Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа
Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых общественных фондах потребления и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Причины создания Пенсионного фонда Российской Федерации и основные этапы его развития. 6
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации. 8
1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации. 10
2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 13
2.2. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации. 17
2.3. Анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год. 24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
3.1. Тенденции развития Пенсионного фонда Российской Федерации. 33
3.2. Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики.
1) приводятся данные,
рассчитанные на основе
Из таблицы видно, что доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2002 по 2007 год увеличились с 815 476,1 млн. руб. до 1 946 817,3 млн. руб. В период до 2009 года планируется повысить доход до 3 282 951,1 млн. руб. Таким образом, темп роста доходов ПФР с 2002 по 2007 год включительно составил 238,7%, а в планируемый период до 2009 года составит 402,6%.
Анализируя расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2002 по 2009 год расходы растут в темпах сопоставимых с доходами фонда. Таким образом, расходы в период с 2002 по 2007 год возросли с 789 621,1 млн. руб. до 1 786 457,0 млн. руб. В прогнозируемый период до 2009 год планируется повысить расходы до 3 041 483,4 млн. руб. Сбалансированность бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации обеспечивается сопоставимыми показателями темпов прироста доходов и расходов фонда, что наглядно иллюстрирует рис.1.
Рис. 1. Темпы прироста доходов и расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации
Сбалансированность бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации ежегодно обеспечивается за счет переходящего остатка средств бюджета фонда по состоянию на 1 января каждого года, а также средств федерального бюджета, перечисляемых (предполагаемых к перечислению) в фонд на покрытие дефицита в связи с недостатком средств на выплату базовой и страховой части трудовой пенсии. На участии федерального бюджета в финансировании ПФР остановимся подробнее.
Таблица 2
Удельный вес межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в составе доходов Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый 2009 год.
Год |
Доходы, млн. рублей |
Трансферты федерального бюджета, передаваемые ПФР, млн. рублей |
Удельный вес межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, % |
2002 |
815 476,1 |
331 603,2 |
40,7% |
2003 |
843 140,8 |
348 217,2 |
41,3% |
20041) |
1 000 316,6 |
432 136,8 |
43,2% |
2005 |
1 349 601,0 |
650 070,8 |
48,2% |
2006 |
1 637 580,0 |
768 391,2 |
46,9% |
2007 |
1 946 817,3 |
919 878,9 |
47,3% |
20081) |
2 621 075,4 |
1 401 666,6 |
53,5% |
20091) |
3 282 951,1 |
2 053 995,6 |
62,6% |
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики.
1) приводятся данные, рассчитанные на основе Федеральных законов «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации».
Из таблицы видно, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в последние годы формируется в значительной степени за счет ассигнований из федерального бюджета, а не только за счет страховых взносов. В 2002 году доля средств федерального бюджета в общем объеме доходов фонда составляла 40,7%, в 2006 году – 46,9%, а по бюджету 2009 года – 62,6%. Прослеживается тенденция ежегодного увеличения удельного веса межбюджетных трансфертов, из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Такое положение возникает в силу возложения государством на указанный фонд, кроме функций страховщика в сфере обязательного социального страхования, также и функций по отдельным выплатам нестрахового характера, финансируемым за счет ассигнований из федерального бюджета. Значительное участие федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует о ее нестраховом характере, поскольку финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Снижение ставки единого
социального налога с 1 января 2005 года
привело к существенному
На втором месте находятся доходы от поступления страховых взносов, на размер которых (доходов) в свою очередь влияют:
Существенное влияние на поступление страховых взносов оказывают объем и тенденции формирования фонда оплаты труда. Как известно в основе формирования фонда оплаты труда лежит уровень зарплаты. Однако в период трансформации экономики России заработная плата, по существу, прекратила выполнять свою основную функцию – функцию воспроизводства рабочей силы, следствием чего явилось сужение финансовой базы формирования доходной части бюджета фонда, формируемой за счет страховых взносов, и, соответственно, обострение проблемы поддержания его финансовой устойчивости.
Влияние на поступление
страховых взносов оказывают та
Таблица 3
Показатели пенсионного обеспечения по численности населения.
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (на конец года): |
||||||
всего, тыс. человек |
38432 |
38164 |
38184 |
38313 |
38325 |
38467 |
в процентах к предыдущему году |
99,5 |
99,3 |
100,1 |
100,3 |
100 |
100,4 |
Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения |
265,1 |
264,7 |
266,1 |
268,4 |
269,5 |
270,9 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Из таблицы видно, что численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения, имеет тенденцию к росту, соответственно возрастает нагрузка на доходную часть бюджета ПФР в части перераспределения страховых взносов между страховой и накопительной составляющей трудовой пенсии в пользу последней.
На пенсию начало выходить послевоенное поколение, не участвующее в реформе пенсионного обеспечения и не имеющее заслуг ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны для получения «достаточно высокой пенсии». В силу происшедших в России экономических преобразований, это поколение незначительно увеличило количество людей, получающих льготную пенсию. Страховая часть трудовой пенсии этой категории граждан незначительна, так как период внесения страховых взносов, поступивших на индивидуальные лицевые счета в Пенсионном фонде Российской Федерации, был крайне непродолжительным. В связи с этим численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается.
С учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий, проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более очевидной. Нарастание несбалансированности бюджета фонда складывается под влиянием фактора снижения доли отчислений на пенсионные цели с заработной платы, поскольку размер страховых взносов, основные параметры их начисления, включая предельную величину облагаемых выплат и шкалу регрессии, непосредственно увязаны с размером единого социального налога и с порядком его начисления. Объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, по мере роста заработной платы будет сокращаться по отношению к фонду оплаты труда, в то время как обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться и накапливаться опережающими темпами по отношению к указанным объемам средств.
Рассматривая статьи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации можно сделать вывод, что выплаты пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов фонда.
Таблица 4
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в составе расходов Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый 2009 год.
Год |
Расходы, млн. рублей |
Расходы бюджета ПФР на пенсионное обеспечение, млн. рублей |
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение, % |
2002 |
789 621,1 |
661 730,0 |
83,8% |
2003 |
804 076,4 |
776 445,8 |
96,6% |
20041) |
946 640,2 |
932 699,0 |
98,5% |
2005 |
1 299 113,3 |
1 265 186,0 |
97,4% |
2006 |
1 537 357,1 |
1 492 806,0 |
97,1% |
2007 |
1 786 457,0 |
1 727 530,0 |
96,7% |
20081) |
2 378 681,3 |
2 112 088,8 |
88,8% |
20091) |
3 041 483,4 |
3 039 519,3 |
99,9% |
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики.
1) приводятся данные,
рассчитанные на основе
Помимо расходов связанных с пенсионным обеспечением средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на: доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР; выплату социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; капитальные вложения и проектные работы; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности; подготовку и переподготовку кадров; содержание органов фонда; иные цели.
Оценивая объем расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на пенсионное обеспечение уместно сопоставить их с объемом ВВП.
Таблица 5
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП.
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Расходование средств |
||||||
всего, млн. руб. |
661730 |
776446 |
932699 |
1265186 |
1492806 |
1727530 |
в процентах к ВВП |
6,1 |
5,9 |
5,5 |
5,9 |
5,6 |
5,2 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Из таблицы видно, что удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП, характеризующий уровень эффективности пенсионной системы страны, имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Подробно рассмотрим
особенности доходов и расходов
ПФР, их структуру на примере исполнения
бюджета Пенсионного фонда
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации по исполнению бюджета на 2007 год осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно основным задачам бюджетной и социальной политики, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.05.2006 «О бюджетной политике в 2007 году».
Бюджет фонда на 2007 год был утвержден Федеральным законом от 19.12.2006 № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» (далее – закон о бюджете ПФР). Доходы бюджета фонда составили 1 946 817,3 млн. рублей, или 101,7% от показателя, утвержденного законом о бюджете ПФР. Расходы бюджета ПФР составили 1 786 457,0 тыс. рублей (100,2 % к бюджетным назначениям).
В 2007 году общая численность пенсионеров увеличилась на 142,1 тыс. человек и по состоянию на 31.12.2007 составила 38,5 млн. человек. Число получателей социальной пенсии увеличилось на 189,9 тыс. человек (за 2006 год – на 152,6 тыс. человек) в связи с переходом в данную категорию получателей трудовых пенсий по случаю потери кормильца и по инвалидности.
Информация о работе Пенсионный фонд РФ: его цели, задачи и система организации