Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:08, реферат
В результате институционных преобразований, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизация у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия управленческих решений. Решение этой задачи возможно только в рамках создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы, обеспечивающей информационно-технологическую поддержку всего процесса исполнения федерального бюджета.
1. /Казначейское исполнение бюджетов. Лемешко Е.Ю., Морозова Г.В. Код 0031.DOC Министерство образования Российской Федерации
ГЛАВА 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ
В результате институционных преобразований, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизация у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия управленческих решений. Решение этой задачи возможно только в рамках создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы, обеспечивающей информационно-технологическую поддержку всего процесса исполнения федерального бюджета. Масштабность организационно-технических мероприятий определила необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 годы, которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677.
Полномасштабный переход к казначейской системе кассового исполнения бюджетов включает в себя:
- доведение до федеральных
органов исполнительной власти
и иных получателей средств
федерального бюджета через
учет финансирования и
осуществления расходов всех федеральных
органов исполнительной власти и
иных получателей средств
контроль органов Федерального казначейства за внебюджетными средствами бюджетных организаций;
расширение круга субъектов РФ и местных органов власти, кассовое исполнение бюджетов которых осуществляется на договорной основе органами Федерального казначейства;
поэтапный перевод кассового исполнения доходов и расходов государственных внебюджетных фондов в органы Федерального казначейства.
Программа развития органов федеральной казначейства предусматривает следующие этапы реализации:
Первый этап - в течение 2000-2001 годов:
развитие базовых условий для функционирования органов Федерального казначейства и, прежде всего, нормативно-правовой основы казначейского исполнения федерального бюджета, а также эффективной мобилизации и управления государственными финансовыми ресурсами на едином счете Федерального казначейства;
обеспечение регистрации
всех операций, связанных с поступлением
доходов, а также с санкционированием
и финансированием расходов в
Главной книге федерального казначейства
(далее именуется - главная книга).
Для разработки главной книги
предполагается в приоритетном порядке
ввести в действие план счетов Федерального
казначейства, отражающий учетную информацию
в рамках бюджетной классификации
РФ, а также обеспечивающий осуществление
контрольных бухгалтерских
- реализация отдельных
элементов учета обязательств
бюджетных учреждений по
- завершение разработки и осуществление пилотного внедрения первоочередных решений единой информационной, телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства, позволяющих обеспечить на уровне Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и двух управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации возможность коллективной и распределенной обработки данных об исполнении федерального бюджета Российской Федерации, с учетом обеспечения гарантированной конфиденциальности информации, высокой степени безопасности и надежности данных.
Второй этап - в течение 2002 и 2003 годов: обеспечение учета обязательств и кредиторской задолженности федерального бюджета в органах Федерального казначейства, а также повсеместное внедрение первоочередных решений единой информационной, телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства, обеспечивающих в том числе эффективное информационное взаимодействие органов Федерального казначейства со смежными ведомственными и межведомственными автоматизированными информационными системами федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации.
Третий этап - в течение
2004 года: разработка и внедрение
системы обеспечения учета
В рамках реализации задачи
по обеспечению управляемости и
подконтрольности федеральных финансовых
ресурсов, а также исходя из необходимости
получения в режиме реального
времени достоверной и
Концепция функционирования единого казначейского счета (ЕКС) по учету доходов и средств федерального бюджета была одобрена распоряжением Правительства РФ от 23.01.2000 г. № 107-р. Создание ЕКС по учету доходов и средств федерального бюджета является одним из главных направлений совершенствования действующей системы осуществления финансирования организаций и учреждений, состоящих на федеральном бюджете через органы Федерального казначейства, и имеет целью централизацию учета, оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.
ЕКС представляет собой счет Федерального казначейства, открываемый в учреждении Банка России, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ в валюте РФ по исполнению федерального бюджета. Функционирование системы органов Федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:
- централизация доходов
и средств федерального
централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;
ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне УФК.
Предлагаемая технология позволит Правительству РФ иметь ежедневную информацию о фактическом наличии средств федерального бюджета и произведенных расходах, необходимую для принятия решений о финансировании приоритетных проектов и целесообразности привлечения средств на финансирование дефицита федерального бюджета. Введение нового механизма исполнения федерального бюджета не исключает возможности открытия органам Федерального казначейства в соответствии с решениями Правительства РФ отдельных лицевых счетов наряду с ЕКС.
Концепция функционирования ЕКС может быть реализована при условии создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений банка России на электронные платежи. Внедрение ЕКС предполагается осуществить в два этапа.
Переходный этап (1999 - 2002). На данном этапе проводятся следующие мероприятия:
завершается перевод всех бюджетных учреждений и организаций на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;
осуществляется централизация операций по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне ГУФК;
вводится система электронного документооборота на уровне УФК и ОФК;
устанавливается система электронного обмена полноформатными документами между учреждением банка России и УФК в субъектах РФ в соответствии с требованиями нормативных документов;
проводится эксперимент по отработке технологии централизованного на уровне УФК учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета в наиболее подготовленных регионах, имеющих соответствующую электронную систему передачи данных ОФК и УФК и участвующих в обмене электронными документами с подразделениями расчетной сети Банка России.
