Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью работы стало рассмотрение значения страховых резервов для страховых компаний, как основного источника формирования инвестиционного портфеля.
Задачи курсовой работы:
изучить основы формирования страховых резервов страховых компаний, как основного источника инвестиционного портфеля;
исследовать проблемы формирования страховых резервов в практике страховых компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля;
рассмотреть перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив.

Содержание

Введение 3
1 Основы формирования страховых резервов страховых компаний, как
основного источника инвестиционного портфеля 5
1.1 Страховые резервы, их содержание и действующая структура 5
1.2 Страховые резервы: виды и методы расчета 15
2 Проблемы формирования страховых резервов в практике страховых
компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля 26
2.1 Роль страховых резервов в развитии российского рынка 26
2.2 Инвестирование и размещения страховых резервов в России:
особенности управления 35
3 Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных
инициатив 42
Заключение 51
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

На российском страховом  рынке одни из компаний сейчас перекапитализированы и получают слишком мало премий на свой большой капитал. Они сейчас как раз имеют возможность  за счет M&A сделать долгосрочную инвестицию, расширить свой портфель до необходимого для компенсации фиксированных расходов уровня и построить в среднесрочной перспективе бизнес, стабильно приносящий доход. Другие компании, обладающие неплохим портфелем, были раньше чьим-то непрофильным активом или совершили в прошлом ошибки в части размещения своих резервов и капитала – они могут избежать банкротства, присоединившись к более крупному страховщику. Это будет путь развития рынка, наименее болезненный для всех [18].

2.2 Инвестирование  и размещения страховых резервов  в России:

      особенности управления

"Для обеспечения  исполнения обязательств по страхованию,  перестрахованию, взаимному страхованию  страховщики в порядке, установленном  нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат". Основным документом, регламентирующим управление страховыми резервами (СР), являются Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. № 100н. С определенной регулярностью в данный нормативный документ вносятся изменения, касающиеся, как правило, требований к качеству активов и их доле в страховых резервах. В частности, последние изменения были внесены Приказом Минфина РФ от 20 июня 2007 г. № 53н и затронули определение доли перестраховщиков и дебиторской задолженности, принимаемые в покрытие страховых резервов, а также взаимоотношения банков и страховых компаний (в части банковских векселей и депозитов).

Действующее законодательство налагает определенные ограничения  на процесс управления и инвестирования, а также структуру инвестиционных портфелей, сформированных из пенсионных накоплений, страховых и пенсионных резервов. В таблице приведена некоторая выборка из существующих ограничений. Согласно приведенной таблице, с одной стороны, портфель страховой компании выглядит наиболее консервативным - меньше максимально разрешенная доля акций и корпоративных облигаций. В то же время страховым компаниям (СК) разрешено инвестировать, например, до 20% от суммы страховых резервов в векселя и депозиты банков, которые могут вообще не иметь рейтинга. Следует учитывать, что вексель - очень рискованный, законодательно не регистрируемый инструмент. Кроме того, нередки криминальные операции с векселями: кражи, подделки и др.; векселя могут быть выпущены с дефектом формы, не погашены в срок, потеряны. Работа с векселями более затратный процесс - при сделках необходимо проводить проверку правильности заполнения и подлинности векселей, оформлять сопутствующие данному процессу документы. Неорганизованность вексельного рынка порождает дополнительные комиссионные расходы и так называемые "откаты", что снижает доходы СК. Однако векселя продолжают составлять весомую часть страховых портфелей. Еще 1-2 года назад в структуре инвестиционных портфелей ПР некоторых НПФов доля векселей доходила до 99%. В текущей ситуации, а также в условиях, когда ЦБ РФ более требовательно относится к отчетности коммерческих банков (в том числе с регулярностью отзываются банковские лицензии), такие инвестиции выглядят достаточно рискованными.

При инвестирования ПН необходимо, чтобы все сделки купли-продажи  акций и облигаций проходили  в биржевом "стакане", а сами перечисленные ценные бумаги должны быть включены в котировальный список высшего уровня (А1). Данные ограничения приводят к тому, что в инвестиционный портфель нельзя включать акции таких крупнейших российских компаний, как ОАО "Газпром", ОАО "ГМК "Норильский никель"", ОАО "НК "Роснефть"", ОАО "Банк ВТБ" и т. д., а также многие облигации субъектов РФ, государственных и прогосударственных банков и компаний (ОАО "Россельхозбанк", ОАО "РЖД" и др.). В результате разрешенные для инвестирования средств ПН акции составляют на данный момент менее 40% индекса РТС. Это делает некорректным сравнение результатов управления ПН с динамикой индекса РТС. Возможно, при инвестировании средств ПН целесообразнее ввести существующие ограничения на размещение СР - разрешенные для покупки акции и облигации должны либо быть включены в высший котировальный лист, либо иметь рейтинг международных агентств не ниже определенного уровня. Кроме того, при управлении ПН исключается возможность напрямую предъявлять имеющиеся в портфеле ценные бумаги к объявляемым на фондовом рынке офертам (например, по акциям ОАО "Мосэнерго", ОАО "РАО "ЕЭС России""). Отдельного упоминания заслуживает вопрос получения владельцами акций ОАО "РАО "ЕЭС России"" причитающихся им акций компаний, выделяемых из энергохолдинга - некоторые из данных ценных бумаг не входят в котировальный список А1 и должны быть в течение определенного периода времени проданы. Еще одной особенностью управления ПН является ежедневный контроль со стороны внутренних подразделений управляющих компаний и специализированного депозитария за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля. Отметим, что в течение года случаи возврата пенсионных накоплений обратно от УК достаточно редки и незначительны по суммам.

Российские СК на данном этапе развития пока еще не рассматривают инвестиционную деятельность в качестве основного источника прибыли, и управление инвестиционным портфелем СК во многих компаниях носит пассивный характер. По-прежнему в инвестиционных портфелях СК достаточно много сделок, основанных на принципе "бизнес-за-бизнес", когда размещение денежных средств на депозиты или в векселя обусловлено, например, поступлением страховых премий от банка. Вместе с тем некоторые СК передают в рамках действующего законодательства часть своих СР (до 20%) в доверительное управление (ДУ) УК. При этом на переданные в ДУ средства сохраняются законодательные требования к размещению СР. Отметим, что СК имеет возможность безусловного изъятия части средств из доверительного управления для осуществления страховых выплат в срок не позднее конца 4-го рабочего дня с даты получения уведомления УК, что, безусловно, является дополнительным сдерживающим фактором для УК.

Особенность инвестиционного  портфеля СК состоит не только в  активах, учитываемых в его составе (дебиторская задолженность, доля перестраховщиков), но и в принципах его формирования - один из принципов имеет более важное значение при управлении СР, чем ПР и ПН - принцип ликвидности. Данное требование обусловлено спецификой деятельности СК - непредсказуемо возникающей необходимостью в страховых выплатах. Из-за невозможности прогнозирования времени и масштабов страховых случаев СК должна иметь ликвидные (при этом, как правило, достаточно низкодоходные) активы, чтобы иметь возможность оперативно и, желательно, с минимальным убытком их продать и выплатить страховое возмещение. Стоимость застрахованных СК объектов определяет минимально необходимую сумму высоколиквидных активов. С точки зрения отчетности (перед Минфином РФ), страховая компания предоставляет отчет о размещении средств страховых резервов на ежеквартальной основе. Это дает возможность страховым компаниям внутри отчетного периода иметь практически любую структуру инвестиционного портфеля, приводя его с помощью других участников фондового рынка в соответствие с законодательством лишь на короткий период отчетных дат. С одной стороны, это позволяет СК получать дополнительную прибыль, с другой - такая практика несет значительный риск. Безусловно, совершенствование страхового законодательства по данному направлению позволит не только снизить риски для клиентов СК, но и будет способствовать укрупнению и консолидации страховых компаний, увеличивая их шансы на конкуренцию с западными компаниями.

Пенсионные резервы  НПФ с точки зрения инвестиционного и отчетного процесса занимают промежуточное положение между ПН и СР. С одной стороны, не менее 80% сделок с ценными бумагами должно происходить на бирже на условиях поставки против платежа, отсутствует требование по покупке ценных бумаг только из списка А1, фонд может проводить более рискованную инвестиционную политику (кстати, в портфелях НПФ продолжают присутствовать векселя, хотя их покупка запрещена с февраля 2007 г.). Размещение средств НПФ, так же как и в случае СК, в определенных пределах может осуществляться в рамках установления взаимовыгодного партнерства с банками и компаниями. Вместе с тем формально контроль за соблюдением НПФ и управляющей компанией фонда порядка размещения средств ПР фонда, требований по формированию состава и структуры пенсионных резервов фонда осуществляется специализированным депозитарием фонда ежедневно. Однако совокупная рыночная стоимость ПР фонда рассчитывается на последний день каждого месяца, в связи с чем в течение месяца возможно количественное нарушение структуры портфеля.

С другой стороны, существуют отличия в обязанностях УК при  управлении пенсионными накоплениями, страховыми и пенсионными резервами. Согласно действующему законодательству УК не вправе гарантировать какую-либо доходность, возникающую от управления переданным имуществом. Тем не менее многие НПФ и СК так или иначе обговаривают с УК вопрос о минимальной гарантированной доходности либо включают в договор пункт о гарантии возвратности переданных в доверительное управление средств. По пенсионным накоплениям у УК нет таких обязательств, однако в случае ее убыточной деятельности Пенсионный фонд России (ПФР) может расторгнуть с ней договор и все средства ПН под ее управлением будут возвращены в ПФР.

В заключение приведем некоторые  цифры. В 2007 г. инфляция составила 11,9%. Согласно опубликованным данным, Внешэкономбанк, управляющий пенсионными накоплениями так называемых "молчунов", показал доходность в 5,98%. По результатам деятельности 53 (из 56) отчитавшихся управляющих компаний, допущенных Минфином к управлению ПН, доходность составила от -1,33% до +8,7% (средняя доходность - 4,4%). Однако некоторые УК получили в управление средства ПН не напрямую от ПФР, а по договорам с НПФ. Показатели таких УК не вошли в статистику, но доходность отдельных компаний по итогам 2007 г. превышала инфляцию. Информация по результатам управления пенсионными и страховыми резервами, как правило, разрозненная, публикации совокупных данных по НПФ и СК отсутствуют. На страницах известного информационно-аналитического интернет-ресурса www.investfunds.ru приведены данные за 2007 г. по управлению ПР только по одному НПФ - НПФ "Русь". Средняя доходность составила 15,03%. В то же время ряд крупных УК показали по управлению ПР за прошедший год низкие результаты, как следствие, некоторые крупные НПФ переводят свои пенсионные резервы из этих УК в другие. Таким образом, формирование инвестиционных портфелей на денежные средства пенсионных накоплений, страховых и пенсионных резервов и управление ими имеет как схожие черты, так и свои особенности. С целью снижения риска и повышения эффективности управления названными средствами необходимо дальнейшее комплексное совершенствование действующего законодательства. (СУСАНОВ Дмитрий, независимый эксперт, канд. экон. наук. Рынок ценных бумаг, 16 ноября 2008 г. Особенности управления пенсионными накоплениями, пенсионными и страховыми резервами)

Минюст зарегистрировал  изменения в правилах размещения страховых резервов. В частности, до конца 2010 г. запрещено размещать  страховые резервы в переводные векселя организаций. Ранее этот актив был разрешен, если организация-акцептант располагала рейтингом не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- агентств Standard & Poor`s, Moody`s Investor Service и Fitch Inc, или рейтингом российского агентства категории, соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности. В векселя и депозиты банков, имеющих рейтинги, теперь можно разместить до 60% суммарной величины страховых резервов (ранее действующий норматив – 50%). С 50% до 60% суммы резервов увеличен норматив для максимальной стоимости векселей банков и депозитов. Также Минфин увеличил разрешенную долю дебиторской задолженности страхователей, перестрахователей, страховых агентов по страховым премиям (кроме обязательного страхования): с 5% до 10% от величины резервов по страхованию жизни и с 45% до 50% от величины резерва незаработанной премии по страхованию иному, чем страхование жизни.

Данные поправки к  правилам размещения резервов также  действуют до 31 декабря 2010 г. Изменения  утверждены приказом Минфина № 72н  от 13 июля 2009 г. и зарегистрированы в Минюсте 24 августа 2009 г. /3/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы  развития страховщиков в фокусе 

   законодательных инициатив

 

 

Пережитый российским и  мировым страховым рынком кризисный  период 2009 года поставил перед профессиональным сообществом и регулирующими страховую отрасль государственными органами немало вопросов, среди которых одним из наиболее острых стала проблема обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.11.1992г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков являются экономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, собственные средства и перестрахование.

И в последнее время  рассмотрение данного вопроса существенным образом активизировалось, став основным вектором изменений в страховом  законодательстве.

Так, в апреле 2010 года в рамках изменений к Федеральному закону от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» было зафиксировано увеличение требования к минимальному уставному капиталу страховщиков с 01.01.2012 г. с 30 млн. рублей до 120 млн. рублей (кроме страховщиков, осуществляющих исключительно медицинское страхование, минимальный размер уставного капитала которых устанавливается в сумме тридцать миллионов рублей), и определены меры по предупреждению несостоятельности и особенности банкротства страховых организаций. В сентябре-октябре 2010 года, в соответствии с проектом ФЗ №391338-5 также будет законодательно предусмотрено уточнение требований к структуре капитала страховой организации, введение системы внутреннего контроля и аудита, введение процедуры финансового мониторинга страховых организаций со стороны ФССН на основе систематизированного перечня финансовых показателей, возможность привлечения субординированных займов, определение процедуры передачи страхового портфеля и введение 2-летнего запрета на профессию для топ-менеджеров компаний, лишившихся лицензий.

По нашему мнению, меры по увеличению размера уставного  капитала страховщиков можно рассматривать  как своеобразную форму компенсации  того, что на сегодняшний день страховой  надзор работает в несколько ретроспективном  режиме, принимая те или иные решения в отношении страховщиков на основании анализа предоставляемой ими отчетности за прошедшие периоды времени. В этой связи, пока не имея возможности работать в режиме онлайн, надзор обладает ограниченным спектром инструментов для предупреждения проблемных моментов, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков. Поэтому повышение требований к минимальному размеру уставного капитала – действенная форма защиты сложившейся системы страхования в целом, поскольку больший размер уставного капитала подразумевает наличие большего объема средств, которые могут быть направлены на закрытие кассовых разрывов в случае возникновения проблем с платежеспособностью страховой компании.

Информация о работе Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив