Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 144) в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
входят:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели задачи и система организации…..
6
1.1. История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ………….......
6
1.2. Сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда РФ………………………….
9
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………….
13
2.1. Формирование доходов и расходования средств Пенсионного фонда РФ...
13
2.2 Данные по доходам и расходам Пенсионного Фонда РФ за 2010-2013гг...…………………………………………………………………………...…

16
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ…………………….
20
3.1 Совершенствование пенсионной системы РФ ………………………………
3.2 Перспективные проблемы долгосрочной стратегии развития пенсионной системы РФ…………………………………………………………
20

23
Заключение…………………………………………………………………………
27
Список использованной литературы……………………………………….......
29

Вложенные файлы: 1 файл

aaaaaa.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

234,8 млрд рублей больше, чем в 2011 году;

  1. на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты

к пенсии – 33,4 млрд рублей (в 2011 году – 34,5 млрд рублей);

  1. на софинансирование формирования пенсионных накоплений

участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, – 3,9 млрд рублей (в 2011 году – 3,4 млрд рублей, в 2010 году – 2,5 млрд рублей);

  1. на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного

фонда Российской Федерации – 1,0 трлн рублей (в 2011 году – 0,9 трлн рублей);

  1. на осуществление единовременной выплаты некоторым категориям граждан в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов – 9,2 млрд рублей.

 

 

 

-РАСХОДЫ БЮДЖЕТА ПФР

На выплату пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году. На предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2012 году направлено

212,4 млрд рублей, что на 41,1 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году увеличились на 5,4 млрд рублей по сравнению с 2011 годом и составили 34,8 млрд рублей. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 325,4 млрд рублей, что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 244,5 млрд рублей, что на 7,8 млрд больше, чем в 2011 году.

Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ в 2012 году стало осуществление выплат за счет средств пенсионных накоплений граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В 2012 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд рублей, на выплату накопительной части трудовых пенсий

– 11 млн рублей, на срочную пенсионную выплату – 1,6 млн рублей.

 

Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

                         3.1. Совершенствование пенсионной системы РФ

        Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование. Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости. Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей. Индексация пенсий позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться. Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий. Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования. На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий. Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.

Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

 

3.2.Перспективные проблемы долгосрочной стратегии развития пенсионной системы РФ.

 

1. Проблема реформирования досрочных пенсий.

До сих пор треть пенсионеров по старости, пенсия которым в разные годы назначалась досрочно, не достигла общеустановленного пенсионного возраста. Каждое третье новое назначение пенсий по старости составляют получатели досрочных пенсий. Финансирование досрочных периодов отвлекает из пенсионного бюджета около четверти всех финансовых ресурсов и резко снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте.

2. Незаконченным до настоящего времени остается и реформирование накопительной составляющей трудовой пенсии, что делает ее функционирование малоэффективным и приводит к девальвации пенсионных прав застрахованных лиц, включенных в эту систему.

За многолетний период функционирования накопительного механизма абсолютное большинство застрахованных лиц так и остались пассивными участниками пенсионной системы. Из 70 млн. чел., имеющих пенсионные накопления, 63 млн. чел. (свыше 90%) по-прежнему остаются в государственной управляющей компании, лишь 0,9 млн. чел. или 1%, доверили управление накоплениями частным управляющим компаниям и 5,7 млн. чел., или 8% — НПФ. Причем, численность последних — совпадает с численностью работников естественных монополий, крупных корпораций и финансовых структур.

Добровольные пенсионные накопления в РФ узаконены еще в 1990-х годах, а обязательные пенсионные накопления имеют 9-ти летнюю историю. В то же время в отличие от международной практики экономически развитых стран активное внедрение накопительной составляющей трудовой пенсии было начато без создания полноценной правовой базы ее реализации, начиная с экономического регулирования взаимоотношений застрахованных лиц с негосударственными страховщиками и заканчивая механизмами установления, исчисления и выплаты самой накопительной части. В то время, как практика требует ее выплаты досрочникам, а через год-два — многомиллионной армии первого поколения участников пенсионных накоплений.

При этом возникает большой блок правовых и экономических вопросов, среди которых наиболее острыми являются актуарная обеспеченность выплаты пожизненных пенсий, поскольку в условиях «правового вакуума» существует риск, что вся полнота экономической ответственности за пожизненную выплату накопительной части пенсии ляжет на федеральный бюджет.

Помимо этого до сих пор не находит решения проблема гарантии сохранности пенсионных накоплений, не говоря уже об ответственности негосударственного страховщика за минимальный уровень доходности пенсионных накоплений. Частные пенсионные страховщики в странах с развитыми пенсионными системами не только гарантируют полную сохранность, но и доходность не ниже установленного минимума. Освобождены от всякой финансовой ответственности перед застрахованными лицами и учредители НПФ.

3. Проблема пенсионного возраста.

Предлагается обсуждать в обществе проблему возможного повышения пенсионного возраста с учетом реально складывающейся демографической ситуации в стране. При этом, изменение возрастной границы выхода на пенсию должно рассматриваться не столько в контексте преодоления дефицита ПФР, а сколько в качестве меры, позволяющей обеспечить населению социально приемлемый уровень пенсий в условиях увеличения продолжительности получения пенсии.

Реализовать идею повышения пенсионного возраста в случае принятия подобного решения будет невозможно и экономически нецелесообразно без предварительного решения трех основных проблем:

1. выделения из общей системы пенсионного страхования института досрочно назначаемых пенсий по условиям труда с обязательным сохранением сформированных пенсионных прав (например, посредством перевода досрочных пенсий в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где работодатели уплачивают дифференцированные страховые взносы в зависимости от величины риска наступления страхового случая);

2. оптимизации порядка выплаты  в период работы пенсий, назначаемых ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста;

3. определения адекватной «пенсионной формулы» (порядок исчисления пенсионных прав застрахованных лиц, или расчета размера пенсии), которая при увеличении пенсионного возраста не приводила бы к непропорциональному росту обязательств ПФР, не обеспеченному действующим тарифом страховых взносов.

В любом случае обсуждение вопроса о пенсионном возрасте и принятие решений должно осуществляться взвешенно, с постепенным переходом к новым возрастным границам и прежде всего с учетом интересов будущих пенсионеров. Каждому гражданину задолго до пенсии должно быть понятно, в каком возрасте он сможет выйти на пенсию и этот возраст для лиц, рожденных в одном периоде с небольшой разницей в днях рождения, не должен существенно отличаться.

Решение выделенных данных проблем, как показывает международная практика, включая преодоление последствий финансового кризиса, лежит в совершенствовании институциональных социально-страховых отношений в пенсионной системе.

Основная задача перспективного развития пенсионной системы обозначена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011 — 2013 годах», и сформулирована как необходимость «разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере, в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы».

Поскольку разработка такой стратегической программы является сложной и объемной работой, требующей всестороннего анализа сложившихся тенденций в развитии системы пенсионного обеспечения не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах, то предваряет подготовку этого документа доклад Минздравсоцразвития России «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса

Информация о работе Перспективы развития Пенсионного фонда РФ