Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:08, реферат

Краткое описание

В результате институционных преобразований, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизация у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия управленческих решений. Решение этой задачи возможно только в рамках создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы, обеспечивающей информационно-технологическую поддержку всего процесса исполнения федерального бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

11.docx

— 25.22 Кб (Скачать файл)

1. /Казначейское исполнение  бюджетов. Лемешко Е.Ю., Морозова Г.В. Код 0031.DOC Министерство образования Российской Федерации

ГЛАВА 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

 

 

В результате институционных преобразований, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизация у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия управленческих решений. Решение этой задачи возможно только в рамках создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы, обеспечивающей информационно-технологическую поддержку всего процесса исполнения федерального бюджета. Масштабность организационно-технических мероприятий определила необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 годы, которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677.

 

Полномасштабный переход  к казначейской системе кассового  исполнения бюджетов включает в себя:

 

- доведение до федеральных  органов исполнительной власти  и иных получателей средств  федерального бюджета через органы  Федерального казначейства лимитов  бюджетных обязательств и осуществления  контроля за их исполнением на основе ведения системы регистрации контрактов, договоров;

 

учет финансирования и  осуществления расходов всех федеральных  органов исполнительной власти и  иных получателей средств федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства;

 

контроль органов Федерального казначейства за внебюджетными средствами бюджетных организаций;

 

расширение круга субъектов  РФ и местных органов власти, кассовое исполнение бюджетов которых осуществляется на договорной основе органами Федерального казначейства;

 

поэтапный перевод кассового  исполнения доходов и расходов государственных  внебюджетных фондов в органы Федерального казначейства.

 

Программа развития органов  федеральной казначейства предусматривает  следующие этапы реализации:

 

Первый этап - в течение 2000-2001 годов:

 

развитие базовых условий  для функционирования органов Федерального казначейства и, прежде всего, нормативно-правовой основы казначейского исполнения федерального бюджета, а также эффективной  мобилизации и управления государственными финансовыми ресурсами на едином счете Федерального казначейства;

 

обеспечение регистрации  всех операций, связанных с поступлением доходов, а также с санкционированием  и финансированием расходов в  Главной книге федерального казначейства (далее именуется - главная книга). Для разработки главной книги  предполагается в приоритетном порядке  ввести в действие план счетов Федерального казначейства, отражающий учетную информацию в рамках бюджетной классификации  РФ, а также обеспечивающий осуществление  контрольных бухгалтерских операций;

 

- реализация отдельных  элементов учета обязательств  бюджетных учреждений по осуществлению  расходов и платежей;

 

- завершение разработки  и осуществление пилотного внедрения первоочередных решений единой информационной, телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства, позволяющих обеспечить на уровне Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и двух управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации возможность коллективной и распределенной обработки данных об исполнении федерального бюджета Российской Федерации, с учетом обеспечения гарантированной конфиденциальности информации, высокой степени безопасности и надежности данных.

 

Второй этап - в течение 2002 и 2003 годов: обеспечение учета  обязательств и кредиторской задолженности  федерального бюджета в органах  Федерального казначейства, а также  повсеместное внедрение первоочередных решений единой информационной, телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства, обеспечивающих в том числе эффективное информационное взаимодействие органов Федерального казначейства со смежными ведомственными и межведомственными автоматизированными информационными системами федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации.

 

Третий этап - в течение 2004 года: разработка и внедрение  системы обеспечения учета денежных активов, а также завершение полномасштабного внедрение технологий эффективного контроля, защиты и управления государственными финансовыми ресурсами, с учетом создания единого информационного  пространства участников бюджетного процесса и обеспечения его комплексной  безопасности.

 

В рамках реализации задачи по обеспечению управляемости и  подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, а также исходя из необходимости  получения в режиме реального  времени достоверной и оперативной  информации о состоянии государственных  финансов, необходимой для принятия управленческих решений, начиная с 2000 года осуществляется поэтапное внедрение Единого счета Федерального казначейства.

 

Концепция функционирования единого казначейского счета (ЕКС) по учету доходов и средств федерального бюджета была одобрена распоряжением Правительства РФ от 23.01.2000 г. № 107-р. Создание ЕКС по учету доходов и средств федерального бюджета является одним из главных направлений совершенствования действующей системы осуществления финансирования организаций и учреждений, состоящих на федеральном бюджете через органы Федерального казначейства, и имеет целью централизацию учета, оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.

 

ЕКС представляет собой счет Федерального казначейства, открываемый в учреждении Банка России, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ в валюте РФ по исполнению федерального бюджета. Функционирование системы органов Федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

 

- централизация доходов  и средств федерального бюджета  на едином казначейском счете,  открытом ГУФК;

 

централизация операций по учету  доходов бюджетов разных уровней, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

 

ежедневное отражение  в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и  расходам федерального бюджета, произведенным  на уровне УФК.

 

Предлагаемая технология позволит Правительству РФ иметь  ежедневную информацию о фактическом  наличии средств федерального бюджета  и произведенных расходах, необходимую  для принятия решений о финансировании приоритетных проектов и целесообразности привлечения средств на финансирование дефицита федерального бюджета. Введение нового механизма исполнения федерального бюджета не исключает возможности  открытия органам Федерального казначейства в соответствии с решениями Правительства  РФ отдельных лицевых счетов наряду с ЕКС.

 

Концепция функционирования ЕКС может быть реализована при условии создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений банка России на электронные платежи. Внедрение ЕКС предполагается осуществить в два этапа.

 

Переходный этап (1999 - 2002). На данном этапе проводятся следующие  мероприятия:

 

завершается перевод всех бюджетных учреждений и организаций  на лицевые счета, открытые в органах  Федерального казначейства;

 

осуществляется централизация  операций по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне ГУФК;

 

вводится система электронного документооборота на уровне УФК и ОФК;

 

устанавливается система  электронного обмена полноформатными  документами между учреждением  банка России и УФК в субъектах РФ в соответствии с требованиями нормативных документов;

 

проводится эксперимент  по отработке технологии централизованного  на уровне УФК учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета в наиболее подготовленных регионах, имеющих соответствующую электронную систему передачи данных ОФК и УФК и участвующих в обмене электронными документами с подразделениями расчетной сети Банка России.

 

В рамках реализации Концепции  функционирования ЕКС в 2000-2001 гг. Министерством финансов РФ была проведена работа по установлению нового порядка движения и учета средств федерального бюджета. По состоянию на 31 декабря 2001 г. в 57-ми управлениях Федерального казначейства внедрены элементы единого счета, в том числе в 50-ти - по учету доходов федерального бюджета, в 21-ом - по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства, в 16-ти - по учету расходов федерального бюджета.

 

На завершающем этапе (2002 – 2004 гг.) проводятся следующие мероприятия:

 

- объединение четырех  лицевых счетов на уровне УФК по учету налогов, распределяемых органами Федерального казначейства; доходов федерального бюджета; доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов и доходов федерального бюджета, перечисляемых на транзитный счет в учреждениях Банка России;

 

- открытие ГУФК лицевого счета – ЕКС для учета средств федерального бюджета в валюте РФ;

 

установление системы  электронного документооборота между  ГУФК и учреждением Банка России, а также ГУФК и УФК;

 

подключение учреждений Банка  России во всех субъектах РФ к системе  межрегиональных электронных расчетов;

 

обеспечение регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России и регламента работы УФК и ГУФК таким образом, чтобы зачисление средств, перечисленных ГУФК, и списание остатков неиспользованных средств по счетам УФК на ЕКС производилось в один операционный день учреждениями Банка России;

 

пересмотр совместных указаний Минфина РФ и Банка России, касающихся взаимоотношений органов Федерального казначейства, учреждений Банка России и кредитных организаций по обслуживанию счетов органов федерального казначейства;

 

внесение изменений в  нормативные документы Банка  России в части составления отчетности учреждениями Банка России и кредитными организациями.

 

В настоящее время казначейская система находится на переходном этапе внедрения ЕКС, который предполагает проведение эксперимента по отработке технологии централизованного учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета на уровне УФК в наиболее подготовленных регионах. Так, например, в Хабаровском крае Управлением Федерального казначейства был проведен ряд мероприятий, направленных на внедрение ЕКС на региональном уровне. УФК по Хабаровскому краю вступило в эксперимент по переходу на Единый расходный счет с 1 декабря 1999 г., когда УФК на едином счете № 40105 был открыт корреспондентский счет Отделению Федерального казначейства по Хабаровскому району. Опыт, накопленный в ходе эксперимента, позволил провести плавный перевод в 2000 г. остальных городских и районных отделений на единый расходный счет. В настоящее время в УФК по Хабаровскому краю обслуживается 22 корреспондентских счета отделений Федерального казначейства.

 

С 1 апреля и с 15 июня 2000 г. счета № 40102 «Доходы федерального бюджета» отделений Нанайского, Хабаровского, Верхнебуреинского и отделений города Хабаровска закрыты и платежи, поступающие на эти счета, зачисляются на счет № 40102 УФК по Хабаровскому краю. С 1 сентября 2000 г. все отделения федерального казначейства в крае переведены на единый счет № 40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами разных уровней», на который зачисляются регулируемые и нерегулируемые (ранее зачислявшиеся на счет № 40102) доходы федерального бюджета. Начиная с 2001г. платежи в государственные внебюджетные фонды зачисляются на счет № 40101, который является единым счетом по доходам УФК по Хабаровскому краю.

 

Таким образом, эксперимент  по отработке технологии централизованного  учета доходов и осуществления  расходов федерального бюджета на уровне УФК по Хабаровскому краю отработан в полном объеме. Реализован переходный этап Концепции функционирования ЕКС по учету доходов на счете № 40102 и распределению налогов и сборов, учитываемых на счете № 40101. Исполнение расходной части федерального бюджета также осуществляется с единого счета № 40105. Введение ЕКС № 40101 и № 40102 на уровне УФК по Хабаровскому краю позволило:

 

сократить количество счетов по учету доходов, открытых органам  Федерального казначейства;

 

обеспечить оперативный  анализ и на его основе более точный прогноз поступления доходов  в федеральный бюджет;

 

обеспечить оперативный  контроль за исполнением федерального бюджета по доходам;

 

устранить расхождения при  сверке оперативных отчетов органов  Федерального казначейства и учреждений Центрального банка;

 

оперативно управлять  доходами в части осуществления  возврата налогов;

 

более эффективно контролировать соблюдение законодательно установленных  нормативов распределения федеральных  регулирующих налогов по уровням  бюджетной системы.

 

Преимуществами введения ЕКС № 40105 на уровне УФК по Хабаровскому краю являются:

 

оперативный анализ финансирования расходов федерального бюджета на территории края;

 

сохранность бюджетных средств при возможности повторения финансовых кризисов, поскольку остаток средств федерального бюджета в кредитных организациях минимальный;

 

увеличение скорости получения  информации об объемах расходования средств федерального бюджета на территории Хабаровского края.

 

Значимость реализации Концепции  функционирования ЕКС для России определяется следующим:

 

информация об объемах  поступлений в консолидированный  бюджет РФ становится актуальной, поскольку  доступна информация об общем объеме налогов и сборов, поступающих  на территориях субъектов РФ, а  также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты  разных уровней по нормативам их распределения, установленных законодательством  РФ;

Информация о работе Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов