Пенсионный фонд, его сущность, механизм формирования и использования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда РФ
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России………...6
1.2 Развитие Пенсионного фонда РФ……………………………………9
Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития
2.1 Организационно-правовые основы деятельности ПФ РФ..………13
2.2 Цели и задачи Пенсионного фонда РФ……………………….........17
2.3 Порядок формирования доходов бюджета ПФ РФ………………..20
2.4 Направления и порядок использования средств ПФ РФ...………..29
2.5 Анализ доходов и расходов бюджета ПФ РФ……………………..33
Заключение………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 145.73 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии.

Еще одна статья расходов бюджета Пенсионного фонда, появившаяся в 2010 году, связана с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соц. доплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соц. доплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов.

Основными задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий.

 

2.5 Анализ доходов и расходов бюджета ПФ РФ

 

Проведем анализ доходов и расходов бюджета ПФ РФ в 2010 - 2012 гг. руководствуясь нижеследующими документами:

  1. Федеральный закон № 214-ФЗ25 ноября 2008 г. "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Результаты анализа представлены в таблице 2.5.1.

 

Таблица 2.5.1.

Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 - 2012 гг. (трлн. руб.)

 

Год

Общий объём доходов бюджета

Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий

Общий объём расходов бюджета

Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий

Профицит бюджета

2010г.

1,845

1,725

93,50

1,728

1,719

99,48

0,088

2011 г.

2,331

2,107

90,39

2,114

2,093

99,01

0,217

2012 г.

3,217

2,858

88,84

2,911

2,870

98,59

0,306


 

 

Анализ таблицы 2.5.1 показывает, что в составе доходов бюджета часть, не связанная с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий на 2010 г. составила 93,5%, на 2011 г. - 90,39%, а на 2012 г. - 88,84%.

В составе расходов бюджета часть, не связанная с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий в 2010 г. составила 99,48%, в 2011 г. - 99,01%, а в 2012 г. - 98,59%.

По результатам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: в доходах и в расходах бюджета в период 2010 - 2012 гг. произошло снижение части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий. Более того, анализ показывает, что в доходной части бюджета часть, не связанная с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий ниже, чем в расходной его части.

В ходе анализа прослеживается тенденция к увеличению профицита бюджета ПФ РФ.

Я считаю целесообразным рассмотреть динамику доходов и расходов бюджета ПФ РФ за период 2010 - 2012 гг.

 

Рис. 2.5.2 Динамика роста доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 - 2012 гг., (трлн. руб.)

 

Из динамики, представленной на рисунке 2.5.2., следует, что в 2010 - 2012 гг. доходы бюджета превышают его расходы, при этом просматривается тенденция к увеличению как доходов, так и расходов бюджета ПФР.

Анализ структуры доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда

Российской Федерации в 2010 - 2012 гг. представлен в таблице 2.5.3.

 

Таблица 2.5.3.

Анализ структуры доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 - 2012 гг. (трлн. руб.)

Показатель

2011 г.

2012 г.

Изменения (+,-)

Темп роста, %

Доходы

Общий объем доходов бюджета

2,331

3,217

+0,886

138,01

Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий, в т. ч.:

2,107

2,858

+0,751

135,64

- за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

1,280

1,697

+0,417

132,58

- бюджетов субъектов Российской Федерации

0,00187

0,00287

+0,001

153,48

Расходы

Общий объем расходов бюджета

2,114

2,911

+0,797

137,70

Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий, в т. ч.:

2,093

2,87

+0,777

137,12

- за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

0,000107

0,000074

-0,000033

69,16


 

 

Анализ таблицы 2.5.3 показывает, что общий объем доходов бюджета ПФР в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 0,886 трлн. руб. или на 38,01%. Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирования накопительной части объем доходов бюджета в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 0,751 трлн. руб. или на 35,64%. В т. ч., за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доходы увеличились на 0,417 трлн. руб., или на 32,58%, а за счет бюджетов субъектов Российской Федерации доходы возросли на 0,001 трлн. руб. или на 52,48%.

Что касается расходов бюджета ПФР, то общий объем расходов бюджета ПФР в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 0,797 трлн. руб. или на 37,7%. Из них, в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части объем расходов бюджета в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 0,777 трлн. руб. или на 37,12%. В том числе, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета расходы снизились на 0,000033 трлн. руб. или на 30,84%.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что на бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 г. по сравнению с 2012 г. возросла нагрузка на формирование доходов ПФР. Кроме того, анализ показывает, что в 2011 г. по сравнению с 2012 г. снижены расходы бюджета ПФР за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В 2012 году удельный вес средств федерального бюджета в общих доходах бюджета ПФР составил 62,6% против 53,4% в 2009-м. Такое повышение связано с увеличением социальных обязательств государства в 2013 году, а значит, и расходов по выплате пенсий. Демография и безработица, а также возвращение зарплат в конвертах, не позволят Пенсионному фонду России существенно повысить свои доходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

  • финансовая нестабильность;
  • слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;
  • неоправданно большой удельный вес льготных пенсий:
  • отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

По результатам исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного страхования" от 17 июля 2009 года.
  2. Федеральный закон N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года
  3. http://www.pfrf.ru/
  4. http://www.audit-it.ru/news/account/644736.html
  5. http://knowledge.allbest.ru/finance/2c0a65635b3bd68a4d43a89421316d36_0.html
  6. http://www.zachetik.ru/ref-126471-pensionnyy-fond-rf.html

 

 

 

 


Информация о работе Пенсионный фонд, его сущность, механизм формирования и использования средств