Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обоснована тем, что качественные изменения, которые происходят в стране, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть устоявшиеся представления о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.
Основной целью работы является изучение роли Пенсионного фонда в в финансировании социальной сферы. В соответствии с целью перед нами ставятся следующие задачи:
В первой главе работы будет проводится ознакомление с организацией пенсионной системы, также в этой главе будет описано современное кризисное состояние системы;

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая работа.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

Но в действительности каждый пятый из получающих трудовую пенсию не достигает общеустановленного пенсионного возраста. Это получатели досрочных пенсий по старости в соответствии со ст. 27  28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионеры по инвалидности и по случаю потери кормильца. Таким образом, на рынке труда на 100 пенсионеров приходится порядка 255 трудоспособных граждан (соотношение 1:2,55). Отсюда следует, что необходимый тариф страховых взносов должен быть увеличен до 15,7%. Отметим, что данная величина ниже, чем в европейских странах.

Однако уровень  занятости трудовых ресурсов в экономике  России составляет около 70%, то есть лиц, за которых должны уплачиваться взносы, почти на 1/3 меньше, чем формально трудоспособных граждан. Таким образом, нагрузка системы обязательного пенсионного страхования  соотношение численности занятых в экономике и получателей трудовых пенсий  должна пропорционально возрасти и составить 1,83 (соотношение 1:1,83). Для поддержания финансовой устойчивости такой системы (обеспечивает пенсию на уровне 40%) тариф отчислений от фонда заработной платы должен пропорционально возрасти и составить 21,8%.

Но не все  занятые в российской экономике  уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а индивидуальные предприниматели, численность которых постоянно возрастает, формируют свои пенсионные права на льготных основаниях  исходя из минимального размера оплаты труда. В результате величина отчислений этой группы граждан более чем в 3 раза ниже отчислений среднестатистического наемного работника. Таким образом, основная нагрузка по финансовому обеспечению системы обязательного пенсионного страхования лежит на работающих по найму гражданах.

Снижение тарифа страховых взносов без сокращения численности пенсионеров и размера  пенсий возможно только при увеличении численности уплачивающих взносы.

Вернемся к  прогнозу на 2030 г. По оценкам, численность населения в трудоспособном возрасте составит 77,7 млн. человек, то есть на 100 пенсионеров по труду будет приходиться 167 человек в трудоспособном возрасте. Если все они будут в полной мере выплачивать взносы в Пенсионный фонд, то требуемый тариф составит 24%, то есть фактически сегодняшний уровень нагрузки.

Достижению  финансовой стабилизации будет способствовать последовательное сокращение и ликвидация скрытой оплаты труда. В 2000-  2003 гг. величина скрытой оплаты труда постепенно снижалась с 59,3 до 45,5% фонда заработной платы, но с 2006 г., после проведения налоговой реформы (снижения ставки единого социального налога в Пенсионный фонд РФ на 8 п. п.), доля скрытой оплаты труда выросла до 54,9% к 2010 г. При этом ее удельный вес в ВВП постоянно рос: с 11,09% в 2000 г. до 13,9% в 2010 г.

Начисление  взносов на скрытую оплату труда принесло бы в бюджет Фонда свыше 1,4 трлн руб., при условии, что дефицит в 2013 г. составит менее 1,1 трлн руб. Это позволило бы в пределах указанной суммы в два раза увеличить индексацию всех видов пенсий.

Анализ показывает, что для обеспечения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ необходимо принять меры по изменению демографических, экономических и социальнотрудовых факторов, то есть направленных, с одной стороны, на увеличение численности населения, способного к трудовой деятельности, а с другой  на более активное вовлечение всех секторов рынка труда в активное формирование собственных пенсионных прав на основе легализации заработной платы. Однако экономический эффект от этих мер проявится только в средне или даже в долгосрочной перспективе. Поэтому особое внимание государство должно уделять тем факторам, на которые оно может повлиять.

Меры  стабилизации пенсионной системы

В сложившихся  экономических и демографических  условиях невозможно создать эффективную пенсионную систему только путем параметрических реформ внутри государственной пенсионной системы. Без адекватного изменения демографических и макроэкономических факторов с учетом заданных параметров пенсионной системы любые эксперименты по сбалансированности ее бюджета сведутся либо к повышению тарифа страховых взносов, либо к поиску незарплатного/ общеналогового источника финансирования, либо к различным способам сокращения численности пенсионеров (повышение возраста, увеличение требований по стажу, замораживание индексации пенсии, секвестирование пенсионных прав работающих пенсионеров и т. п.).

Рассмотрим, как  внешние и внутренние факторы  могут влиять на сбалансированность пенсионной системы. Внутренние факторы преодоления дефицита Пенсионного фонда РФ. Сразу оговоримся, что оптимизация условий формирования пенсионных прав в данной ситуации принципиальной роли не играет, поскольку при недостатке финансовых ресурсов ее стабилизирующее влияние на бюджет Пенсионного фонда будет незначительным.

Если основываться на базовом принципе страховой пенсионной системы  адекватности пенсионных обязательств накопленным страховым правам, то к причинам недостатка финансовых ресурсов (таблица № 6) можно отнести:

    • недостаточность 4 п. п. тарифа на финансирование базовой составляющей трудовой пенсии;
    • отвлечение 6 п. п. тарифа из распределительного компонента пенсионной системы на накопительную часть трудовой пенсии, финансовое бремя которого в связи с этим увеличивается;
    • недостаточность тарифа для выплаты досрочных и льготных пенсий;
    • недостаточность тарифа на страховую часть трудовой пенсии (около 5 п. п.).

Эти проблемы, выражающиеся в недостаточности тарифа на все  основные виды выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ, обусловлены влиянием внешних факторов, на которые пенсионная система не может воздействовать.

За время, прошедшее  после пенсионной реформы 2002 г., эффективный тариф на страховую часть трудовой пенсии снизился с 9,85% (в 2002 г.) до 9,34% (в 2009 г.). Причиной стало длительное отсутствие индексации границ базы для начисления страховых взносов (они были пересмотрены единожды в 2005 г.). Дополнительным фактором снижения эффективного тарифа на страховую часть стал отток средств в накопительный компонент пенсионной системы, так как с 2002 г. в структуре численности застрахованных лиц увеличилась доля лиц, родившихся после 1967 г.

Вследствие  несбалансированной тарифной политики финансовая устойчивость пенсионной системы в современных условиях  текущая и долгосрочная  основана на субсидиарной поддержке за счет трансфертов из федерального бюджета. Текущий дефицит бюджета ПФР по собственным средствам составит в 2014 г. 1,1 трлн руб., или 1,5% ВВП. Таким образом, недостаточность тарифа составит 7,7% фонда заработной платы. В течение всего прогнозного периода до 2050 г. дефицит и как доля ВВП, и выраженный в п. п. тарифа  увеличится по сравнению с уровнем 2014 г. Удерживать долю дефицита на нынешнем уровне удастся лишь за счет постепенного снижения коэффициента замещения и невыполнения ориентиров по увеличению соотношения пенсии и минимального прожиточного минимума (таблица № 7).

Таблица 6

Причины дефицита бюджета ПФР в расчете на 2013 г. (млрд руб.)14

Дефицит бюджета ПФР

-1070,4

в том числе:

 

ФБР

-583,4

доходы

1434,0

в том числе:

 

солидарная часть тарифа

1104,2

трансферт по выпадающим доходам

329,9

расходы

2017,4

в том числе:

 

выплата ФБР

1906,8

в том числе досрочникам  по старости

145,0

расходы на погребение

7,8

начисленные, но не уплаченные страховые взносы

3,9

обеспечение текущей  деятельности фонда

99,0

СЧТП

-487,0

доходы

1694,2

в том числе:

 

страховые взносы

1661,9

дополнительный тариф  на досрочников

24,7

расходы

2181,2

выплата СЧТП  без валоризации

2181,2

в том числе досрочникам  по старости

177,0


 

 

При этом дефицит  страховой части трудовой пенсии меньше, чем дефицит ее фиксированного базового размера. Однако в долгосрочной перспективе доля дефицита по страховой  части трудовой пенсии возрастет  вдвое  до 1% ВВП, а по ее фиксированному базовому размеру  до 1,3 % ВВП.

Исходя из проведенного анализа причин формирования дефицита страховой пенсионной системы для решения проблемы финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств нужно устранить выявленные факторы, формирующие данный дефицит: недостаточный страховой тариф на сформированные пенсионные права пенсионеров (несбалансированная тарифная политика), правовые основания для нестрахового перераспределения пенсионных прав (льготные и досрочные виды пенсий). Также необходимо компенсировать финансовые ресурсы, изымаемые из солидарного перераспределения на формирование индивидуальнонакопительных прав будущих поколений.

Таблица 7

Прогноз дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ15

 

2014

2015

2020

2030

2040

2050

Всего, млрд. руб.

1107,1

1229,8

3 063

6 386

13 292

24 175

в % ВВП

1,5

1,5

2,3

2,1

2,2

2,2

в % тарифа с действующим  «потолком»

7,7

7,7

11,8

11,1

11,5

11,5

в том числе:

           

дефицит по ФБР, млрд. руб.

707,1

775,9

1836

3577

7697

13 674

в % ВВП

1,0

1,0

1,4

1,2

1,3

1,3

в % тарифа

4,9

4,9

7,1

6,2

6,7

6,5

дефицит по СЧТП, млрд. руб.

400,0

453,9

1227

2 808

5595

10 501

в % ВВП

0,5

0,5

0,9

0,9

0,9

1,0

в % тарифа

2,8

2,8

4,7

4,9

4,8

5,0


 

 

В то же время  отдельные эксперты рассматривают альтернативные варианты решения проблемы дефицита: ограничение индексации пенсионных прав и пенсий (в частности, переход от индексации по темпу роста зарплаты на инфляцию), повышение пенсионного возраста, невыплата (либо какое-либо ограничение) трудовых пенсий работающим пенсионерам, расширение индивидуально-накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и т. п. Однако подобные альтернативные варианты параметрических реформ неизбежно сталкиваются с институциональными противоречиями в страховой пенсионной системе, базовым принципом которой должна служить эквивалентность размера трудовых (страховых) пенсий сформированным пенсионным правам в трудоспособный период застрахованного лица. На практике это означает, что при увеличении трудового стажа работника и сокращении периода дожития (периода реализации страховых прав) ему должны вернуть весь объем прав, только за более короткий период. В противном случае это не страхование.

Требует решения  вопрос об изменении тарифа для лиц, уплачивающих страховые взносы в  фиксированном размере (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, частные детективы и др.), который существенно ниже обычного страхового взноса, хотя указанные категории граждан пользуются тем же объемом пенсионных прав, что и остальные застрахованные лица. Здесь возможны два варианта  выравнивание тарифа страхового взноса для всех категорий застрахованных лиц либо установление для льготных категорий добровольного пенсионного страхования (вместо обязательного) в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Основной вывод, который следует из анализа условий  развития отечественной пенсионной системы, состоит в том, что выполнение функций по материальному обеспечению пенсионеров в страховой пенсионной системе и ее долгосрочная устойчивость зависят от макроэкономического и демографического развития страны. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о распространении системы обязательного пенсионного страхования на все категории трудовых ресурсов (государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих силовых ведомствах, по аналогии с государственными гражданскими служащими, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию на общих основаниях). Это позволило бы ликвидировать проблему дефицита Пенсионного фонда РФ, поскольку страховые отчисления в отношении новых категорий застрахованных лиц стали бы поступать в текущем периоде, а обязательства по их пенсионному обеспечению возникли бы через 15 - 20 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Система пенсионного страхования  в Российской Федерации действует  в ныне существующем виде с 1 января 2002 г. С этого момента было положено начало очередному, принципиально новому этапу в развитии системы пенсионного обеспечения России. Ранее существующая модель была признана неэффективной, не отражающей объективно трудовой вклад каждого из работающих граждан в развитие экономики страны, уравнительной. Новая модель предполагала учет при формировании пенсионных прав размера заработка каждого застрахованного на всем протяжении трудовой деятельности, введение в пенсионную схему накопительной составляющей, создание системы индивидуального (персонифицированного) учета данных о застрахованных лицах. Предполагалось, что нововведения повысят заинтересованность граждан в формировании собственной пенсии, обеспечат финансовую устойчивость системы пенсионного страхования. Десять лет реализации данной концепции не оправдали возложенных на них надежд. В пенсионной системе, как снежный ком, нарастает комплекс проблем. В рамках изучаемого анализа рассмотрим основные проблемы, существующие на данный момент в пенсионной системе России и факторы, влияющие на нее.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы