Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:19, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обоснована тем, что качественные изменения, которые происходят в стране, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть устоявшиеся представления о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.
Основной целью работы является изучение роли Пенсионного фонда в в финансировании социальной сферы. В соответствии с целью перед нами ставятся следующие задачи:
В первой главе работы будет проводится ознакомление с организацией пенсионной системы, также в этой главе будет описано современное кризисное состояние системы;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра "Теория финансов"
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина финансы
Тема № 22
Название темы: Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы.
Москва 2013
Оглавление
Переделайте текст под тот план который я вам сделала, мне кажется п. 1.1. может стать параграфом 3.1., а в первую главу добавить теории.
Во второй сделайте анализ по исполнению бюджета Пенсионного фонда, у Вас будет хорошая практическая часть и третья по предложениям, информации масса, так как идет пенсионная реформа, во и пишите что станет лучше и совершеннее. Пишите небольшие выводы после каждой главы.
Свою работу берите за основу, и добавьте информации с цифрами во вторую главу. С учетом всех рекомендаций может получиться очень достойная работа.
В современном обществе существуют отдельные слои населения, для которых постоянная или временная материальная поддержка, осуществляемая путем проведения мероприятий социального страхования, является необходимой. Внебюджетные фонды существуют во многих развитых странах, в том числе и в Российской Федерации.
Государственные внебюджетные фонды РФ — это денежные фонды, с помощью которых государство осуществляет финансовую деятельность, распределяет и использует средства для решения государственных задач. В соответствии со ст. 144 Бюджетного Кодекса Российской Федерации одним из внебюджетных фондов РФ является Пенсионный фонд Российской Федерации. Необходимо отметить, что для полноценного осуществления внебюджетным фондом своих полномочий требуется непрерывный контроль за деятельностью всех его подразделений, включая 8 Управлений в Федеральных округах, 81 отделения в субъектах РФ и почти 2500 территориальных управлений1.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР – Пенсионный фонд России) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Фонд является самостоятельным небанковским финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» (далее – Положение), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». Вместе с тем, согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации2. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Актуальность выбранной темы обоснована тем, что качественные изменения, которые происходят в стране, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть устоявшиеся представления о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.
Основной целью работы является изучение роли Пенсионного фонда в в финансировании социальной сферы. В соответствии с целью перед нами ставятся следующие задачи:
Прежде чем приступить к изучению современного состояния российской пенсионной системы, сначала хотелось бы ознакомиться с основными характерными особенностями организации данной системы. Одной из приоритетных обязанностей любого государства является создание достойных условий жизни своим гражданам после периода их трудовой деятельности. Во исполнение этой функции государство осуществляет выплату денежного пособия нетрудоспособной части населения (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца и т. д.), которое называется пенсией. Пенсия призвана обеспечить уровень жизни, соизмеримый с периодом трудовой деятельности. Для разных категорий граждан существуют различные виды трудовых пенсий.
Пенсионная система России в современном виде как совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, введена в 2002 году. По масштабу решаемых задач, по сложности структуры, а также вследствие частых изменений нормативных и законодательных положений пенсионную систему России в настоящее время можно отнести к категории трудно поддающихся исследованию систем. По канонам теории систем, это многопараметрическая, многокритериальная система с многочисленными и изменчивыми ограничениями, со сложной, разветвленной иерархической структурой, функционирующая в неопределенной и конфликтной среде.
Основой пенсионной системы является пенсионное страхование, которое имеет целью формирование источников финансирования пенсий. Как и пенсионное страхование, пенсионная система имеет две формы – обязательную и добровольную. Обязательное пенсионное страхование (ОПС) имеет силу закона и охватывает все категории населения. Добровольную форму принято называть добровольным пенсионным обеспечением (ДПО). ДПО имеет два отличия от ОПС:
– во-первых, добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному;
– во-вторых, размер взносов определяет не государство, а сам застрахованный (гражданин). Страховщиками по системе ДПО выступают негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
Обязательное пенсионное страхование осуществляется государством. Добровольное пенсионное обеспечение осуществляется на негосударственной основе, но регулируется государством. Назначение негосударственного пенсионного обеспечения заключается в выплате пенсий гражданам в дополнение к государственным пособиям. Средства для выплаты негосударственных пенсий формируются за счет регулярных взносов работодателей и дохода от инвестирования пенсионных резервов.
Для государственного управления пенсионными средствами и сохранения прав граждан на пенсионное обеспечение, в 1990 году образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), имеющий в настоящее время свыше 2,5 тысяч территориальных органов (в каждом регионе и каждом районном центре России). Бюджет государственного Пенсионного фонда РФ утверждается федеральным законом и не входит в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов3.
Основные функции ПФР – аккумулирование и управление средствами по обязательному пенсионному страхованию граждан, назначение и выплата им пенсий. Источниками формирования пенсионного фонда являются страховые (или пенсионные) взносы, вносимые ежемесячно работодателями (предприятиями) при начислении зарплаты. ПФР открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счет, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы.
1.2 Кризис пенсионной системы страны и его причины
Система пенсионного страхования в Российской Федерации действует в ныне существующем виде с 1 января 2002 г. С этого момента было положено начало очередному, принципиально новому этапу в развитии системы пенсионного обеспечения России. Ранее существующая модель была признана неэффективной, не отражающей объективно трудовой вклад каждого из работающих граждан в развитие экономики страны, уравнительной. Новая модель предполагала учет при формировании пенсионных прав размера заработка каждого застрахованного на всем протяжении трудовой деятельности, введение в пенсионную схему накопительной составляющей, создание системы индивидуального (персонифицированного) учета данных о застрахованных лицах. Предполагалось, что нововведения повысят заинтересованность граждан в формировании собственной пенсии, обеспечат финансовую устойчивость системы пенсионного страхования. Десять лет реализации данной концепции не оправдали возложенных на них надежд. В пенсионной системе, как снежный ком, нарастает комплекс проблем. В рамках данной статьи рассмотрим основные проблемы, существующие на данный момент в пенсионной системе России и факторы, влияющие на нее.
На систему пенсионного страхования воздействует комплекс факторов как внешних к пенсионной системе, так и присущих ей самой. К внешним факторам, в первую очередь, необходимо отнести демографическую составляющую. Существенное влияние на состояние пенсионной системы оказывает, в первую очередь, соотношение числа лиц трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста. Согласно прогнозам Федеральной службы государственной статистики доля населения трудоспособного возраста в процентах от численности населения сократится с 61,7 % в 2011 г. до 55 % в 2031 г. Соответственно доля населения старше трудоспособного возраста вырастет с 22 % в 2011 г. до 28,8 % в 2031 г.4.
Таким образом,
коэффициент демографической
Следующим серьезным фактором, воздействующим на систему пенсионного страхования, является существенный теневой сектор экономики, в первую очередь, теневая занятость. Так называемые «серые зарплаты» приводят к недопоступлению существенных сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР). Это не позволяет как в должной мере обеспечить финансирование выплаты пенсий нынешним пенсионерам, так и сформировать в должном объеме пенсионные права работающих граждан.
Также на сбалансированность пенсионной системы влияют такие внешние факторы, как основные макроэкономические параметры, структура занятости, производительность труда, темп инфляции, номинальный размер заработной платы и другие. Самой системе пенсионного страхования присущи следующие проблемы:
Во-первых, не сбалансирован тариф страховых взносов для самозанятых граждан. Размер уплачиваемых ими страховых взносов (из расчета установленного законодательством минимального размера оплаты труда) не позволяет им сформировать пенсионные права в объеме, позволяющем претендовать на достойную пенсию в будущем. В то же время, размер уплачиваемых ими взносов не позволяет ПФР использовать их для финансирования выплаты пенсии вышедшим на пенсию гражданам.
Во-вторых, одной из острых проблем остается неурегулированность вопроса о назначении досрочных пенсий широкому кругу застрахованных лиц. В связи с выходом на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста около 10 % пенсионеров пенсионная система несет большую дополнительную финансовую нагрузку. С одной стороны, доходы ПФР уменьшаются на сумму неуплаченных страховых взносов за период с момента фактического выхода застрахованного лица на пенсию до момента достижения им общеустановленного пенсионного возраста. С другой стороны, в это же время возрастают расходы ПФР на сумму выплачиваемых таким гражданам трудовых пенсий по старости. Еще одной существенной проблемой является неоправдавшая возложенных на нее надежд накопительная составляющая трудовой пенсии. В качестве основных причин сложившейся ситуации мы можем выделить:
1) недоверие государству со стороны граждан. Население не восприняло с энтузиазмом возможность самостоятельно определять судьбу своих пенсионных накоплений. Большая часть застрахованных граждан превратилась в так называемых «молчунов» – лиц, которые никак не выразили своего мнения по выбору субъекта инвестиционного рынка, которому они доверили бы для управления средства своих пенсионных накоплений. И, по умолчанию, средства таких граждан инвестируются Государственной управляющей компанией (ГУК). ГУК, хотя и обеспечивает более высокий уровень гарантии сбережения средств пенсионных накоплений, располагает более узким набором инвестиционных инструментов, имеет более низкую доходность и, самое главное, испытывает чрезмерное давление от нарастающего объема пенсионных накоплений, достающихся ей для инвестирования (с учетом четко очерченного узкого круга инструментов для инвестирования).
В настоящее время пенсионные накопления застрахованных лиц распределяются следующим образом: в ГУК остается 71,6 % совокупных пенсионных накоплений граждан (1358 млрд руб.), в негосударственных управляющих компаниях (УК) – 1,4 % (26,3 млрд руб.), в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) – 27 % (510,7 млрд руб.)6. То есть с каждым годом объем пенсионных накоплений, остающихся у государственной УК, сокращается, но темп изменений крайне невысок;
2) отсутствие
грамотно проведенной
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы