Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью работы стало рассмотрение значения страховых резервов для страховых компаний, как основного источника формирования инвестиционного портфеля.
Задачи курсовой работы:
изучить основы формирования страховых резервов страховых компаний, как основного источника инвестиционного портфеля;
исследовать проблемы формирования страховых резервов в практике страховых компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля;
рассмотреть перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив.

Содержание

Введение 3
1 Основы формирования страховых резервов страховых компаний, как
основного источника инвестиционного портфеля 5
1.1 Страховые резервы, их содержание и действующая структура 5
1.2 Страховые резервы: виды и методы расчета 15
2 Проблемы формирования страховых резервов в практике страховых
компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля 26
2.1 Роль страховых резервов в развитии российского рынка 26
2.2 Инвестирование и размещения страховых резервов в России:
особенности управления 35
3 Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных
инициатив 42
Заключение 51
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

   формирования инвестиционного портфеля

 

 

2.1 Роль страховых  резервов в развитии российского  рынка

Обзор деятельности некоторых  страховых компании РФ показал:

 

Рисунок 1 – Сборы и выплаты некоторых страховых компании РФ

За полгода сборы  группы «ИНГО» по МСФО составили 26,3 млрд р.

Это на 11% меньше аналогичного показателя 2009 г. По РСБУ сборы группы «ИНГО» составили 35,8 млрд р. (–5%).

Падение сборов в компании объясняют консервативным подходом при принятии рисков на фоне продолжающегося демпинга в большинстве видов страхования. Дополнительным фактором снижения стало выбытие в четвертом квартале 2009 г. из группы «ИНГО» компании «СОФАГ». Без учета операций по этой компании снижение объема премий по МСФО составило 5%, сообщает «Ингосстрах».

Выплаты компаний группы «ИНГО» по МСФО составили 15,1 млрд р. (–12%), по РСБУ – 25,6 млрд р. (–2%). Коэффициент  убыточности по итогам шести месяцев  находится на уровне 70%. Консолидированная прибыль группы по МСФО составила 1,3 млрд р.

Консолидированные активы группы к 01.07.2010 по МСФО составили 73,7 млрд р. (против 72,6 млрд р. на конец 2009 г.), страховые  резервы достигли 45,6 млрд р. (против 43,7 млрд р. на конец 2009 г.), собственный капитал – 19,2 млрд р. (+6%).

По данным РСБУ совокупный объем премий российских компаний группы «ИНГО» по операциям прямого страхования  и рискам, принятым в перестрахование, равнялся 34,4 млрд р. (–4%), выплаты – 25,0 млрд р. (–2%).

 

Рисунок 2 - Объем премии, собранной ОСАО «Ингосстрах»

По РСБУ суммарный  объем премии, собранной ОСАО «Ингосстрах» в первом полугодии 2010 г., составил 23,8 млрд р. (–7%), в том числе по операциям  прямого страхования получено 21,9 млрд р. (–7)%, по операциям входящего  перестрахования – 1,9 млрд р. (–10%). Общий объем выплат «Ингосстраха» за полгода составил 15,5 млрд р. (–4%), в том числе по операциям прямого страхования выплачено 14,4 млрд р. (–2%), по операциям входящего перестрахования – 1,1 млрд р. (–29%).

По РСБУ страховые резервы российских компаний группы «ИНГО» составили 47,5 млрд р. (–2%). Это обусловлено снижением объемов премии в первом полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и, как следствие, снижением резерва незаработанной премии, сообщает «Ингосстрах». Кроме того, дополнительное влияние оказало снижение стабилизационного резерва по ОСАГО в связи с изменениями в законодательстве, ограничивающими максимальный размер стабилизационного резерва по ОСАГО. Собственный капитал к 01.07.2010 достиг 16,3 млрд р. (+9%), прибыль до налогообложения этих компаний – более 1,8 млрд р. /2/

 

Рисунок 3 – Сборы и  выплаты группы «СОГАЗ» 

За полгода 2010 г. сборы  группы «СОГАЗ» составили 55,1 млрд р. Это на 24% превышает аналогичный  показатель 2009 г. Выплаты группы составили 32,9 млрд р. (+17%).

Сборы и выплаты СГ «СОГАЗ» в I полугодии 2010 г. (приложение Б). Общий размер активов страховых  компаний, входящих в группу «СОГАЗ», составил 101,2 млрд р. (+26%), страховые  резервы – 69,6 млрд р. (+28%), совокупный капитал – 19,6 млрд р. (+28%). Доход группы от инвестиций в первом полугодии 2010 г. достиг 2,1 млрд р. (+177%). Чистая прибыль группы «СОГАЗ» по РСБУ за полгода составила 3,9 млрд р. (+21%), сообщает страховщик [3].

Те требования, которые  к капиталу, резервам и активам предъявляются сейчас – уже были достаточно жесткие, с точки зрения качества, но это качество не выдерживается практически никем из игроков за пределами десятки крупнейших.

Важнейшая проблема –  это качество активов страховщиков, необеспеченность их обязательств реальными ликвидными активами. В докризисный период роста реальные активы замещались искусственными, и деньги вкладывались в такие инструменты, как недвижимость, акции и облигации компаний, не имеющих достаточного рейтинга и т.п. Сейчас, когда продолжается падение рынка в реальном выражении, те резервы, которые существуют на бумаге, страховщикам было бы неплохо иметь в виде активов, чтобы погашать свои обязательства. Но их нет, поэтому компании продолжают жить «с колес». Реально рынок, если привести показатели к ценам 2006-2007 года, сокращается. И на падающем рынке, когда приток клиентов сокращается, долго так работать невозможно - это решающий фактор.

Страховщики вынуждены  достаточно серьезно работать над своей  расходной частью, поскольку повлиять на тарифы они сейчас уже не могут, тарифы сложились такими, какие они есть. Если посмотрим на самый большой сегмент рынка – страхование автокаско –средний тариф с 2006 года снизился почти в полтора раза. А ведь и тогда комбинированный коэффициент, если учитывать все по нормам МСФО, приближался к 100, то есть уже тогда компании за счет страховой деятельности на этом рынке не зарабатывали. К настоящему времени комбинированный коэффициент у «рыночных» компаний поднялся до 120-125 %, при этом они продолжали съедать те небольшие активы, которые у них были (если были).

Второй фактор связан с неким уровнем фиксированных  расходов, которые несет страховая  компания. Минимальный уровень постоянных расходов, которые есть у любой  современной страховой компании, сейчас находится на уровне 75-90 миллионов рублей в год. Сюда отнесены, прежде всего, расходы на зарплату тех вспомогательных подразделений, которые не относятся непосредственно к зарабатыванию денег, а занимаются обеспечением сервиса для клиентов и управлением рисками. Любая компания должна иметь определенный набор подразделений - урегулирование убытков, сопровождение, учет и бухгалтерия, актуарная служба, андеррайтеры по всем видам и пр. Доля фиксированных расходов к заработанной премии, для того чтобы компания оставалась эффективной при сложившемся уровне комиссионного вознаграждения и убыточности, не должна превышать 6-7 % от заработанной премии. Вот и считаем, сколько заработанной премии должно быть у компании, какой масштаб компании должен быть, чтобы она была безубыточна – 1,2-1,8 миллиарда валовой подписанной премии в год (при условии, что это реальный бизнес, а не возвратные схемы).

Эта ситуация повлияет на консолидацию рынка и M&A намного  сильнее, чем законодательные требования к капиталам. Да и в целом, ужесточение регулирования – не самая большая угроза, поскольку в нашей стране жесткости закона бизнесу очень часто есть что противопоставить: чем жестче закон, тем «умнее» бизнес.

При сложившемся на рынке  уровне комиссии при среднем по убыточности портфеле есть только 44 компании, которые достигли необходимого объема премий. Это универсальные компании. Специализированных компаний, которые занимались бы реальным бизнесом, а не обслуживанием чьих-то интересов, у нас в стране нет. Что касается страхования жизни, это вообще другой рынок, где совсем по-другому считаются резервы и РВД, он только начинает формироваться, и о рентабельности тут говорить рано. Хотя качество активов у них также заслуживает внимания, в том числе со стороны ФССН.