В рамках реализации Концепции функционирования ЕКС в 2000-2001 гг. Министерством финансов РФ была проведена работа по установлению нового порядка движения и учета средств федерального бюджета. По состоянию на 31 декабря 2001 г. в 57-ми управлениях Федерального казначейства внедрены элементы единого счета, в том числе в 50-ти - по учету доходов федерального бюджета, в 21-ом - по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства, в 16-ти - по учету расходов федерального бюджета.
На завершающем этапе (2002 – 2004 гг.) проводятся следующие мероприятия:
- объединение четырех лицевых счетов на уровне УФК по учету налогов, распределяемых органами Федерального казначейства; доходов федерального бюджета; доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов и доходов федерального бюджета, перечисляемых на транзитный счет в учреждениях Банка России;
- открытие ГУФК лицевого счета – ЕКС для учета средств федерального бюджета в валюте РФ;
установление системы электронного документооборота между ГУФК и учреждением Банка России, а также ГУФК и УФК;
подключение учреждений Банка
России во всех субъектах РФ к системе
межрегиональных электронных
обеспечение регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России и регламента работы УФК и ГУФК таким образом, чтобы зачисление средств, перечисленных ГУФК, и списание остатков неиспользованных средств по счетам УФК на ЕКС производилось в один операционный день учреждениями Банка России;
пересмотр совместных указаний
Минфина РФ и Банка России, касающихся
взаимоотношений органов
внесение изменений в нормативные документы Банка России в части составления отчетности учреждениями Банка России и кредитными организациями.
В настоящее время казначейская система находится на переходном этапе внедрения ЕКС, который предполагает проведение эксперимента по отработке технологии централизованного учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета на уровне УФК в наиболее подготовленных регионах. Так, например, в Хабаровском крае Управлением Федерального казначейства был проведен ряд мероприятий, направленных на внедрение ЕКС на региональном уровне. УФК по Хабаровскому краю вступило в эксперимент по переходу на Единый расходный счет с 1 декабря 1999 г., когда УФК на едином счете № 40105 был открыт корреспондентский счет Отделению Федерального казначейства по Хабаровскому району. Опыт, накопленный в ходе эксперимента, позволил провести плавный перевод в 2000 г. остальных городских и районных отделений на единый расходный счет. В настоящее время в УФК по Хабаровскому краю обслуживается 22 корреспондентских счета отделений Федерального казначейства.
С 1 апреля и с 15 июня 2000 г. счета № 40102 «Доходы федерального бюджета» отделений Нанайского, Хабаровского, Верхнебуреинского и отделений города Хабаровска закрыты и платежи, поступающие на эти счета, зачисляются на счет № 40102 УФК по Хабаровскому краю. С 1 сентября 2000 г. все отделения федерального казначейства в крае переведены на единый счет № 40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами разных уровней», на который зачисляются регулируемые и нерегулируемые (ранее зачислявшиеся на счет № 40102) доходы федерального бюджета. Начиная с 2001г. платежи в государственные внебюджетные фонды зачисляются на счет № 40101, который является единым счетом по доходам УФК по Хабаровскому краю.
Таким образом, эксперимент по отработке технологии централизованного учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета на уровне УФК по Хабаровскому краю отработан в полном объеме. Реализован переходный этап Концепции функционирования ЕКС по учету доходов на счете № 40102 и распределению налогов и сборов, учитываемых на счете № 40101. Исполнение расходной части федерального бюджета также осуществляется с единого счета № 40105. Введение ЕКС № 40101 и № 40102 на уровне УФК по Хабаровскому краю позволило:
сократить количество счетов по учету доходов, открытых органам Федерального казначейства;
обеспечить оперативный анализ и на его основе более точный прогноз поступления доходов в федеральный бюджет;
обеспечить оперативный контроль за исполнением федерального бюджета по доходам;
устранить расхождения при сверке оперативных отчетов органов Федерального казначейства и учреждений Центрального банка;
оперативно управлять доходами в части осуществления возврата налогов;
более эффективно контролировать соблюдение законодательно установленных нормативов распределения федеральных регулирующих налогов по уровням бюджетной системы.
Преимуществами введения ЕКС № 40105 на уровне УФК по Хабаровскому краю являются:
оперативный анализ финансирования расходов федерального бюджета на территории края;
сохранность бюджетных средств при возможности повторения финансовых кризисов, поскольку остаток средств федерального бюджета в кредитных организациях минимальный;
увеличение скорости получения информации об объемах расходования средств федерального бюджета на территории Хабаровского края.
Значимость реализации Концепции функционирования ЕКС для России определяется следующим:
информация об объемах
поступлений в
Информация о работе Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов