Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:48, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
•дать определение пенсионной системы, раскрыть ее значение;
•исследовать историю развития пенсионной системы России;
•проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
•провести анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;
•выявить основные проблемы и недостатки пенсионной системы;
•рассмотреть концепцию оптимальной пенсионной системы;
•разработать предложения по реформированию пенсионной системы России с целью ее совершенствования.
Глава 1. Сущность и история развития Пенсионной системы в России……………………………………………………………………………...5
1.Понятие и значение Пенсионной системы РФ……………………5
2.История развития Пенсионной системы………………………….12
3.Эволюция Пенсионной системы в мировой практике…………..17
Глава 2. Пенсионная система России на современном этапе…………………19
2.1. Анализ состояния Пенсионной системы на современном этапе…19
2.2. Основные проблемы и недостатки Пенсионной системы РФ…….23
Глава 3. Совершенствование Пенсионной системы в России………………..25
3.1. Концепция оптимизация Пенсионной системы РФ……………….25
3.2. Пути совершенствования Пенсионной системы в России………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………33
Третий этап становления
В современных условиях развития мировой экономики одним из актуальных направлений исследования становится изучение процесса реформирования пенсионных систем, что обусловлено ухудшающейся демографической ситуацией в мире, увеличением риска возникновения финансового кризиса, а также ростом финансовых пенсионных нагрузок и страховых тарифов.
В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система,
основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется "Pay as You Go" (PAYG), что можно перевести как "выплата по ходу"14. Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта "первая опора" становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам - "второй опоре", основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан - так называемой третьей опоре пенсионной системы.
Пенсионное
обеспечение любой страны имеет
ряд особенностей — организационных,
финансовых и других. Объединяющим
общим началом для всех стран
выступает «трехуровневая»
Государственному страхованию подведомственно, как правило, все население страны или его отдельные категории (например, государственные служащие).
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой некоммерческие организации. Сфера их действия распространяется на ограниченный контингент участников. Обычно в этой роли выступают трудовые коллективы крупных предприятий, компаний или целых корпораций, объединенные профсоюзами.
Третий элемент системы в лице страховых организаций занимает нишу личного страхования, которое осуществляется в индивидуальной форме или для групп граждан.
На
современном этапе
Швеция
и Великобритания достигли наибольшего
успеха в процессе реформирования своих
пенсионных систем. Эти два государства
перестроили часть своих
Глава 2. Пенсионная система России на современном этапе
2.1 Анализ состояния Пенсионной системы на современном этапе
Пенсионное
обеспечение в Российской Федерации
реализуется через систему
Пенсионное обеспечение, в свою очередь, должно быть ориентировано, во-первых, на удовлетворения материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду. На уровень пенсионного обеспечения в конкретный период времени в равной мере влияют социально-экономическое положение страны, демографическая ситуация, система оплаты труда, налоговое законодательство. Иными словами, размер и условия выплаты пенсий отражают все стороны жизни современного общества.
В
настоящее время в России используется
так называемая распределительная
система пенсионного
Как известно, 1 января 2002 г. В Российской Федерации идет реформирование пенсионной системы. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а работодателей за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсии не давала работнику возможности зарабатывать нормальную пенсию, так как она лишь перераспределяла средства между группами граждан с различным уровнем доходов. Предполагаемая в ходе реформы пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их заработной платы и уплаченных пенсионных взносов.
Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работы работника, как в старой модели, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. При такой схеме взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход, до тех пор, пока плетельщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая обеспечит выплату пенсии.
Это должно стимулировать работников и, следовательно, работодателей к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и выведению скрытой части заработной платы из тени, тем самым, увеличивая поступления средств для выплаты пенсий пенсионерам.
Необходимость проведения пенсионной реформы в Российской Федерации была вызвана также и расточительным характером действующего пенсионного обеспечения. Многочисленные льготы и привилегии, установленные для отдельных категорий работников (условия выхода на пенсию и ее оплаты; введение всевозможных надбавок и повышений; установление льготно периода исчисления стажа; включение в стаж, наряду с работой, иных периодов и т.п.), превратились в один из существенных факторов, приводящих к низкому уровню размеров пенсии. Чтобы повысить уровень пенсионного обеспечения объективной дифференциации размеров пенсий нужно устранить неоправданные «излишества» (нестраховые льготы и привилегии) пенсионной системы.
Как показали результаты проведения реформы, в настоящее время положение пенсионеров не улучшилось. Если в 2002 г. Средний размер пенсии составлял 32% от средней заработной платы, то в настоящее время – всего 25%.15
На сегодняшний день многие
пенсионеры продолжают
Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили до 47 % по отношению к расходам федерального бюджета.16
Как уже было отмечено, источником покрытия этих расходов являются страховые взносы в виде Единого Социального Налога одновременно с получением в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.
Бюджет Пенсионного фонда относится к динамичной категории. Он обладает характерными особенностями и изменяется под воздействием самых различных социально-демографических и территориальных факторов.
Во-первых, доходная часть бюджета Пенсионного фонда может постоянно расти по мере создания новых предприятий, новых рабочих мест, осуществления деятельности, связанной с увеличением доходов, облагаемых ЕСН.
Во-вторых, снижение базовой ставки ЕСН (с14 до 6%) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может привести к нарушению текущей сбалансированности Пенсионного фонда в части обеспечения средствами ЕСН затрат на выплату базовой части трудовых пенсий. В этом случае возникает необходимость реагирования и устранения такого дисбаланса. Так, например, в доходной части бюджета Пенсионного фонда на 2006 г. учтены средства федерального бюджета на покрытие недостатка средств базовой части пенсии в сумме 183,9 млрд руб. и страховой части трудовой пенсии в сумме 74,5 млрд руб.17
В-третьих, в бюджете Пенсионного фонда на отдельные годы могут быть предусмотрены средства федерального бюджета на финансирование дополнительного ежемесячного материального обеспечения и улучшения материального положения некоторых категорий граждан, имеющих особые заслуги перед родиной (в 2006 г. такая сумма достигла до 14,8 млрд руб.)18
В-четвертых, начиная с 2007 г. уже не планируется отвлечение средств Пенсионного фонда на оказание адресной поддержки неработающим пенсионерам, на оказание дополнительной медицинской помощи, поскольку на финансирование указанных мероприятий предусмотрены средства федерального бюджета, которые поступают в Фонд обязательного медицинского страхования.
В-пятых,
в доходной части бюджета Пенсионного
фонда также учитываются
В
расходную часть бюджета
Российской
пенсионной системе присущ голографический
способ фиксации предметов материального
мира, т.е. она отображает весь спектр
явлений социально-
Существующая пенсионная система имеет много недостатков, к которым можно отнеси:
В рамках реформирования пенсионной системы 1 января 2002 г. вступили в действие законы, обеспечивающие формирование новой модели пенсионного обеспечения. Вместе с тем, несмотря на кардинальные социально-экономические перемены, связанные с переходом к рыночным отношениям, система оценки пенсионных прав при назначении досрочных пенсий не претерпела радикальных изменений, поскольку были сохранены льготные элементы, не стимулирующие застрахованных лиц к «зарабатыванию» достойных пенсионных прав.
Информация о работе Пенсионная система РФ и ее реформирование