Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:19, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обоснована тем, что качественные изменения, которые происходят в стране, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть устоявшиеся представления о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.
Основной целью работы является изучение роли Пенсионного фонда в в финансировании социальной сферы. В соответствии с целью перед нами ставятся следующие задачи:
В первой главе работы будет проводится ознакомление с организацией пенсионной системы, также в этой главе будет описано современное кризисное состояние системы;
3. Разработка эффективного
законодательства в сфере
4. Создание условий для
формирования конкурентной
5. Разработка доступных
и простых путей перехода и
перевода накоплений из одного
пенсионного фонда в другой, в
том числе и государственный,
а также организация
3. Состояние и перспективы развития пенсионной системы
В экспертном сообществе главной макроэкономической угрозой считают проблему дефицита пенсионной системы. Однако это недостаточно обосновано, поскольку дефицит Пенсионного фонда РФ обусловлен комплексом внутрисистемных и внешних факторов в первую очередь макроэкономических.
Не решена главная проблема пенсионной
1. Ликвидация бедности
и нищеты. Решение проблемы бедности пенсионеров
в социальном государстве традиционно
осуществляется на субсидиарной основе:
свои пенсионные права гражданин
должен зарабатывать самостоятельно,
но если их не хватит для получения законодательно
установленного пенсионного
2.Стимулирование трудовой активности каждого участника пенсионной системы к формированию собственных пенсионных прав. Для решения этой сложной задачи необходимо сформировать целевые критерии этих прав. Понятно, что это не может быть пенсионный минимум, который гарантируется всем. Но это не может быть и произвольный, политически, социально или конъюнктурно установленный размер пенсии (как в советское время для людей, выработавших полный трудовой стаж и имевших какие-либо заслуги перед обществом).
Таким критерием для страховой системы в продвинутой зарубежной практике обычно принимается уровень замещения утраченного заработка, который позволяет сохранить привычный материальный уровень жизни в старости. Для этого применяется специальный показатель коэффициент замещения. В различных странах, исходя из исторически сложившихся социально-политических особенностей, его величина различается, но в мире принят стандарт: коэффициент замещения должен составлять не менее 40% утраченного заработка работника.
Хотелось бы
изучить анализ российской государственной пенсионной сис
Состояние пенсионной системы России
Если сравнивать размер пенсии с прожиточным минимумом пенсионера, то проблема бедности пенсионеров практически решена в 2010 г., когда была установлена социальная доплата к пенсии для всех категорий пенсионеров, размер трудовой пенсии которых не достигает прожиточного минимума пенсионера в регионе. Но из-за повышения нижней границы размера пенсионных выплат при одновременном замораживании верхней границы базы начисления страховых взносов (до сих пор он установлен на уровне 1,6 среднестатистической зарплаты и ежегодно индексируется) были ликвидированы стимулы к формированию собственных пенсионных прав (таблица №4). Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что по размеру вновь назначаемые пенсии ниже предшествующих. Так, если в 2002 г. среднестатистическая трудовая пенсия составила 1481,7 руб., то средний показатель назначенных в этом же году лишь 1295,9 руб. За десятилетие эти различия не были нивелированы.
Таблица 4
Размер среднестатистических выплачиваемых и назначенных трудовых пенсий (в расчете на конец года, руб. в месяц)11
Трудовая пенсия |
Назначенные в отчетном году | |||||||
всего |
по старости |
по случаю потери кормильца |
по инвалидности |
всего |
по старости |
по случаю потери кормильца |
по инвалидности | |
2002 |
1481,7 |
1590,3 |
789,1 |
1153,7 |
1295,9 |
1494,8 |
798,3 |
989,3 |
2003 |
1773,8 |
1908,2 |
1008,0 |
1360,6 |
1523,6 |
1780,0 |
134,8 |
1144,5 |
2004 |
2060,6 |
2216,7 |
1217,5 |
1573,8 |
1797,7 |
2039,5 |
1316,0 |
1358,4 |
2005 |
2575,1 |
2763,6 |
1490,5 |
1976,9 |
2278,8 |
2556,1 |
1437,0 |
1748,7 |
2006 |
2894,8 |
3098,8 |
1690,2 |
2179,0 |
2561,8 |
2930,6 |
1620,2 |
1934,7 |
2007 |
3737,3 |
3972,7 |
2111,1 |
2863,6 |
3313,6 |
3571,1 |
2031,2 |
2614,4 |
2008 |
4652,2 |
4909,7 |
2754,2 |
5481,4 |
4152,8 |
4407,2 |
2775,5 |
3216,7 |
2009 |
6314,3 |
6630,1 |
3727,0 |
4767,1 |
5582,9 |
5878,7 |
3654,0 |
4407,3 |
2010 |
7810,6 |
8165,7 |
4809,6 |
5100,4 |
6442,3 |
6810,0 |
4314,5 |
5087,2 |
2011 |
8509,7 |
8876,0 |
5323,3 |
5496,8 |
6920,9 |
7324,1 |
4549,8 |
5502,8 |
Особенно наглядно потеря пенсионных прав проявляется в страховой части трудовой пенсии, то есть без учета уравнительного влияния фиксированного базового размера страховой части трудовой.
Причины отставания пенсий по новым назначениям от пенсий, назначенных ранее, заключаются в следующем:
Наряду со снижением
размера новых назначенных
Таблица 5
Распределение занятых по найму в зависимости от размера заработка12
2012 |
2013 |
2020 |
2030 | |
Численность занятых по найму (млн чел.) |
46,55 |
46,35 |
45,79 |
45,77 |
Среднемесячная заработная плата (руб.) |
26 402 |
29 562 |
60 502 |
133 920 |
Численность занятых по найму (млн чел.) с заработной платой: |
||||
ниже средней в экономике (65,3 %) |
30,35 |
30,22 |
29,86 |
29,84 |
равной средней в экономике (6,7%) |
3,13 |
3,11 |
3,07 |
3,07 |
выше средней в экономике (28,0 %) |
13,07 |
13,02 |
12,86 |
12,85 |
Наряду с негативным влиянием зарплатного фактора, снижение размера новых назначений пенсии в действующей пенсионной системе обусловлено сокращением продолжительности стажа более чем на четыре года (только за последнее десятилетие). Это следствие безработицы и теневой занятости. В итоге, не имея объективной возможности вырабатывать принятые на международном уровне пенсионные нормы по стажу, данные категории работников априори лишаются права на достижение коэффициента замещения, определенного рекомендациями Международной организации труда.
Наряду с
отмеченным выше негативным влиянием
на выполнение институциональных функций пенс
Так, в 2013 г. дефицит пенсионной системы запланирован на уровне 1,07 трлн руб., в 2014 2015 гг. он составит 1,1 -1,2 трлн руб. По отношению к объему ВВП недостаток собственных средств в долгосрочной перспективе прогнозируется на уровне 2,1-2,3%. Следует отметить, что с макроэкономических позиций размер такого дефицита вполне управляем, он не может послужить сколь нибудь значимой причиной финансовой дестабилизации в стране. Однако сохранение такого дефицита неотвратимо ведет к снижению коэффициента замещения средней трудовой пенсии с 38 до 23% средней заработной платы в экономике. В связи с этим необходимо выявить факторы формирования данного дефицита.
Возможности
финансирования пенсионной
Рассмотрим
институциональные причины дефицита Пенсионного фонда РФ.
Государственное регулирование внешних факторов развития пенсионной системы предусматривает:
Эксперты Всемирного
банка с конца XX в. формируют убеждение,
что при солидарно-
Но демографический
кризис прогнозировали и в конце
XX в., и во втором десятилетии XXI в., а
последние прогнозы демографов относятся
уже к середине XXI в. Чтобы нивелировать
негативные демографические последствия
для долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, рекомендуется
отказаться от базового принципа солидарности
поколений в пользу индивидуально-накопительных
способов пенсионного
Первый параметр продолжительность жизни населения в возрасте выхода на пенсию (55 лет у женщин, 60 лет у мужчин)13. В 2016 г. этот показатель составит 22,1 года, а к 2030 г. прогнозируется на уровне 22,5 года, то есть в течение этого времени среднестатистический пенсионер будет получать пенсию. Второй параметр численность наемных работников. С 46,3 млн. человек в 2012 г. их число снизится к 2030 г. до 40,8 млн. и сохранится на таком уровне до 2040-х годов. Поэтому до 2030 г. нагрузка пенсионной системы на работающих по найму будет расти, а к началу 2030-х годов численность получателей трудовой пенсии окончательно сравняется с численностью основных плательщиков наемных работников.
Чтобы ответить
на вопрос, насколько это критично
для стабильности пенсионной
Почему соотношение
пенсионеров по труду и отчисляющих
в Пенсионный фонд РФ в данный момент почти
один к одному? Ответ простой: платят не
все занятые. По данным Росстата, удельный
вес населения в трудоспособном возрасте
(88,8 млн. человек) составляет 62,6% численности
постоянного населения, доля лиц старше
трудоспособного возраста 21,4%, то есть
на 100 человек старше трудоспособного
возраста в 2012 г. приходилось 292 человека
в трудоспособном (соотношение 1:2,92). Однако,
как уже было сказано, не все платят в Пенсионный фонд. Чтобы показать, насколько
это критично для стабильности пенсионной
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы