Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа
Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых общественных фондах потребления и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Причины создания Пенсионного фонда Российской Федерации и основные этапы его развития. 6
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации. 8
1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации. 10
2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 13
2.2. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации. 17
2.3. Анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год. 24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
3.1. Тенденции развития Пенсионного фонда Российской Федерации. 33
3.2. Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
3) управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Правление ПФР утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 09.10.2000. №118 «О создании управлений ПФР в федеральных округах» созданы управления Пенсионного фонда России в 7 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном), утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе.
Основными задачами управления
Пенсионного фонда в
Исполнительной дирекции подчиняются отделения в республиках
в составе РФ, отделения в национально
– государственных и административно-
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующие особенности.
1. Средства бюджета
Пенсионного фонда Российской
Федерации являются
2. Бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации
При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
3. В составе бюджета
Пенсионного фонда Российской
Федерации отдельно
4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций – на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Доходы бюджета фонда формируются за счет следующих источников:
Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.
Порядок использования временных свободных средств, размер резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также порядок его формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т. е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев. В связи с этим актуальна проблема изучения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации.
Финансовую устойчивость пенсионного фонда как фонда денежных средств можно определить как постоянное соответствие текущих доходов и резервов, формируемых за счет страховых взносов, бюджетных средств и прочих поступлений, расходам по выплате пенсий, определенным величиной и структурой долгосрочного социального риска. Таким образом, проблема обеспечения финансовой устойчивости может рассматриваться как возникновение дефицита средств в определенный период времени.
Рассмотрим основные характеристики, особенности формирования и динамику бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации с 2002 года по плановый период 2009 года.
Таблица 1
Основные характеристики
бюджета Пенсионного фонда
Год |
Доходы, млн. рублей |
Темп прироста доходов, % |
Расходы, млн. рублей |
Темп роста расходов, % |
2002 |
815 476,1 |
100,0% |
789 621,1 |
100,0% |
2003 |
843 140,8 |
103,4% |
804 076,4 |
101,8% |
20041) |
1 000 316,6 |
122,7% |
946 640,2 |
119,9% |
2005 |
1 349 601,0 |
165,5% |
1 299 113,3 |
164,5% |
2006 |
1 637 580,0 |
200,8% |
1 537 357,1 |
194,7% |
2007 |
1 946 817,3 |
238,7% |
1 786 457,0 |
226,2% |
20081) |
2 621 075,4 |
321,4% |
2 378 681,3 |
301,2% |
20091) |
3 282 951,1 |
402,6% |
3 041 483,4 |
385,2% |
Информация о работе Пенсионный фонд РФ: его цели, задачи и система организации