В области структуры активов, позиция ФССН по поводу радикального ужесточения регулирования, в частности, необходимости временного запрета на принятие векселей в покрытие резервов. Существуют эмитенты векселей, которые имеют международные рейтинги и относятся к числу лидеров российской экономики. Эти векселя должны приниматься в качестве обеспечения. Вексель банка из числа 40 крупнейших может быть даже более ликвиден, чем даже депозит того же банка, потому что на то, чтобы отозвать деньги с депозита можно потратить 3-5 дней минимум, а вексель можно продать внутри дня. Требования к эмитентам, конечно, должны быть – с точки зрения рейтингов и финансовой устойчивости, но исключать все векселя, нельзя.

Что же касается рынка  в целом, то его консолидация, если не смотреть на нее через призму M&A, в период с 2006 по 2009 годы была обусловлена, прежде всего, органическим ростом. В основном, более крупные игроки отбирали долю у маленьких, за счет перехода их сотрудников, за счет более низких тарифов, за счет доступа к таким каналам продаж, как банки, автодилеры и т.п. Кроме того, было бы правильно очистить показатели нашего рынка от кэптивного и схемного бизнеса. В результате, мы видим, что реально рынок, несмотря на заявления многих экспертов, не растет, а в части рыночного добровольного страхования он сжимается. Если пересчитать показатели в цены докризисных лет, исключив влияние инфляции, мы увидим достаточно негативную картину. Растет и убыточность, в представленных таблицах мы показали, как складывалась динамика этого показателя год от года, и вызвано это, прежде всего, падением цен. А увеличение убыточности сопровождается уходом игроков с рынка. По вышеупомянутому автострахованию в условиях сложившегося уровня тарифов страховщики подписывают бизнес, фактически, себе в убыток.

Компания, которая имеет достаточно активов, чтобы расти, понимает выбор по-своему: либо это органический рост, либо неорганический рост. Когда на демпинговом рынке преобладали ожидания, что тарифы и дальше будут падать, многие предпочитали попытаться набрать себе портфель, переманивая клиентов из проблемных компаний. В условиях наметившейся тенденции к тому, что тарифы все же начнут подниматься, набирать себе, таким образом, заведомо убыточный портфель – уже не выгодно. Приобретать компании с портфелями может быть выгоднее, особенно для компаний, не имеющих совсем большого брэнда, которые были из-за этого вынуждены входить в рынок с тарифом ниже рыночных (то есть набирать себе совсем убыточный бизнес – с комбинированным коэффициентом 130-140 процентов по каско и ДМС). Сравнивая такие убытки с теми ценами, по которой сегодня продаются страховые компании, их предложения представляются интересными.

С другой стороны, то, что  сегодня целесообразно приобретать, покупая небольших страховщиков – это, по сути, доступ к клиентам. Активов в этих компаниях нет. До кризиса большинство сделок страховых M&A шло с коэффициентом 1,5-2 к валовой подписанной премии. Сейчас речь о том, чтобы коэффициент был 0,4-0,8 плюс величина чистых активов, но она у этих компаний, как правило, отрицательная. Качество покрытия капитала и резервов такова, что разницу приходится вычитать из суммы оценки.

С другой стороны, компании с недостаточной величиной портфеля для адекватного покрытия фиксированных  расходов, но при этом в части  активов хорошо обеспеченные ликвидными инструментами, нуждаются в том, чтобы набрать портфель, заплатив за него справедливую цену. Это позволит расти, но расти прибыльно в долгосрочной перспективе, а не строить пирамиду.

Экономически выгоднее забрать чужой готовый портфель, особенно сейчас, когда у покупателей есть возможность выбирать страховщиков и их портфели. Количество компаний, которые выставлены на продажу, действительно колоссальное, и существует возможность отобрать те объекты, которые все еще эффективны. Относительно эффективны, конечно, те, у которых комбинированный коэффициент на уровне 110 %, то есть то, что еще можно исправить за счет тех технологий, которыми мы обладаем. За год-полтора, с учетом инвестирования, их можно сделать рентабельными. Но исправление ситуации в компании с коэффициентом 130-140 может занять вечность. Такие компании не найдут своего покупателя и уйдут с рынка.

Если страховым компаниям  повезет, если государство поступит с ними, как с банковской отраслью, и внезапно на страховой рынок  обрушится поток денежных средств от государственных финансовых институтов, тогда банкротства не произойдет. Если оставить все на рыночные механизмы – будут достаточно серьезные банкротства. Возможно, даже увидим в нашей отрасли то, что банковская отрасль пережила в 1998-2000 гг. Тогда банкротами становились даже банки из десятки лидеров. Не упасть в такой же кризис ликвидности сейчас банкам помогло государство.

Процесс банкротств начнется, скорее всего, среди компаний, не относящихся  к 10 самым крупным – в секторе малых и средних игроков. Но в принципе, от неплатежеспособности не застрахован никто и из игроков покрупнее. И наблюдать одно-два громких банкротств внутри первой двадцатки, вероятно, придется. Главное, чтобы это не приобрело лавинообразный характер.

Даже если все не обвалится, то действительно, часть этого удара неизбежно возьмут на себя клиенты. Выплаты за банкротов будут произведены за счет оставшихся страховщиков, и явно не в полном объеме. Но директор страховой компании думает, что вся система разрушится. «Если мы увидим серию банкротств средних компаний, государство должно будет вмешаться в процесс».

С точки зрения мер  регулирования, страхование надо приближать к банковскому сектору. К этому  должны готовиться и органы ФССН. В  частности, необходимо усиление мониторинга ситуации в страховых компаниях между отчетными датами.

Страховой рынок очень  молод, и сложившаяся на нем ситуация – следствие недостатка профессионалов. Если не понимать, что такое страховая  компания и как она работает, неизбежны  проблемы. Когда мы рассматриваем некоторые компании на предмет возможного присоединения, мы обнаруживаем что владельцы и руководители компаний до сих пор принимают управленческие решения исходя из того, сколько денег пришло в кассу, а сколько ушло. Резервы при этом выступают каким-то мифическим существом, которое нужно только для отчетности и не имеет ничего общего с реальностью.

Нехватка профессионалов – это не уникальная проблема только страхования, то же самое можно увидеть, например, в машиностроительной отрасли, где целое поколение не было выучено и не приобрело необходимой практики, а кто мог работать – те уехали из страны.

Клиент должен понимать, какие факторы заставят компанию отдать ему деньги. Эффективно работающая на розничном рынке страховая  компания (чего на российском рынке сейчас практически не бывает) имеет все предпосылки для того, чтобы деньги вернуть, тем самым оставить у себя этого клиента в будущем и заработать на этом деньги. Любой финансовый институт сочетает социальную функцию и функцию зарабатывания денег, поэтому клиент не менее акционера заинтересован в том, чтобы его финансовый институт развивался устойчиво. Если компания сейчас обеспечена активами, чтобы выполнять свои обязательства, значит, у нее есть все предпосылки выполнять их и перед конкретным клиентом.

Задача инвестора, вкладывающегося  в такой специфический бизнес, как страхование – это обеспечить себе стабильный доход на протяжении длительного периода времени. Конечно, страхование не является отраслью с  высокой маржинальностью, страховщики зарабатывают невысокую доходность, но стабильно. Ключевые игроки международного страхового рынка существуют уже не одно столетие, притом что сверхдоходности - как в нефтянке, IT или каких-то новых отраслях - там никогда не было. Но в целом, российское страхование – это все же рынок для профильных инвесторов, поскольку невозможно получить отдачу через год-два на деньги, вложенные сегодня. Если уж приходить в этот бизнес, то исходя из горизонта инвестирования 4-5 лет. И время кэптивных компаний, ну если только они не используются для «нерискового» страхования, ушло безвозвратно.

Информация о работе Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив