Перспективы развития финансирования политических партий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что система свободно конкурирующих партий, наряду с всеобщим и равным избирательным правом при тайном голосовании, является одной из важнейших основ современных развитых демократий. Общепризнано, что партии осуществляют важные политические функции посредника между публичной властью и обществом, участвуют в формировании и выражении политической воли народа.
Из-за слабой материальной и материально-технической базы большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, а государственные и независимые средства массовой информации, как правило, стараются дистанцироваться от политических партий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РФ……………………….

5
1.1.
Формирование бюджета политических партий РФ……………………………

5
1.2.
Нормативно-правовая база регулирования финансирования политических партий в России………………………………

9
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РФ………………………………………………………… …...


12
2.1.
Анализ развития финансирования политических партий с 1917 по 1991 г…………………………………………………

12
2.2.

2.3.
Анализ развития финансирования политических партий с 1991 по 2005 г…………………………………………………
Анализ развития финансирования политических партий с 2005 по настоящий момент…………………………………

12

18
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………



20
3.1.
Основные проблемы финансирования политических партий в Российской Федерации………………………………………..

20
3.2.
Перспективы развития финансирования политических партий в Российской Федерации………………………………

21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………..
25

Вложенные файлы: 1 файл

Казакова.docx

— 52.73 Кб (Скачать файл)

2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………

3

ГЛАВА 1.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РФ……………………….

 

5

1.1.

Формирование бюджета политических партий РФ……………………………

 

5

1.2.

Нормативно-правовая база регулирования  финансирования политических партий в России………………………………

 

9

ГЛАВА 2.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РФ………………………………………………………… …...

 

 

12

2.1.

Анализ развития финансирования политических партий с 1917  по  1991 г…………………………………………………

 

12

2.2.

 

2.3.

Анализ развития финансирования политических партий с 1991 по 2005 г…………………………………………………

Анализ развития финансирования политических партий с 2005 по настоящий момент…………………………………

 

12

 

18

ГЛАВА 3.

 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………

 

 

 

20

3.1.

Основные проблемы финансирования политических партий в Российской Федерации………………………………………..

 

20

3.2.

Перспективы развития финансирования политических партий в Российской Федерации………………………………

 

21

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...

23

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………..

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансирование  политических партий является важным составляющим политики государства  в отношении политических партий. В законе Российской федерации о  политических партиях отдельно стоит  вопрос об их финансировании.

Актуальность темы заключается  в том, что система свободно конкурирующих  партий, наряду с всеобщим и равным избирательным правом при тайном голосовании, является одной из важнейших основ современных развитых демократий. Общепризнано, что партии осуществляют важные политические функции посредника между публичной властью и обществом, участвуют в формировании и выражении политической воли народа.

Из-за слабой материальной и материально-технической  базы большинство политических партий не имеет собственных средств  массовой информации, а государственные  и независимые средства массовой информации, как правило, стараются  дистанцироваться от политических партий.

Возможности партий завоевать публичную власть в значительной степени зависят от доступа к финансовым ресурсам. Эта проблема обострилась в современных условиях политической борьбы, ориентированных на использование дорогостоящих методов и средств, в результате чего фактор финансирования чрезвычайно сильно влияет на исходные возможности партий, на результаты выборов и развитие партийной системы в целом. Вместе с тем, не представляется излишне категоричным утверждение о том, что финансирование способно самым серьезным образом исказить сущность свободных справедливых выборов и иных демократических институтов. Кроме того, на практике финансирование политических партий и выборов нередко приобретает характер «политических инвестиций» и является одной из причин развития политической коррупции, олигархизации[1] и криминализации власти, опасность которых трудно переоценить. К сожалению, России не удалось избежать этих проблем.

В этих условиях необходима разработка системы комплексного правового  регулирования финансирования партий, гарантирующая справедливые условия  политической конкуренции и реальное осуществление демократических  принципов. Совершенствование правовой базы невозможно без всестороннего  научного анализа действующего законодательства и практики его применения, теоретических основ правовой регламентации финансирования партий с учетом отечественного и зарубежного опыта правового регулирования, и российских условий.

Именно эти вопросы будут  освещаться в данной курсовой работе.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ   ПАРТИЙ РФ

 

      1. Формирование бюджета политических партий                         

РФ

 

Поддержание активной работы партийных функционеров и аппарата, агитация и пропаганда, привлечение новых членов и повышение конкурентоспособности на политическом рынке немыслимы без четко организованного управления партийными финансами. Какова бы ни была идеология организации, ее привлекательность для масс тем выше, чем больше эта идеология финансируется. Уже для элитаристской парламентской партии финансы играют существенное значение, особенно когда она складывается в ходе отстаивания в представительном органе хозяйственных интересов какого-либо из сегментов крупных собственников. Эффективность лоббистской деятельности партии также напрямую связана с ее  финансовыми возможностями.

Стоит обратить внимание на то, что  обычно в полном объеме финансирование партий за счет государственных средств не осуществляется. 

Любая неразрешенная законодательно попытка использовать бюджетные  средства на партийные нужды, если она вдруг окажется, выявлена, немедленно нанесет удар по политическому имиджу партии, а тем, кто допустит подобное, она может стоить административной или политической карьеры.

Необходимость государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности политических партий специалисты обычно связывают с тремя существенными обстоятельствами: резким усложнением избирательных технологий, влекущим за собой значительное увеличение издержек на проведение избирательной кампании, ростом политической активности бизнеса и имеющими место фактами коррумпированности политической элиты, подрывающими авторитет институтов власти и доверие избирателей.

Соответственно, основными направлениями  государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности политических партий являются:

  1. определение предельных размеров, ограничений по источникам и порядка финансирования пожертвований физических и юридических лиц;
  2. определение лимитирования расходов политической партии на проведение выборов и референдумов;
  3. введение института государственного финансирования политических партий;
  4. определение порядка осуществления партией различных форм хозяйственной деятельности.

Смысл государственного финансирования партий состоит в том, чтобы поддерживать устойчивость существующей партийной системы (и, как следствие, политическую устойчивость государства), назначая денежные бонусы и субсидии организациям, победившим в результате парламентских выборов.

Принято считать, что партийная касса имеет два источника пополнения кроме государственных субсидий: крупные единовременные пожертвования, как отдельных членов партии, так и людей и структур, по каким-то причинам ей симпатизирующих, и членские взносы.

Система партийного членства с ярко выраженными формальными признаками имеет существенное психологическое преимущество перед теми структурами, которые не формализуют этот статус: в первом случае дело партии для рядовых членов представляется общим делом. При этом одна из формальных процедур членства, а именно внесение взносов, оказывается в глазах рядовых партийцев гарантией политической и финансовой стабильности, а также независимости их организации. 
 
           В кризисный период, когда численность массовой партии резко сокращается, возрастает роль внешнего источника дохода. В это же время деятельность актива зачастую носит исключительно волонтерский характер, а сама организация держится почти целиком на энтузиазме ее сторонников, граничащем с фанатизмом. При этом, чтобы поддерживать фанатизм на высокой отметке, в ситуации откровенной аскезы в политическую доктрину организации вносятся радикальные элементы, чтобы лишний раз подчеркнуть значимость идеи. Можно сколько угодно спорить о том, морально ли иметь массовой леворадикальной партии внешний, как правило, не связанный с ее прямой деятельностью доход, спорить о способах получения такого дохода, часто для самих членов партии или для ее элиты цель, поставленная в политической программе, оправдывает любые средства. И тем более способ получения необходимых финансовых средств.

Таким образом, помимо функции источника  пополнения партийной кассы, уплата взносов – это способ поддержания политического участия в партии, а заодно – вспомогательное средство организации партийного учета с регулярным подтверждением членом партии своей принадлежности к ней. Необходимость уплаты вступительных и членских взносов, равно как и их размер, определяется самими членами партии. Порядок взимания взносов не только отражает степень формализации отношений между партией и ее членами, но зачастую также и свидетельствует (хотя и косвенно) об ориентации на социальную базу. Так, в ряде левых партий установлен льготный порядок взимания взносов с социально уязвимых категорий населения (учащейся молодежи, пенсионеров и так далее).

В России денежные средства политической партии формируются таким образом:

  1. вступительные и членские взносы (если их уплата предусмотрена уставом политической партии);
  2. средства, предоставляемые политическим партиям из федерального бюджета;
  3. пожертвования физических и юридических лиц;
  4. поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;
  5. поступления от гражданско-правовых сделок;
  6. другие, не запрещенные законом поступления.

Особый порядок имеет финансирование предвыборной деятельности политических партий и их структурных подразделений. Для этой цели политические партии, принявшие решение об участии в выборах и выдвижении кандидатов, в обязательном порядке должны создать избирательные фонды: все расходы на проведение избирательной кампании должны осуществляться только из средств этих фондов. 
 
Избирательные фонды кандидатов, политических партий могут создаваться за счет:

  1. собственных средств кандидатов, выдвинутых партией по мажоритарным округам, и партий (последние в этом случае обязаны перечислить средства со счета партии в избирательный фонд);
  2. средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
  3. добровольных пожертвований граждан, юридических лиц;
  4. средств, выделенных кандидату, избирательному объединению 
    соответствующей избирательной комиссией в случае, если это предусмотрено законом. 

1.2. Нормативно-правовое регулирование

 

Основным законом, регулирующим деятельность политических партий, является федеральный  закон «О политических партиях».

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О  политических партиях" предусматривает  финансирование политических партий за счет средств федерального бюджета. Государственное финансирование политических партий (далее – Г.Ф.П.П.) осуществляется при условии, что выдвинутый этой политической партией либо избирательным блоком, в состав которого входила политическая партия при проведении указанных выборов, федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы или кандидат на должность Президента РФ получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По результатам выборов депутатов Государственной Думы выделение средств федерального бюджета планируется осуществлять в течение всего срока полномочий Государственной Думы в равных годовых объемах, а по результатам выборов Президента Российской Федерации — единовременно и не позднее чем через год после официального опубликования их итогов. Г.Ф.П.П. предполагается начать после проведения выборов депутатов Государственной Думы будущего созыва, а также после проведения следующих выборов Президента РФ.

Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям, предусматриваются  в федеральном бюджете на очередной  финансовый год отдельной строкой. Эти средства перечисляются на специальный  счет, открытый Центральной избирательной  комиссией РФ в кредитном учреждении. Порядок и сроки перечисления бюджетных средств политическим партиям определяются Центральной  избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ и соответствующим  финансовым органом. Г.Ф.П.П. приостанавливается в случае нарушения ею порядка и сроков представления сводного финансового отчета, а также в случае приостановления деятельности партии.

Информация о работе Перспективы развития финансирования политических партий в Российской Федерации