовать стоящие перед ними задачи. Управление активами и пассивами координирует решения, определяющие норму риска, которую выбирает банк, чтобы достичь поставленных целей в области прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.
В рыночных условиях коммерческие банки должны уделять серьезное внимание привлечению ресурсов и для этого:
- разрабатывать
собственную депозитную
- особое внимание
в процессе осуществления
- разнообразить виды вкладов;
- расширять банковские
услуги для привлечения
- проводить эффективную
процентную политику, не снижающую
доходность банка и
Главными видами привлеченных финансовых ресурсов являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (так называемые депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций) и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений посредством межбанковского кредита и ссуд ЦБ РФ.
Управление пассивами банка обеспечивает всю финансовую политику и стратегию банка. При этом правильное построение организационной структуры управления финансовыми ресурсами обеспечивает адекватное распределение полномочий и обязанностей между соответствующими подразделениями банка и уровнями управления рисками, что позволяет полнее реализовывать вложенные на них функции.