Пассивные операции банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы исследование пассивных операций коммерческих банков и методы управления ими.
В соответствии с целью дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
− исследовать сущность и роль пассивных операций в формировании ресурсов коммерческих банков;
− раскрыть порядок формирования банковских ресурсов;
− рассмотреть зарубежный опыт формирования ресурсной базы банков;
− провести анализ депозитных операций на примере АО «Цеснабанк»;
− охарактеризовать деятельность АО «Цеснабанк» и его внешней среды;
− проанализировать финансовое состояние АО «Цеснабанк»;
− провести анализ динамики, состава и структуры депозитов в депозитном портфеле АО «Цеснабанк»;
− представить совершенствование политики формирования ресурсов в коммерческих банках;
− выявить проблемы коммерческих банков в проведении пассивных операций и их анализе;
− предложить возможные пути решения проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Пассивные операции банков и их анализ.doc

— 750.00 Кб (Скачать файл)

Существуют следующие  методы, представленные ниже, которые рекомендуется  использовать в банковской деятельности. Системный подход применяется как способ упорядочения проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи между ними.

Основой комплексного подхода  является рассмотрение проблем формирования ресурсов в их связи и взаимозависимости  с использованием методов исследований. Данный подход является главной составляющей деятельности банка, направленной на формирование ресурсов.

Логика развития банковского  сектора Казахстана позволяет предположить совершенствование банковского  и налогового законодательства, рационализацию контрольно − надзорных функций, развитие банковской инфраструктуры, усиление конкуренции, консолидацию рынка рост доверия населения к банкам, опережающие темпы роста обслуживания населения и предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса. Также наблюдается рост потребностей населения в кредитах и депозитах, и повышение кредитоспособности и платежеспособности граждан, в связи с ростом их доходов.

При определении целевых  ориентиров развития на 2010 год Банк исходит из анализа развития казахстанской  экономики за предшествующие периоды, обобщения прогнозов и сценариев  функционирования и развития экономики и рынков в будущем. [23, с. 19]

В будущем АО «Цеснабанк» планирует продолжать придерживаться стратегию «внутренней экспансии», что подразумевает увеличение объемов кредитования юридических и физических лиц за счет аккумулирования кредитных ресурсов на внутреннем казахстанском рынке, а также привлечение новых клиентов.

Приоритетными направлениями  АО «Цеснабанк» в ближайший год будет являться реализация и совершенствование персональных схем обслуживания клиентов, которые позволят обеспечить комплексное и качественное обслуживание корпоративных клиентов на всех этапах их бизнеса. Продолжится практика постоянных взаимоотношений с клиентурой для лучшего понимания рынка и адаптации банковских продуктов к потребностям клиентуры. Ориентация на индивидуальные потребности компаний позволит и далее рассчитывать на расширение круга клиентов, увеличение остатков и оборотов по их счетам, более частое пользование кредитными услугами Банка.

Стратегия развития АО «Цеснабанк» будет направлена на достижение следующих задач:

− формирование ресурсов, в первую очередь за счет клиентов вкладчиков, активно использующих весь спектр предоставляемых услуг;

− наращивание сбалансированных ресурсов, за счет средств клиентов.

В условиях контроля над банком, осуществляемого его учредителями, проблема формирования собственной кредитной и депозитной политик, встает перед банком особенно остро. Учредители, контролирующие банк, оказывают на него давление, преследуя при формировании его кредитной и депозитной политик, собственные интересы, противоположные интересам банка.

Учредители стремятся выдать как можно больше кредитов по низкой процентной ставке, и привлечь, как можно больше депозитов, с низком процентов вознаграждения. Таким образом, они заставляют банк формировать в кредитный и депозитный портфель, низкокачественных, неработающих кредитов, и в свою очередь снизить свою депозитную базу.

Кредитная и депозитная политики, является основой всего процесса управления за деятельностью коммерческого банка, т.е. его отправным моментом. Формирование кредитной и депозитной политик, означает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса принятия решения. Анализ депозитных линий, обычно осуществляется на основе колеблющейся базе, с погашениями полностью или частично задолженности. В этой связи проведение операций на межбанковском рынке рассматривается с точки зрения активного управления ликвидностью Банка, а не только как источник дохода. Работа на межбанковском рынке в 2012 году будет проводиться в основном с постоянным кругом надежных банков-контрагентов.

Все вышеизложенное благоприятствует развитию формирования ресурсов АО «Цеснабанк», в связи с этим, в дальнейшей перспективе банк будет успешно  развиваться и повышать также  свою конкурентоспособность. 

 

                                                     Заключение

 

 

Эффективное управление пассивами предполагает осуществление  грамотной депозитной политики. Специфика  этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести  нередко жесткую конкуренцию  за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов. Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам.

Депозитные услуги, связанные  с хранением свободных денежных средств клиентов на банковских счетах с условием начисления определенных процентов на них, являются одними из старейших, традиционных банковских услуг. Привлеченные средства коммерческих банков покрывают по различным оценкам от 70 до 90 процентов всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Мобилизуя временно свободные средства  юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют  потребность народного хозяйства  в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите. Структура привлеченных средств зависит как от специфики банка, так и от изменений связанных с появлением новых способов аккумуляции временно свободных денежных средств.

Безопасность проведения депозитных операций, их надежность, аккумуляция временно свободных денежных средств, осуществляется с целью их последующего размещения и стремления получить доход не любой ценой, а с учетом реалий рынка, на котором он осуществляет свою деятельность.

Каждый из этапов формирования депозитной базы коммерческого банка непосредственно связан с обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса.

В контексте данного  вопроса также необходимо отметить, что важным фактором, определяющим ликвидность банка, является качество его депозитной базы. Критерием качества депозитов является их стабильность.

Чем больше стабильная часть  депозитов, тем выше ликвидность  банка, поскольку в этой части  аккумулированные ресурсы не покидают банк.

В завершении, исследуя зарубежный опыт формирования ресурсной базы банков, можно сделать вывод, что важнейшим  инструментом депозитной политики является процент. Более того, процент по депозиту должен учитывать уровень инфляции. Чем надежнее пассивы, то есть чем больше срок и сумма депозитов, тем больший процент гарантирует банк.

В соответствии со своей  стратегией, Цеснабанк в течение  нескольких лет достиг значительные качественные изменения, поставив на более  высокий уровень систему управления рисками и корпоративного управления.

С целью создания современного финансового института, соответствующего высоким стандартам прозрачности и  корпоративного управления, в состав совета директоров АО «Цеснабанк» избраны  два независимых директора - нерезидента  Республики Казахстан с опытом работы в крупнейших финансовых институтах мира. 

В результате реализации убедительной и последовательной бизнес-стратегии, в мае 2010 года авторитетный международный  финансовый журнал «Euromoney» назвал Цеснабанк  одним из банков с лучшим менеджментом в Центральной, Восточной Европе и Центральной Азии - номинация «Best Managed Companies 2010». Эта награда свидетельствует о признании высокого профессионализма команды Цеснабанка. Будучи приверженным высоким стандартам ведения бизнеса и обслуживания клиентов, Банк нацелен на долгосрочный успех, достижение которого обеспечивается эффективной и ответственной работой более 1500 сотрудников. 

Цеснабанк продолжал  активно развивать филиальную сеть, которая в отчетном году пополнилась  новыми современными офисами. На конец года Цеснабанк представлен на казахстанском рынке банковских услуг 19 филиалами и 59 дополнительными офисами.

В первой главе дипломной  работы исследованы теоретические аспекты формирования сущности и роли пассивных операций в формировании ресурсов коммерческих банков, рассмотрен порядок формирования банковских ресурсов, раскрыто понятие, сущность депозитов и депозитной политики коммерческих банков, ознакомлены с зарубежным опытом формирования ресурсной базы банков.

Во второй главе дипломной работы проведен анализ депозитных операций на примере АО «Цеснабанк», проведена характеристика деятельности Банка и его внешней среды, проведен Анализ динамики, состава и структуры ресурсной базы Банка, а также представлены основные направления депозитной политики Цеснабанка.

В третьей главе дипломной  работы представлено совершенствование политики формирования ресурсов в коммерческих банках, выявлены проблемы коммерческих банков в проведении пассивных операций и их анализе и предложены возможные пути решения проблем.

Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках в 2008-2010 гг., вызванная глобальным дефицитом  ликвидности, проверила казахстанские  банки на устойчивость. Крайне важно  отметить, что Цеснабанк в меньшей  степени оказался подвержен внешним обстоятельствам ввиду того, что доля международных заимствований банка незначительна в сравнении со средним показателем банковского сектора.

В непростых для казахстанских  банков условиях Цеснабанку удалось  не только избежать оттока клиентских депозитов осенью 2009 года, но и увеличить депозитную базу. Именно депозиты клиентов были и остаются одним из основных источников фондирования банка. Это свидетельствует о высоком доверии к банку со стороны клиентов. Понижение странового рейтинга Казахстана рейтинговым агентством Standard & Poor’s, а также неблагоприятная обстановка на международных и местных финансовых рынках не могла не сказаться на действиях международных рейтинговых агентств по отношению к казахстанским банкам. Однако, несмотря на тенденцию понижения рейтингов большинства банков. Цеснабанк получил подтверждение всех своих кредитных рейтингов.

Депозиты АО «Цеснабанк» открывают Вам новые возможности в решении вопросов эффективного управления Вашими деньгами. Уникальная депозитная программа для всей семьи позволит Вам сберечь и увеличить свой капитал.

Текущие счета и депозиты клиентов составляют 66,6 процентов от общей суммы обязательств, в суммарном выражении 80 313123 тысяч тенге;

По даны годовой финансовой отчетности Цеснабанка по состоянию на 31 декабря 2009 года депозиты клиентов Банка составляли на общую сумму 3 564 613 тысяч тенге (в 2008 году 3 043 013 тысяч тенге), были заблокированы в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитам и забалансовым кредитным инструментам, предоставленным Банком. Концентрация текущих счетов и клиентов по состоянию на 31 декабря 2009 и 2008 годов Банк не имеет клиентов, на долю каждого из которых приходиться более 10 процентов от совокупного объема остатков по текущим счетам и депозитам клиентов.

По состоянию на 31 декабря 2010 года депозиты клиентов Банка на общую сумму 4 545 839 тысяч тенге (2009 год 3 563 613 тысяч тенге) служат обеспечением исполнения обязательств по кредитам и забалансовым кредитным инструментам, предоставленных Банком. По состоянию на 31 декабря 2010 года Банк имеет 13 клиентов (2009 год 8 клиентов), счета и депозиты которых составляют 10 процентов капитала. Совокупный объем остатков по счетам и депозитам указанных клиентов по состоянию на 31 декабря 2010 года составляет 65 495 853 тысяч тенге (31 декабря 2009 года 45 280 497 тысяч тенге).

Если же говорить о  планах на 2012 год, то перед Банком стоят  задачи, направленные на улучшение  качественных показателей: повышение  конкурентоспособности предоставляемых  услуг, ориентированность на клиента, совершенствование внутренних процедур и бизнес-процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1 Захаров В.С.Регулирование деятельности коммерческих банков и их ликвидность// Деньги и кредит.№6 май 2009г. С 18-36

2 Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995г. № 2444(с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2011г.)

3 Борисов С.М., Коротков И.А. Банковская система Казахстана: состояние  и перспективы // Банки Казахстана 2006 №8 июнь 2010 г. с 14-24

4   Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в Республике Казахстан // Банки Казахстана. – №7.2003

5   Лаврушин, О.И. Основы банковского дела / О.И. Лаврушин. – Москва КНОРУС, 2008. – с 384

6   Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстана» от 30 марта 1995г. № 2155 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2011.)

7   Банковское дело. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина. - 3-е издание, перераб. И доп.-М.: КНРОУС, 2009. с. –  352

8 Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система Казахстана: состояние и перспективы// Банки казахстана.№8 июнь 2010г. С 28-36

9    Калимуллина Ф.Ф., Сагитдинов М.Ш. К вопросу об анализе  деятельности анализе коммерческого банка // Банковское дело. – №10. 2002

10 Постановление Правительства Республики Казахстан «О  концепции развития финансового сектора Республики Казахстан» №753 от 28 июля 2003 с 17-19

11   Давлетова М.Т. Кредитная деятельность банков в Казахстане: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2001. – 186с.

12   Стратегия развития коммерческого банка / Стрельцова Н.Т., Кравченко  Н.А., Новоселов А.С. и др.; Под ред. А.С. Маршаловой, Н.А. Кравченко. – Новосибирск: ЭКОР, 2003.с. 155

13   Овчаров А.О. Организация управления рисками в коммерческом банке //  Банковское дело. –  №1 2007..с56–87

14  Банковское дело. Учебник./Под ред. Лаврушина О.И. – Москва. Финансы и статистика, 2003.с. 969–123

Информация о работе Пассивные операции банков